Необычный стартап, или Общественная палата Ростова как место для дискуссий

10/10/2016 - 10:19
Читать u-f.ru на

4 октября в коворкинге «Под крышей» в Ростове-на-Дону состоялось историческое мероприятие, значение которого ещё предстоит осознать. Можно сказать, что в этот день муниципальный центр развития предпринимательства «Новый Ростов» полностью соответствовал своему амбициозному названию.  В годовщину печальной даты в истории отечественного парламентаризма («расстрел Белого Дома») в зале под крышей обсуждался новый Ростов. Обсуждался по-новому и новыми людьми, то есть теми, которых не встретишь в органах городской власти и нечасто увидишь по телевизору.

Известный предприниматель и специалист в сфере IT-технологий Владимир Дроган пригласил в своём блоге людей обсудить Общественную палату города, которую он, в свою очередь, понимает как свой личный стартап.

С другой стороны, издатель и проектировщик IT-систем, основатель группы «Открытое правительство Ростовской области – ООПРО» в «Фэйсбуке» Максим Федоренко возобновил обсуждение Общественной палаты Ростова-на-Дону (ОПР), пригласив на обсуждение свою команду, которая дискутирует об ОПР уже полтора года. Наконец, «под крышу» подтянулись разработчики и технологи, придумавшие и запустившие городские сервисы «Умный город», «Активный ростовчанин» и т.д., Олег Бобрышев, Роман Забродин. Симптоматично, что не  откликнулись политики, за исключением Алексея Азарова. В общем, люди разных поколений и воззрений, посвятившие вторник обсуждению Общественной палаты города, менее всего напоминали обществоведов. И это не случайность: будущему городскому институту развития (именно так понимало большинство участников модель ОПР) придётся сначала не сколько объединять и/или выражать общественные интересы и запросы горожан, сколько возрождать и культивировать их. По сути, речь идёт о воссоздании городского сообщества, которое, как ни печально это признать, практически растворилось в политическом глянце, сервильности журналистов и кулуарных методах принятия важнейших для города решений. Аполитичные, успешные и современные специалисты – математики, программисты, менеджеры и «технари» – устали от тумана, напускаемого в первую очередь городской и региональной властью, от неразберихи в вопросах инфраструктуры, благоустройства, транспорта, и решили сами сделать город «прозрачнее» и понятнее для горожан.

«У меня контракты по сопровождению сложнейших проектов, предложения от американских университетов и муниципальные заказы городов Европы, но когда я начинаю вести переговоры с нашими органами власти, то вижу, что общаюсь с самым сложным и непонятным переговорщиком в моей жизни», – говорит один из участников обсуждения – Александр Дубовкой.

«У меня есть, кого предложить в Общественную палату, есть интересные люди и проекты, но если вся ОПР решит хотя бы одну проблему – оптимизацию городского транспорта и ликвидацию «пробок», то «общественники» уже за это будут достойны благодарности», – говорит Алексей Азаров.

«Все говорят о технологиях agile как эффективном инструментарии, но этот метод, убеждённым сторонником которого выступают Герман Греф и федеральные чиновники-технократы, предполагает особую систему ценностей и изматывающий режим форсированных обсуждений. Мы к этому готовы», – констатирует Олег Бобрышев.

«Я хочу сделать из ОПР «трубу экспертов», непрерывно работающую систему выработки и контроля решений, полезных для городского сообщества», – резюмирует Владимир Дроган. Предложенный им в конце кейс «Имитация благоустройства» сигнализирует сразу о двух моментах: настроенности участников ОПР на решение подобных конкретных «кейсов»  и об избыточности имитации – позорной проблеме столицы донского края.

 

Обсуждение «под крышей» было насыщенным и захватывало в свою орбиту самые разные вопросы. Корпоративные ноу-хау корпораций («Тойота», «Майкрософт» и т.д.) и исследование существующих (уже устаревших, по мнению участников) управленческих алгоритмов города и региона, ERP-системы и работа городских активистов, agile, scrum и форсайты – на встрече энтузиастов ОПР в режиме реального времени тестировались самые передовые и/или проверенные на сегодня технологии, способные улучшить взаимодействие жителей, власти и городских служб. Ещё не образовавшись де-юре, Общественная палата Ростова-на-Дону уже де-факто начала работать.

Указу о формировании Общественной палаты РФ недавно было десять лет. Общественные палаты созданы в регионах и некоторых городах страны (Челябинск, Иркутск, Курган). Изучение истории деятельности палат, личное участие в работе ОПРФ и сотрудничество с общественниками на федеральном и региональном уровне дают  мне основания констатировать, что не только от города к городу, от региона к региону Общественная палата меняет свою модель, но даже каждый новый созыв ОПРФ, несмотря на невысокую ротацию кадров палаты, не похож на предшествующий. При одном и том же секретаре и похожих по функциям и названиям комиссиях палата каждый созыв получается разной. Общественные палаты консолидируют благотворительную деятельность и грантовые программы, проводят общественные слушания и экспертизу законов, направляют внимание Президента и руководителей страны на те или иные проблемы, разрабатывают стратегические документы и доклады, идущие сразу в разработку на федеральном и региональном уровнях. Рубрика «Добились!» на официальном сайте ОПРФ насыщена важными результатами, международные связи «общественников» впечатляют.  И если в опросе, посвящённом десятилетнему юбилею ОПРФ «Как Вы относитесь к Общественной палате», слышны иронические нотки, сатирики и артисты язвят, но однако имеются высокие оценки со стороны министров, депутатов, общественных деятелей. Насколько эффективно будет работать ростовская ОП – мы ещё узнаем, но очевидно уже то, что в создаваемом общественном институте развития Ростова-на-Дону будет своя изюминка – нацеленность на эффективное решение проблем управления городом с привлечением самых новых технологий.

В августе депутаты Ростовской-на-Дону городской Думы утвердили положение «Об Общественной палате города Ростова-на-Дону». Инициатива создания нового института гражданского общества прозвучала на встрече главы Администрации города Сергея Горбаня с городским сообществом: блогерами, общественниками, журналистами. Согласно принятому документу, одна треть членов Общественной палаты будет предложена председателем городской Думы – главой города Ростова-на-Дону, другая – главой Администрации города. Члены Общественной палаты первого состава, утвержденные городской Думой и Администрацией города, в течение 45 дней со дня утверждения двух третей членов Общественной палаты, в соответствии с установленной ими процедурой конкурсного отбора, утвердят ее членами еще 11 представителей общественных объединений. При этом несомненно, что Сергей Горбань, давший в итоге «добро» на создание Общественной палаты Ростова, одновременно приводит к рычагам управления новую команду, начиная таким образом «перезагрузку» городской политики в целом. Существующие «кабинетные» правила жизни и работы городской верхушки неизбежно подвергнутся серьёзному давлению со стороны новичков, жадных до инноваций и реформ общественников. Горбань не может не осознавать, что закладывает в своё решение возможность конфликта между старыми элитами и возникшими как бы из ниоткуда новыми управленцами, но, скорее всего, пойти на такой шаг его заставило реальное отставание городских систем управления от требований времени, несоответствие существующего политического уклада запросам горожан и ожиданиям региональной и федеральной власти. Очевидная для многих ростовчан заскорузлость, инерционность политической машины, способной, пожалуй, лишь успешно штамповать «нужные» результаты на выборах, заслужила невысоких оценок и у главы Администрации города, вынужденного пойти на создание ОПР, на поиск новых ресурсов. Сергей Иванович Горбань, сам выходец из «старой» управленческой школы, запускает в коридоры власти новую смену, технократов и общественников, работающих с городским хозяйством совсем в другой парадигме, нежели было принято последние 20 лет. В связи с этим глава Администрации города идёт на риск потерять аппаратную поддержку, но идёт осознанно: без подобного шага, без ввода внутрь городской модели нового драйвера развития в виде Общественной палаты, старая городская система была обречена на болезненное умирание – возможную ампутацию или кардинальные кадровые перестановки, что могло бы привести к управленческому коллапсу или социальному взрыву. Если по любой из «квот» в будущую ОПР попадёт хоть один участник совещания «под крышей», это будет чрезвычайно полезно для города. Ростов-на-Дону должен выйти из образа «обречённого города», беднеющего, ветшающего, постепенно теряющего своё былое значение и высокий статус.

«Конкуренция городов никуда не делась, и Ростов должен наглядно подтвердить, что именно он, наш город, – главный интеллектуальный центр Юга России, – говорит Максим Федоренко. – В сотрудничестве с сообществом IT-специалистов и продвинутых менеджеров мы сможем вернуть столице Южного федерального округа статус самого умного, интересного и передового города страны. Наука об управлении городом постоянно развивается, урбанистические практики креативных столиц мира ежедневно нам преподносят интересные решения. Мы ничуть не хуже «умных городов» планеты. И площадка городской Общественной палаты, уверен, может стать центром притяжения для молодых талантов и заслуженных специалистов, экспертов и политиков».

 

 

От редакции

Мероприятие, посвященное новому стртапу, не прошло незамеченным для активных ростовчан – идея вызвала бурное обсуждение в соцсети «Фейсбук», к которому подключились известные ростовские блогеры и общественники. 

Елена Хатламаджиян

На неделе были на очередной встрече по поводу формирования Общественной палаты...Итак, как всегда, тезисно, чтобы было понятно. Опять-таки это всего лишь мое субъективное впечатление: 
1. У собравшихся людей, у каждого свое видение Общественной палаты, из-за этого получается: «Лебедь, рак и щука».
2. Нет лидера! Было много замечательных, умных.. нет, просто мега умных))) но лидера нет, а это необходимо. Нет лидера – нет стержня, вокруг которого все будет крутиться.. Ну, или я не разглядела.... или он активно скрывается))) пока...
Может быть, сложилось такое впечатление потому, что каждый раз на встрече новый модератор.
3. Появилось ощущение, что это какой-то эксперимент, как будто бы за участниками встречи наблюдают: дали поиграть кубик Рубика и смотрят, что же получится... ждут, когда самоорганизуемся)))
4. Также имеет место такой существенный аспект, как отсутствие доверия со стороны общества в целом к действиям Администрации города.

…Хотя, с другой стороны, я так же понимаю, что если изначально думать, что не получится, то город так и останется с номинальной Общественной палатой. И будем ждать: а когда же? Когда случится чудо? Поэтому, несмотря ни на что надо хотя бы попытаться что-то изменить к лучшему ;) 
Надеюсь, что все получится с идеей создания «РЕАЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ». Хотелось бы всем пожелать терпения и удачи! 

 

Александр Сушков 

Хорошо было бы изучить статус Общественной палаты. В принципе, ни одна власть никогда не делилась по собственной инициативе своей авторитарностью. Но есть вынужденно принятый закон об Общественной палате. Хорошо бы его досконально изучить  и на его основе действовать. Работа колоссальная. У кого есть время? В принципе, Общественная палата имеет смысл, только если власть рассматривает её как помощницу (что очень сомнительно на данном этапе). Возможно, лучше сконцентрировать наши усилия не на Палате, а на конкретных проблемах (Парамоны, деревья, ЖКХ и т.д.) и долбать их до самого верха. Широким слабым фронтом против системы пробиться сложно. А вот навалиться всем Миром в конкретную болевую точку – можно и проломить. Главное – помнить, что основная задача – не воевать с системой, а что-то создавать.

Александр Водяник 

На собрании ни слова не было упомянуто про первое: ЗАЧЕМ ОП? Несколько раз вставал вопрос про управление, но так и не вышли за рамки имеющегося формата ГОСУДАРСТВЕННОГО управления. И вся дискуссия пошла по поводу изменения/реформирования ЭТОЙ системы… со всеми вытекающими... а на самом деле, исходя из вышесказанного, "формулируется модель Общественной палаты города, которая имеет в своей основе логическое и последовательное развитие направлений реформирования муниципальной исполнительной власти, каждое из которых содержит мероприятия, связанные как с совершенствованием традиционной организации ПУБЛИЧНОГО управления, так и с внедрением новых инструментов управления". Никто и слова не сказал про "публичное". А именно оно лежит в основе не государственного (текущего) управления, а стратегического, коего в городе как не было, так и нет.

Марина Китаева 

Ребят! Не парьтесь: народ еще не дозрел до взрослых дел (за исключением пары-тройки человек). Я сижу в кустах и внимательно наблюдаю за процессом. И, как психолог, всю жизнь проработавший в детском коллективе, ответственно заявляю: из детских штанишек еще не выросли. Ну, а с детьми можно чего-нибудь добиться только играя. Пусть победит сильнейший и выйдет в лидеры, создаст вокруг себя работоспособный коллектив, поставит взрослые цели и добьется их исполнения. А потом можно говорить и о создании САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ОП.

 

 

                                                                                                                                               

 

Источник: 

Соб. инф. 

Автор: Наталья АБРАМЕНКО