Таганрог: коррупционные метаморфозы транспортной политики

01/28/2014 - 11:56

Любой руководитель должен понимать, что любые его действия имеют последствия не только здесь и сейчас, но и отразятся на будущем. Особенно, если ему подчиняется не одна компания, а целый город. Но, похоже, что в администрации Таганрога забыли об этой истине. К руководству города у всех накопилось много вопросов. Уже никого не удивляют аресты руководителей коммунального хозяйства, скандалы с закупкой прослушивающего оборудования в администрацию и т.д. Настал черёд конкурса на «Право заключения договора на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа транспортом общего пользования в г. Таганроге на 2014–2016 годы».

В этом старинном городе борьба за получение выгодных транспортных маршрутов была всегда. И тема улучшения качества обслуживания пассажиропотока была основной в течение последних пятнадцати лет. Конкурентная борьба привела к положительным результатам: на дорогах города появились новые автобусы класса «А», построены современные автобазы с налаженной инфраструктурой. Техника оснащена системой «Глонасс», то есть обеспечена полная диспетчеризация маршрутов у компаний с ответственным подходом к безопасности перевозок населения. На фоне прошлых лет, когда людей возили на старых колымагах, типа «пазиков», «ГАЗелей» и автобусов ещё советского периода, ситуация кардинально изменилась. Конкуренция выдавила недобросовестных перевозчиков, и на рынке остались только компании, полностью соответствующие современным требованиям к обслуживанию населения.

С приходом новой команды управленцев в администрацию города никто из игроков на рынке автоперевозок не ожидал, что совсем скоро правила перевозок и требования к ним изменятся, и вовсе не в лучшую сторону. Но, наблюдая за последними политическими изменениями в Ростовской области, непонятные решения комитета по транспорту Таганрога уже не выглядят столь удивительными. Можно предположить, что описанное далее делается для получения «золотого парашюта» перед ожидаемыми отставками в результате накопившихся коррупционных скандалов.

Изменения в конкурсной документации на проведение пассажирских перевозок в Таганроге повергли в шок не только игроков рынка, но и депутатов Городской Думы. Само постановление о конкурсе было принято 30 декабря 2013 года и, хотя оно не было обнародовано, судя по некоторым моментам, компании, близкие к руководству города, были ознакомлены с условиями сразу же. На обсуждение депутатами данный документ был выдан только 14 января 2014 года, за день до начала приёма документов у желающих принять участие в конкурсе. Ранее на нарушения в документации не раз указывала прокуратура, но в силу отсутствия закона о проведении таких конкурсов, реальных причин, способных повлиять на отмену или пересмотр, не нашла. Депутаты, рассматривая постановление и условия проведения конкурса, нашли массу нарушений и поправок, в которых можно легко обнаружить коррупционную составляющую данного документа. На момент рассмотрения документа в Думе присутствовал заммэра города по экономике господин Деменев. На просьбу депутатов отложить конкурс и пересмотреть его условия он ответил категорическим отказом, что в данной конфликтной ситуации выглядит более чем странно.

Ну, а теперь рассмотрим условия проведения столь скандального конкурса, вызвавшего негативную реакцию как у игроков рынка, так и у депутатов.
Наибольшие нарекания вызвали следующие положения конкурса. За наличие тёплого ангара начисляется 500 баллов, что ранее никогда не являлось необходимым условием. В городе такой ангар есть только у одной организации. Данный фактор указывает на прямую заинтересованность руководства города в этом игроке рынка. Наличие стоянки с инфраструктурой – всего 100 баллов, и при таком раскладе основные перевозчики лишаются шансов на выигрыш. Ангар не влияет на качество перевозок, и компаниям не выстроить его за месяц, да это и не нужно в наших климатических условиях. Они лучше бы приобрели автобусы с возможностью перевозки инвалидов. Огромные вопросы вызывает полное отсутствие требований конкурса к возрасту автотранспорта и техническому состоянию. То есть, если у вас новейшие автобусы, а у других – старьё, то это для администрации не имеет значения. Явный перекос в угоду компаниям, не имеющим качественного подвижного состава. По словам некоторых участников рынка, на город надвигается каменный век, ибо такого безобразного лоббирования Таганрог ещё не знал. Появилось требование иметь ванну с электролитами для заправки аккумуляторов. Сейчас никто их не заправляет, просто меняют. За наличие токарного цеха дают 100 баллов, а за малярный цех, имеющийся только у одного претендента, – 300. В современных условиях компаниям легче заключать договоры на окраску со специализирующимися фирмами, чем строить у себя цеха. И это современно и экономически обоснованно. С таким же успехом организаторы могли потребовать наличие автозаправки на территории автобазы, понимая, что её так же никто не имеет, потому что незачем. Проще и дешевле заключить договоры с заправочными комплексами и работать.

Изумление участников рынка вызвало отсутствие начисления баллов за аттестацию сотрудников и безаварийную езду. На аналогичном конкурсе в Ростове-на-Дону главными требованиями были наличие нового автотранспорта, аттестованные сотрудники и безаварийная езда, то есть безопасность пассажиров.

Удивляет позиция в конкурсной документации, в соответствии с которой при одинаковом количестве баллов у 2–3 конкурсантов может быть выбран лишь один победитель путём голосования членов комиссии. Естественно, это члены транспортного комитета города под руководством господина Рубашкина, полностью находящегося под контролем заммэра города Деменева О.Н. В итоге созданы условия для победы только нужной компании, независимо от её опыта на рынке перевозок и состояния автотранспорта.

Существует ещё один интересный нюанс транспортной политики городских властей, с моей точки зрения, явно смахивающий на отмыв огромных денежных потоков, направляемых на перевозки пассажиров. Собираются убрать с маршрутов практически новые автобусы с правом требования остановки в незапрещённом месте. На их место ставятся старые трамваи и троллейбусы, возрастом 20 и более лет, списанные в Ростове и Москве. За последние полгода несколько из них сгорели от самовозгорания. Это хорошо, что обошлось без пострадавших. Но о какой безопасности и каком качестве пассажирских перевозок может идти речь?

Совсем недавно у одной из лоббируемых мэрией организаций неизвестный ночью угнал автобус и, не справившись с управлением, попал в аварию, в которой погиб редактор одного из городских телеканалов. Из этого можно сделать вывод, что автобусы в ночное время не только не находятся в теплом ангаре, но и вообще не охраняются, с ними может произойти что угодно. Совершенно ясно, что безопасность транспорта и пассажиров должна быть приоритетом конкурсных документаций, но для руководства Таганрога это не важно. Главное, чтобы победили нужные компании, помогавшие им выиграть предвыборную кампанию в мэры города.

В результате таких метаморфоз в транспортной политике пострадают не только пассажиры. Работу могут потерять сотни сотрудников транспортных компаний, что не прибавит популярности местной власти, которая не смогла предотвратить мошеннические условия конкурса на проведение пассажирских перевозок в городе Таганроге.

Источник: "Московский комсомолец на Дону"

Источник: 
автор: 
Наталья АБРАМЕНКО
Раздел: 
Общество
автор:
Сергей САХАРКОВ

Новости партнеров: