На петербургском рынке лизинга признаки стагнации

09/11/2011 - 12:50
Читать u-f.ru на

Ухудшение общего экономического фона и обвал финансовых рынков могут привести к снижению деловой активности в России и падению спроса на услуги лизинговых компаний. А рост банковских ставок повлечет удорожание их услуг и ужесточение требований к качеству лизингополучателей, что уже начинает прослеживаться на рынке. Негативным образом могут повлиять и намерения Минфина отменить ускоренную амортизацию в лизинге. Такие возможные варианты событий описывают эксперты. Впрочем, пока платежеспособный спрос на лизинговые услуги есть, и по итогам года отрасль вырастет.

МЕДЛЕННЕЕ РЫНКА

Рынок лизинга Санкт-Петербурга в 2011 году продолжил расти. По оценкам экспертов, его объем по итогам первого полугодия увеличился на 6% и достиг 30,74 млрд руб. Общее улучшение экономической ситуации в конце 2010 — начале 2011 года позволило предприятиям планировать развитие и направлять средства на обновление материально-технических баз. Свою роль сыграли и принятые государством меры по стимулированию инвестиций и поддержке модернизации экономики, а также платежеспособный спрос на лизинговые услуги со стороны бизнеса и ответное конкурентоспособное предложение со стороны лизинговых компаний, обеспеченное доступом к долгосрочным заемным ресурсам, говорит гендиректор «МСП Лизинг», председатель подкомитета ТПП РФ по лизингу Алексей Акиндинов. Ставки удорожания и размеры минимального авансового платежа были снижены, а сроки лизинга увеличены до пяти-семи лет.

Однако доля новых сделок в Петербурге в сравнении с аналогичным периодом 2010 года снизилась почти в два раза — с 11,3 до 5,8%. Да и темпы развития лизинга в регионе были значительно ниже общероссийских. Правда, отставание эксперты в первую очередь объясняют тем, что в городе не представлен лизинг железнодорожной техники, который по итогам первого полугодия занимает больше половины российского рынка. Подобные сделки преимущественно заключаются в Центральном регионе крупными компаниями, работающими при банках, говорит гендиректор компании «ПН-Лизинг» Роман Маланин. Кроме того, активную экспансию в регионы ведут пригосударственные лизинговые компании, на долю которых, по оценкам экспертов, приходится почти 55% нового бизнеса.

Драйверами роста рынка в этом году оставались железнодорожный подвижной состав и автомобильный легковой и грузовой транспорт. Лизинг автотранспорта становится все более и более востребованным. Это единственный крупный сегмент, показавший в 2009 году наименьшее падение в условиях сокращения объемов всех видов долгосрочного финансирования, напоминает вице-президент по развитию бизнеса Europlan Александр Михайлов. Продажи легковых и легких коммерческих авто в стране растут рекордными темпами — 45% по итогам девяти месяцев.

НА ОТЛОЖЕННОМ СПРОСЕ

Хорошие показатели в течение года наблюдаются и в сегменте строительной и дорожно-строительной техники — рост в 2,3 раза к первому полугодию 2010 года. Развитию данного вида лизинга способствуют активизация жилищного строительства, реализация инфраструктурных проектов, а также развитие рынка аренды спецтехники, говорит г-н Маланин. Все чаще лизинговая компания оказывает услуги помимо крупных застройщиков еще и небольшим предприятиям, специализирующиеся на передаче техники в аренду. Отдельно стоит отметить положительную динамику сегмента лизинга оборудования, техники и транспорта для малых и средних предприятий. Тем не менее доля оборудования в совокупном портфеле лизинговых компаний сегодня едва дотягивает до 20%, отмечает г-н Акиндинов.

В настоящее время значительного изменения ситуации в худшую сторону, так же как и падения спроса на услуги лизинговых компаний, не наблюдается. Рынок замедлил свое развитие, что можно объяснить снижением влияния отложенного спроса, который двигал им в прошлом году. При сохранении имеющихся темпов объем нового бизнеса в Петербурге по итогам девяти месяцев роста Роман Маланин оценивает в 46 млрд руб.

СТАВКИ РАСТУТ

Банки по-разному отреагировали на текущую ситуацию на финансовых рынках: те, кто не испытывает недостатка ликвидности, продолжают финансирование лизинговых компаний в прежнем объеме и на прежних условиях, отмечает специалист отдела маркетинга группы «Балтийский лизинг» Ирина Кенюхова. А у Алексея Акиндинова есть ощущение ухода с рынка долгосрочных финансовых ресурсов, во многом аналогичное ситуации 2008—2009 годов. Пересмотр кредитных ставок для лизинговых компаний ведет к росту ставки удорожания лизинга. За последнее время она уже подросла в среднем на 1—2%, отмечают участники рынка. Все это в совокупности — очевидные проявления нестабильности в мировой экономике и финансах. «Достоверно экономическую ситуацию на грядущий год не прогнозирует практически никто, возможны как негативные, так и позитивные сценарии развития экономики РФ, а следовательно, и рынка лизинга», — сожалеет начальник отдела организации продаж ГК «Интерлизинг» Вячеслав Спиров.

В случае повторения ситуации 2008 года лизинговые компании рискуют снова столкнуться с трудностями. В большом бизнесе снова будут свернуты или приостановлены крупные инвестиционные программы. Это скажется на малых и средних предприятиях, которым придется сократить производство и приостановить модернизацию основных фондов, и в совокупности будет означать существенное падение спроса на услуги лизинга, размышляет г-н Акиндинов. С другой стороны, негативным образом могут повлиять намерения Минфина по отмене ускоренной амортизации в лизинге, заявленные в «Основных направлениях налоговой политики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», считает он. По оценкам подкомитета ТПП РФ по лизингу, реализация данной инициативы может привести к утрате лизингом его сути как инвестиционного механизма, к 70-процентному падению рынка и трансформации его в рынок аренды и купли-продажи в рассрочку.

В условиях стабильности экономики эксперты прогнозируют выход сектора на докризисный уровень уже к концу года. В этом случае новый бизнес российских лизинговых компаний по итогам года может составить 1,1—1,3 трлн руб. и будет происходить дальнейшее смягчение условий лизинговых программ, надеется Роман Маланин.

rbcdaily.ru

Источник: 
Автор: Сергей САХАРКОВ