Дотации из федеральной казны: не оскудеет рука дающего?

13/04/2011 - 13:45
Читать u-f.ru на

Недавно на коллегии Счетной палаты были заслушаны предварительные результаты очередной проверки регионов СКФО.

Аудиторы выявили немало конкретных нарушений и недостатков в использовании бюджетных средств при реализации целевых программ, в системе учета, управления и использования федерального и республиканского имущества, при заключении контрактов, организации бухгалтерского учета и отчетности.

За десять лет в экономику северокавказских республик страна вкачала 800 млрд рублей.

Так, в бюджетах Чечни и Ингушетии доля дотаций из федеральной казны составляет около 90 %, в Дагестане – 75 %, в КБР – 60 %, в Северной Осетии и КЧР – 55 %.

Доля межбюджетных трансфертов на душу населения на Северном Кавказе (за исключением Ставрополья) почти вдвое выше среднероссийского уровня. По итогам прошлого года дотации и субсидии федерального центра в пересчете на каждого жителя Чечни, только по официальным данным, составили 41 тыс. рублей, Ингушетии – 20 тыс. рублей, Дагестана – 17 тыс. рублей, Кабардино-Балкарии – 13 тыс. рублей. Для Ставрополья этот показатель колеблется в районе скромных 6 тыс. рублей.

В нынешнем году шесть республик СКФО получат в виде безвозмездных перечислений 129 млрд рублей (из них 52 млрд достанется Чечне, 42 млрд – Дагестану, 11,5 млрд – Кабардино-Балкарии).

И это цифры без учета федеральных целевых программ, финансирование которых за последних три года составило 91 млрд рублей (в том числе 75 млрд из бюджета федерации). Более того, даже эти деньги расходуются крайне бестолково. Скажем, в Дагестане в 2009 году не сумели освоить 144 млн рублей, выделенных в рамках ФЦП (около 20 % всей суммы).
А итог таков: по всем ключевым показателям (ВРП на душу населения, производительность труда, бюджетная обеспеченность, уровень развития реального сектора экономики) республики заметно отстают от других субъектов РФ. Основной вклад (17 %) в общий объем ВРП вносят сектор госуправления и сфера социальных услуг (по стране этот показатель не выше 11 %).

Республики продолжают лидировать в стране по числу чиновников на душу населения. Например, в Карачаево-Черкесии на госслужбе состоит каждый шестой житель. Естественно, эту огромную армию чиновников нужно кормить, аппетиты ее растут как на дрожжах, а реальный сектор экономики как был, так и остается в коматозном состоянии.

Огромные финансовые вливания развращают и бизнес, плачевная ситуация с деловым климатом.

«Ненадлежащее исполнение полномочий… привело к образованию проблемной и нереальной к взысканию дебиторской задолженности и, как следствие, к возможным потерям бюджетных средств в размере 664 млн рублей. В том числе в Дагестане эта сумма составляет 405 млн рублей, в Карачаево-Черкесии – 197 млн рублей, в Ставропольском крае – 63 млн рублей», – говорится в заключении Счетной палаты.

Причем, как особо отмечает Счетная палата, за последние два года (то есть за период экономического кризиса) особенно заметно в республиках сократились инвестиции в основной капитал. По мнению аудиторов, это указывает на то, что уже достигнут предел возможностей федерального бюджета по поддержке регионов СКФО.

О том, что привычные законы экономики на Кавказе не работают, свидетельствуют и недавно опубликованные Росстатом итоги социально-экономического развития регионов СКФО за прошлый год.

В прошлом году безработица на Северном Кавказе составила 17 % (при средней по России 8 %), это почти 400 тыс. человек. В Чечне официально не работает 43 % экономически активного населения, в Ингушетии – все 52 %. Средний возраст безработных в кавказских республиках колеблется от 22-х до 25 лет (для сравнения: в целом по стране он составляет 34–35 лет).

Социологи выяснили, что одинаково сложно устроиться на работу как имеющим образование, так и не получившим диплома молодым людям. Главными причинами этого сама молодежь называет отсутствие опыта, контактов и, главное, денег на взятки работодателям. Программы, направленные на решение проблемы занятости, не работают, поскольку в основном рассчитаны на молодежь с высшим образованием, но и там всё ограничено непреодолимыми бюрократическими барьерами.

По выводам Всемирного банка, запредельная безработица на Северном Кавказе приводит к снижению социальной сплоченности и деформации социальных институтов, что, в свою очередь, влечет политическую изоляцию, потерю идентичности и распространение экстремизма.
Однако никакие масштабные инвестиции невозможны без устранения политических угроз – прежде всего терроризма и экстремизма. Серьезный инвестор (кроме госбюджета) не придет туда, где ежедневно убивают, взрывают, похищают.

Не случайно в республиках Северного Кавказа зарегистрировано всего около 30 предприятий с участием иностранного капитала (годом ранее их было вдвое больше), в то время как на Ставрополье – 150. В прошлом году прямые иностранные инвестиции были зафиксированы только в двух регионах СКФО – Дагестане (чуть больше $1 млн) и на Ставрополье (более $40 млн).
С учетом этого интересно будет сопоставить объемы экономики республик Северного Кавказа (население 6,5 млн человек) и Ставропольского края (население 2,7 млн человек).

Так вот, на республики, по официальным данным, приходится треть всего денежного оборота предприятий СКФО, 34 % выпуска продукции обрабатывающих производств, 44 % объема коммунальных услуг, 59 % объема аграрного сектора, 25 % объема оптовой и 54 % розничной торговли, 57 % добычи полезных ископаемых.

По данным Федеральной налоговой службы, в регионах СКФО зарегистрировано 218 тысяч предприятий, среди которых 87 тысяч приходится на Ставрополье. В одном лишь Пятигорске предприятий почти столько же, сколько во всей Ингушетии с населением впятеро больше.
За прошлый год все предприятия республик получили чуть больше 1 млрд рублей прибыли, а один лишь ставропольский бизнес заработал 28 млрд рублей. А в Чечне, например, бизнес вообще ушел в глубокий минус, потеряв 2,5 млрд рублей, в Ингушетии – почти 1,5 млрд рублей. Немудрено: в Чечне больше половины предприятий – убыточные, в Ингушетии таких 45 %.

За прошлый год дагестанские предприятия влезли в долги на 28 млрд рублей, в Чечне – на 69 млрд рублей (из них три четверти – просроченные, безвозвратные кредиты).

Источник: 
Автор: Сергей САХАРКОВ