Экология - заголовок потом придумаю

04/10/2013 - 06:30
Читать u-f.ru на

29 сентября 2013 года, в сквере храма Преполовения пятидесятницы состоялось собрание жителей г. Ростова-на-Дону. Присутствовало 22 человека. Являясь членами приходской общины, многие из них проживают в Железнодорожном районе города, на берегу р. Дон и рукава Мертвый Донец.

2013 год объявлен был в России годом окружающей среды, природы. Жителям побережья р. Дон не надо рассказывать о нынешнем отношении граждан и государства к природе. Все происходит у них на глазах. Некогда кормившая миллионы людей река отдана на откуп судовладельцам и портовикам. Несметное количество различных судов заполонили Дон. Вода в реке круглый год течет покрытая пленкой нефтепродуктов. Дон из кормильца, Батюшки, все более превращается в источник опасности для проживающих на его берегу людей.

Участники стихийного собрания, люди все ж таки не случайные, решили подвести промежуточный итог деятельности природоохранных органов в год экологии на Дону. И, как ни странно, нашли положительный эффект!

Современная история влияния человека на дельту Дона началась в 80-х года прошлого века. В то время государство решило построить в станице Гниловской мост через реку. Здесь прошли объездные, вокруг города Ростова-на-Дону, автомобильная и железная дороги. Дело без сомнения нужное, что подтвердило время. Но в 80-х дорога проходила именно «вокруг» города. А что сегодня? Тысячи автомобилей недовольно урчат двигателями в пробке, протянувшейся на десятки километров в самом Ростове-на-Дону. За прошедшие годы город освоил свои приграничные территории и продолжает расширяться.

Неумение, а может быть и нежелание нашего государства планировать на долгосрочную перспективу сказалось в первую очередь на природе Дона. У нас многое делается необдуманно, походя, «за ради» сиюминутной выгоды. Так автомобильная трасса (Северо-Западный обход М-4) теперь, как и должно, переносится на границу города. Там, между хуторами Кумженским и Колузаевским, будет строиться и очередной мост через Дон. Какие сюрпризы принесет это строительство – покажет время. Но поскольку его проектирование идет без широкого обсуждения – сюрпризы будут. Однозначно!

А мост Гниловской, точнее его строители («Мостоотряд-10») внесли первую лепту в гибель природы дельты Дона. Для получения удобства в производстве работ они отсыпали в реку мыс, соорудили причал…. Так и забросив эти «временные» сооружения.

Усугубила «дурное» влияние на речное течение затонувшая здесь в конце 80-х годов баржа-водак. С ее помощью другой государственный «орган», Министерство мелиорации и водного хозяйства, перевозил через Дон щебень для собственных, корпоративных нужд. Да так и бросил транспортное средство…. В 90-х баржу начали «пилить» досужие «металлисты». И она затонула, увеличив собственным телом «затычку» истока Мертвого Донца еще на 60 метров.

К 2009 году экологическая ситуация в дельте Дона настолько усугубилась, что областное Правительство, под давлением общественности, выделило на исследование Мертвого Донца целых (!) пол миллиона рублей! ЮНЦ РАН на такую же точно сумму и произвел исследования. Денег не хватило…. Не хватило как раз «выявить» истинную причину бедствия – мыс и затонувшую баржу. Ведь они не в М.Донце, а в Дону.

Между тем. В том же 2009 году акватории р. Дон, Ростовского морского порта, находится новый хозяин – ФГУП «Росморпорт». Прежний, «Азово-Донское государственное бассейновое

Управление водных путей и судоходства», проводившее регламентные дноуглубительные работы на Гниловском рейде начало отсыпать грунт вдоль правого берега, под огороды частых владений. «Чистили» Дон не первый год. Но в первый раз решили не вывозить поднятый со дна грунт в отведенные места. Делось это видимо в целях экономии. Строить искусственную землю продолжили новые хозяева. Тут уж видимо в виду полного отсутствия заботы об используемых природных ресурсах – реке Дон. И то! Им ведь не жить на Дону, а работать!

Поднятые дноуглубительными работами ил и иные мелкодисперсные частицы грунта стали оседать вдоль правого берега транспортной артерии. В наибольшей степени – в зоне пониженного давления образованной забытым строителями мысом и затонувшей, по нерадивости мелиораторов, баржи. Всего лишь за три года исток Мертвого Донца практически полностью закрылся для донской живительной воды.

О том, что механизмы самоочищения рукава, самовосстановления биоценоза дельты Дона могут при некоторых условиях запуститься говорили на одном из семинаров «Мертвый Донец: прошлое, настоящее, будущее» в Южном научном Центре Российской Академии наук. Но Правительство Ростовской области на такие мероприятия своих представителей не посылает. А прочесть полученные материалы его работникам не хватает времени и желания.

Однако на отписки и фальсификации, изменения смысла отчета ученых – времени предостаточно. В одном из первых ответов Гниловскому станичному обществу тогдашний Председатель Госкомприроды Г.И. Скрипка назвал сумму потребную для очистки русла Мертвого Донца – полтора миллиарда. Рублей конечно. В пору мирового экономического кризиса российский бюджет не мог поднять такую сумму. Согласимся. Но главной причиной, не дающей области заняться реализацией решений Правительства РФ, стоят не деньги! Халатность, безответственность! Нежелание взять на себя ответственность, отсутствие воли к улучшению среды обитания собственных граждан….

За четыре года дноуглубительных работ ФГУП «Росоморпорт» создало незаконную искусственную землю площадью в 10 га. Всего лишь. Планировалось увеличить ее вдвое…, втрое! Но по рукам дала природоохранная прокуратура….

Именно этот факт и зафиксировали участники собрания в сквере храма Преполовения пятидесятницы как положительный!

Результатом глубоко ответственного, высоко нравственного, истинно государственного шага Ростовской межрайонной природоохранной прокуратуры…. А так же, отсутствия губительных действий Росморпорта…. Короче – в этом году сильнейшие, вызвавшие чрезвычайную ситуацию наводнения в дельте, нагонные ветра слегка исправили дурное воздействие людей на природу! Поднявшаяся вода и течение, устремившееся по своему природному пути в Мертвый Донец хоть немного, но очистили исток!!! Природа сама начала восстановительный процесс! Это стало заметным в сентябре, когда поднялись верховые ветра и сдули воду. Поток в М.Донец увеличился!

Ура!!! …Ура. …У…. Увы человек не сделал ничего, чтобы подержать природу в ее стремлении возродиться. В 2012 году, 28 августа в Мэрии г. Ростова-на-Дону прошло совещание по затонувшим судам в акватории морского порта. По его решению судьбы затонувших судов должны были определиться хозяева. К истечению года после этого совещания ни один из девяти затонувших объектов не был поднят и утилизирован. Как говорится : - А воз и ныне там!

Кто-то из собравшихся в храмовом сквере вспомнил о словах Г.Г. Матишова, академика РАН: - «Правильно говорят казаки! Вот только по закону их требования невозможно удовлетворить…. Необходимо политическое решение одного из первых лиц – либо Губернатора, либо Главы Правительства РФ, либо Президента России». Вот какие Законы действуют на территории страны! Для того, чтобы в год экологии, в первый год действия «Основ государственной политики в сфере экологии на период до 2020 года» необходимо решение, страшно сказать, Первого лица государства!

Поднимаемый людьми, природой вопрос о заурядном нарушении…, о мелочной в размерах государства проблемке незаконной земли и мизерного затонувшего судна требует участия в его решении чуть ли не ООН….

Каким же образом обретают законность искусственно отсыпанные участки как в хуторе Колузаевском?..., в хуторе Курганы? Кто из чиновников возьмет на себя ответственность за последствия строительства нового моста через Дон в том же Колузаево? Кто ответит годы спустя за вред причиненный природе Земли на Хопре? Да что там «на Хопре»….

Бедный Владимир Владимирович…. Как же Вас жалко….

Зауженное на двести метров русло Дона в Железнодорожном районе Ростова–на–Дону, ничто по сравнению с очередной идеей, рожденной в предприимчивых умах пользователей природными ресурсами Родной Земли. Пятнадцать лет тому назад было построено заглавное судно серии – «Великий Новгород». Строили его зная, что глубин для его уверенного прохода в Дону не хватает. И все равно строили! Потому как одно, но большое судно выгоднее строить, нежели пяток, но поменьше…. Строили! Потому как верно рассчитывали на лояльность природоохранных ведомств. Строили, потому как знали свой очередной шаг!

Строили, потому как предполагали заработать на очередной «великой» стройке – Багаевском гидроузле. По свидетельству экспертов в процессе строительства второго шлюза Константиновского гидроузле неизвестно куда подевались около 700 миллионов народных, государственных средств. Горячащий умы проект Багаевского гидроузла будет стоить в пятнадцать раз больше!!! Это без учета обычного, традиционного для российских строек «незапланированного» роста сметной стоимости строительства объектов государственной важности.

К тому же строительство плотины в Арпачине не прекращает работ по превращению реки в судоходный канал. В проект закладываются ежегодные дноуглубительные и спрямляющие русло работы. В комплекс гидроузла входит возведение подпорной плотины в окрестностях города Аксай, в Берданосовке.

Туда же предполагает вложить деньги Росрыболовство. А как же! Ведь рыбе плодиться будет негде! Рукав Аксай сейчас пока еще представляет собой нерестовый канал. По нему идет шамайя в Кундрючку, по нему идет исполнить родительский долг лещ, рыбец…. Значит, необходим очередной рыборазводный завод…. Анатолий Крайний в мае обещал губернатору Голубеву 200 миллионов на такой заводик.

А там подтянутся дорожники. Ведь покупают же местные администрации обещаниями построить автомобильный мост вместе с плотиной. А куда ездить через тот мост? На пруды? Нет. Построят дорогу в Новочеркасск. Мало ли что по ней некого возить. Главное – освоить бюджетные средства! На большой дороге во все времена «валялись» большие деньги!

***

Участники собрания обращаются к Губернатору Ростовской области В.Ю. Голубеву с предложением встретиться непосредственно на одном из объектов – искусственной земле в районе Гниловского рейда или забытом строителями мысу у истока Мертвого Донца. Они хотят использовать эту возможность для уточнения позиции государства в отношении экологии. Ведь одно дело, когда в Москве принимают всякие решения, и совсем иное показывают местные власти.

Если только начать перечислять громадные капиталовложения, осуществляемые в последние годы в экономику нашей области…. Если только взглянуть на публикации в прессе об очередных заключенных губернатором контрактах…. У нормального человека сразу прочь уходят мысли о кризисе – все у нас хорошо. Как же быть с преступлениями против природы, против самого существования человека на донской земле?

Василий Юрьевич! Ответьте, пожалуйста, жителям Дона:

- Вашей гражданской и политической воли достаточно для ликвидации последствий двух преступлений против природы и человека?

-Вы можете дать старт самовосстановлению донской дельты убрав незаконную землю и освободив исток Мертвого Донца?

Источник: 
Автор: Сергей САХАРКОВ