Крещение Господне (Святое Богоявление) в России и других странах

14/01/2011 - 16:05
Читать u-f.ru на

Крещение Господне (Святое Богоявление)

Крещение Господне — один из самых древних праздников христианской Церкви

19 января
Крещение, или Богоявление, празднуется Православной Церковью 19 января по новому стилю. Накануне праздника, 18 января установлен строгий пост.

Праздник Крещения Господня — один из самых древних праздников христианской Церкви. Его установление относится еще ко временам апостолов. Древнее название праздника — «Епифания» — явление, или «Теофания» — Богоявление, также его называли «праздник Светов», «Святые Светы» или просто «Светы». Ибо Бог приходит в мир в этот день, чтобы явить миру Свет Неприступный.

Все четыре Евангелия свидетельствуют об этом.
«И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1,9-11).

Слово «крещаю», «крещу» в переводе с греческого означает «погружаю в воду». Нельзя понять смысла и важности крещения, не уяснив прежде символического и реального значения воды в Ветхом Завете. Вода — начало жизни. Именно из воды, оплодотворенной животворящим Духом, произойдут все живые существа. Где нет воды — там пустыня. Но вода же может и разрушать, и уничтожать — как водою великого потопа Бог залил грехи и разрушил зло человеческое.

В память того, что Спаситель Своим Крещением освятил воду, бывает водосвятие; накануне праздника вода освящается в храмах, в самый же праздник Богоявления — в реках или других местах, где берут воду. Крестным ходом на Иордан называется шествие для освящения природных водоемов.

Крещение Иоанново было символическим и означало, что как тело омывается и очищается водою, так и душа человека, кающегося и уверовавшего в Спасителя, будет очищена от всех грехов Христом. Сам Иоанн восклицал: «Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я не достоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк. 1, 7-8).

И вот к нему приходит Иисус из Назарета. Иоанн, считая себя недостойным крестить Иисуса, стал удерживать Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Но Иисус сказал ему в ответ: «Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 14-15).

После Крещения Христа крещение для людей уже не просто символ очищения. Здесь Иисус явил Себя миру как Христос, Сын Божий. «Я видел, я свидетельствую: Он — Избранник Божий», — подтверждает Иоанн Креститель. («Мессия» по-еврейски — то же, что по-гречески «Христос», то есть «Помазанник Божий»). Богоявление открыло нам великую Божественную тайну Святой Троицы. Теперь каждый окрещающийся приобщается этой тайне, по словам Христа к Своим ученикам «Идите, научите все народы, крест их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19).

Украина

Праздником Крещения заканчиваются Рождественские святки, которые длятся с 7 по 19 января. В соответствии с библейским рассказом Христос был крещен в водах реки Иордан, это и дало второе, народное, название праздника. Накануне, то есть 18 января, вся семья, как и перед Рождеством собирается за столом. К столу подаются лишь постные кушанья и готовится голодная, или же, Бедная кутья. Почему она так называется, объяснить тяжело, возможно потому, что весь день накануне Крещения нельзя ничего есть, так как суровый пост. На Голодную кутью приходится интересный обряд, который имеет название «Изгнание кутьи». Суть его состоит в том, что нужно взять горшок где варилась кутья и разбить его о ворота, при этом приговаривая: «Прочь, кутья, из покутя!». В некоторых регионах Украины, в основном на Западе, в этот день щедровали.

В церквях освящают воду, которая набирает особой силы и целебности. Крещенской водой лечат раны, она помогает отвернуть любое бедствие. Придя утром после ночной церковной службы домой, нужно окропить каждый уголок Вашего жилья свяченой водой, тогда в Вашем доме будет порядок и покой.

В ночь на Крещение животные могут разговаривать человеческим языком, но прислушиваться к их разговорам не нужно - как правило, это не предвещает ничего доброго.

В день Крещения вся община, как правило, собиралась около озер или рек, где происходили церковные службы. Они происходят, конечно, и сейчас, но тот колорит, та блистательность и мистическая загадочность, к сожалению, утрачены. Происходит это и потому, наверное, что климат на нашей матушке-планете существенно потеплел и нет тех зим. Сейчас тяжело вообразить, что весь церковный реманент для водосвяток, в частности царские врата, делались изо льда. В особенности этому дню радовались дети, ведь на них ждало столько интересных действ. Одно из них - выпускание голубей. Эти птицы символизируют праздники, которые заканчиваются и их нужно выпустить на волю.

Как это ни досадно, но именно Крещение заканчивает целый ряд рождественско-новогодних праздников, ведь настало время работать.

Беларусь

18-19 января - праздник Крещение (Вадохрышча), третья (постная, «водяная») кутья. Христианская религия связывает Крещение с крещением Иисуса Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан. В церквях в этот день происходит крещение воды, которую берут из ближайшей реки, высекая на льду большой крест. Праздник Крещения заканчивал двенадцатидневные (по количеству месяцев в году) колядные праздники.

В христианском празднике Крещения нашли отпечаток стародавние языческие верования в магию воды. В полночь перед Крещением хозяйки ходили на речку или на озеро и черпали воду, которая потом хранилась весь год как лечебная. Крещеную воду давали пить больным, опрыскивали ею поле перед посевной, домашних животных, новый дом перед заселением, гроб, перед тем как положить туда покойника.

На Крещение ходили в церковь и стремились как можно быстрее вернуться домой - тогда урожай хозяин соберет первым. Сено, на котором на протяжении Коляд стояла кутья, постепенно отдавали домашним животным как защитное средство от болезней и от негативного воздействия ведьм. Подсохший верх кутьи снимали и отдавали курам, «каб добра неслi».

В этот день исполнялся также обряд «записывания Коляды», целью которого была охрана дома, всего хозяйства от воздействия нечистой силы. Для этого хозяин, вынув из печи горшок с кутьей, ставил в нем сделанный из лучины крест, который на следующий день опускался в воду (чаще всего в реку). Вечером хозяин, взяв первый блин или верх кутьи, обходил все свои постройки и рисовал на стенах кресты мелом.

Существовал уникальный обряд под названием «Цягнуць Каляду на дуба». Жители волочили по улицам борону, на которой стоял горшок с кутьей. На окраине деревни они выбирали самое высокое дерево, как правило, дуб. Мальчик оставлял горшок с кашей на самой верхушке дерева. Кутья символизировала жертву природным стихиям и душам предков.

В старину верили, что собранный в этот день снег отбеливает холстину и кожу девушек, обладает целебными свойствами. Если бросить его в колодец, то он сохранит в нем воду в засуху. Участники колядных гуляний и ворожбы стремились, невзирая на сильный мороз, три раза окунуться в проруби и тем самым очиститься от грехов.

По поверьям, ясный и холодный день на Крещение указывает на засушливое лето. Хмурое небо и снег - к большому урожаю.

Абхазия

Православные Абхазии отмечают один из двенадцати главных христианских праздников - Крещение Господне, или Богоявление. Отмечать его христиане начали еще с апостольских времен. Сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского от II века о ночном бдении, совершаемом перед праздником Крещения Господня.

Начиная с III века, Григорий Чудотворец, мученик Ипполит и все великие отцы Церкви проводили в день праздника особые беседы с паствой, в которых разъясняли его смысл. Праздник установлен в память о евангельском событии, когда 30-летний Иисус Христос крестился от Иоанна Предтечи в водах Иордана. Своим крещением в Иордане Спаситель положил начало таинству крещения - одному из семи главных церковных таинств, через которое человек как бы заново рождается для жизни во Христе.

Праздник Крещения называют еще Богоявлением, потому что при Крещении Господа было явление всех Лиц Святой Троицы: Голос Бога Отца свидетельствовал о Сыне, Сын Божий крестился от рук Иоанна в реке Иордан, а Дух Святой в виде голубя сошел на Сына.

У верующих существует обычай ежегодно, набрав крещенской воды, окроплять ею свои жилища, вещи и домашних животных. Эту воду можно пить - желательно натощак. Христиане благоговейно хранят ее в течение всего года.

Сербия

В сербских землях на Крещение принято есть фасоль с Рождественского сочельника и больше ничего. Священник и два-три специально отобранных ученика ходят по домам и освящают воду. Иногда люди приветствуют друг друга: «Христос крестился!» - «Воистину крестился!». В этот день и «крестятся ветра». Тот ветер, который сильнее дул на Крещение, и весь год будет дуть сильнее других. В Церкви в воду ставят крест: если вода замерзнет - год будет здоровым.

На Богоявление в церквях освящают воду. В некоторых местах в Сербии существует следующий обычай: из церкви молодые люди бегут на реку, чтобы схватить крест, сделанный изо льда или дерева. Тот, кто первым его достигнет, получит награду от церкви.

Люди верят, что на Богоявление открывается небо и Бог исполняет людские желания. Принято и приветствие: «Христос явился - Воистину явился!» Если на Богоявление дует северный ветер, год будет здоровым, если южный - то год будет урожайным, но болезненным. Если облачно или идёт снег, год будет плодородным, если ясно - лето будет сухим, если идёт дождь - весной будет половодье.

Эфиопия

В эфиопском календаре Крещение считается самым главным религиозным праздником и носит название Тимкат. Праздник этот продолжается три дня.

Зрители и участники праздника получают возможность увидеть древнюю церковную традицию. Торжественная музыка, замечательная еда, интересная живописная процессия - все это проходит по всей Эфиопии.

В канун праздника кетера (священники), дебтерас (дьяконы) и прихожане выносят из церкви табот (обычно это небольшая плита из дерева, иногда камня, олицетворяющая скрижали с десятью заповедями) и торжественно несут ее к реке или к воде. Кетера одевают красивые яркие церемониальные одеяния. Табот, завернутую в красивые и богато украшенные материи, по традиции несет на голове один из священников.

Когда процессия доходит до воды, табот помещают в специальную церемониальную палатку, и священники и наиболее почитаемые прихожане молятся всю долгую ночь. Торжественная служба начинается около двух часов ночи.

На следующий день происходит главный момент праздника - окропление святой водой. После этого табот переносится обратно в церковь с песнями, танцами, которые продолжаются весь день.

Источник: 
Автор: Сергей САХАРКОВ