Четыре триллиона для «чёрной дыры»?

10/02/2011 - 15:08
Читать u-f.ru на

Элиты Северного Кавказа осознают, что дальнейшее функционирование в режиме финансовой «черной дыры» вверенных им субъектов РФ может привести к самым печальным последствиям.

Как заявил в интервью «Коммерсанту» президент Дагестана Магомедсалам Магомедов, для того чтобы регионы Северного Кавказа вышли хотя бы на среднероссийский уровень обеспеченности основными фондами, сюда необходимо вложить около 4 трлн руб. Поясним, что на этот раз речь идет не об очередных дотациях, субвенциях и прочем «вспомоществовании» со стороны центра, которое, по мнению многих экспертов, раньше больше напоминало стремление откупиться от претензий со стороны северокавказских жителей, чем попытку в действительности разрешить их проблемы. В этом смысле важным уточнением является использованный главой Дагестана термин «основные фонды» (то есть, по сути, производственные мощности). Фактически Магомедов призвал Москву не выделять очередную порцию денежных средств на потребление (читай, проедание), а предоставить своему региону ту самую «удочку», с помощью которой он сам будет зарабатывать себе на жизнь.

«Вы можете поднять цифры, ознакомиться с уровнем бюджетной обеспеченности. И в этом нет нашей вины, мы получили такие стартовые условия. Если бы у нас были такие предприятия, как КамАЗ и «Татнефть», то мы обеспечивали свой бюджет за счет своих же налогов. Это в свою очередь позволило бы нам успешно решать социальные вопросы. Но так получилось, что еще раньше, в советский период, когда только размещали все эти производства, на территории северокавказских республик не оказалось серьезных, крупных, налогоемких предприятий», – посетовал президент Дагестана на структурные перекосы в территориально-производственном комплексе РФ, доставшиеся ей по наследству от советских времен.
«Для того чтобы регионы Северного Кавказа вышли хотя бы на среднероссийский уровень обеспеченности основными фондами, надо вложить 4 трлн руб. О таких деньгах вообще речь не идет, их негде взять. Рассчитывать мы можем на инвестирование бизнес-структур через различные проекты. Но чтобы пришел бизнес, мы должны создать соответствующую инфраструктуру. И тут, на старте, необходима помощь государства», – вполне резонно отметил Магомедов.
Надо отметить, что эта позиция во многом перекликается с той, что озвучил недавно полпред Президента РФ в СКФО Александр Хлопонин, который отметил, что государство будет вкладывать средства не столько в строительство новых предприятий в СКФО, сколько в создание здесь необходимой для их появления инфраструктуры. «Мы создали условия, чтобы на Кавказ пришли ресурсы. Соотношение государственных инвестиций и частных составляет один к шести. То есть на рубль государственных денег должны прийти шесть от частных инвесторов», – заявил Хлопонин.

Инициативу дагестанских властей оценивает ведущий научный сотрудник Института экономики РАН Владимир ФИЛАТОВ:
– Во-первых, нужно отметить, что диагноз поставлен абсолютно правильно. Слабая производственная база в этих республиках приводит к низким налоговым поступлениям. Отсюда несамодостаточность региона в смысле зависимости его бюджета от трансфертов из федерального центра и высокая безработица, которая создает большие социальные проблемы. В том числе известного печального свойства.

Выходом из этого замкнутого круга действительно могло бы стать развитие реального сектора региона. Трудно сказать, какие деньги для этого нужны – 4 трлн рублей или больше, это надо вычислять через обсчет стоимости конкретных проектов. Но, так или иначе, как мне представляется, начинать здесь следует со стратегии, как и обещал г-н Хлопонин, когда его назначали на этот пост. Однако стратегия должна быть не просто политической декларацией о намерениях, а рабочим документом. То есть в ней должны быть указаны конкретные объекты и отрасли, которые планируется размещать.
Очевидно, что поскольку речь идет о трудоизбыточном регионе, то здесь нужно развивать достаточно трудоемкие производства. Например, это может быть сельское хозяйство и всё, что с ним связано (переработка). Или швейная промышленность. Мы возим одежду из Турции и Китая, когда в наших собственных регионах люди сидят без работы.

Но для того чтобы всё это здесь появилось, одних только денег недостаточно. Как известно, бизнесу – если сюда планируется привлекать частные инвестиции – нужна стабильность. Понятно, что в условиях продолжения террористической активности в этом регионе реализация подобного рода планов будет весьма затруднена. Например, тот же туризм здесь действительно мог бы развиваться. Но опять же лишь при условии социально-политической стабильности и безопасности.
Получается замкнутый круг. С одной стороны, развитие экономики должно привести к политической стабильности, но с другой, без политической стабильности трудно обеспечить развитие экономики… Естественно, что и то, и другое придется делать одновременно.
Понятно, что государство должно идти в этом процессе на шаг впереди: вряд ли частный бизнес согласится быть первым. В инициативе главы Дагестана мне представляется хорошей идея частно-государственного партнерства с участием местного бизнеса. Дело в том, что местный бизнес легче поднять на развитие региона (но только, конечно, если системно работать). Грубо говоря, на рубль государственных вложений должны приходиться несколько рублей местного бизнеса.

Еще одним проблемным моментом является качество рабочей силы. К сожалению, в силу исторически сложившихся обстоятельств, как я понимаю, здесь есть определенная трудовая ментальность, которую нужно учитывать, а также больше вкладывать в образование. Причем если мы говорим о развитии региона, то это должно быть не просто, как сейчас модно, образование в инновационном ключе. То есть должно быть не только высшее образование, нужно еще готовить квалифицированных специалистов рабочих специальностей – для сельского хозяйства, строительства и т.д.

По данным начальника контрольно-финансового управления президента Дагестана Раюдина Юсуфова, если в 2005 году уровень дотационности консолидированного бюджета республики составлял 80 %, то на 2011 год этот показатель уже запланирован в пределах 66,9 %. «Если объем финансовой помощи республике из федерального бюджета увеличивается в 2011 году по сравнению с 2005 годом в 2,3 раза, то налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета республики планируется в 2011 году в 4,5 раза больше, чем в 2005 году», – пояснил Юсуфов «Дагестанской правде».

Среднемесячная заработная плата в сентябре 2010-го составляла 9793,8 руб. (последнее, 83-е место по России). В декабре 2010 года в республике было 163,1 тыс. безработных (13 % экономически активного населения, 79-е место в РФ).

По данным МВД, в 2010 году в Дагестане зарегистрировано 11 640 преступлений, или 425 на 100 тыс. населения (третье место в РФ).

Источник: 
Автор: Сергей САХАРКОВ