Формирование национального самосознания

04/11/2010 - 03:34
Читать u-f.ru на

Формирование коллективного самосознания. К вопросу о духовно-нравственном воспитании на современном этапе развития общества.

Проблема самосознания вновь выступила на передний план и стала актуальным предметом исследования во всем мире. Ею заняты антропологи, историки, философы, психологи, социологи, педагоги, искусствоведы и религиозные деятели.

В век информационных технологий и искусственного интеллекта актуальность темы «Формирования коллективного самосознания» вышла на передний план.

Ведущая роль в исследовании проблемы самосознания всегда принадлежала философии жизни (ментальности) и вероисповеданию общины. Единство вероисповедания чеченцев всегда было серьезным связующим фактором в определении жизненных ценностей и, так называемого Кодекса чести, «Нохчалла».

Чеченцы издревле живут на своей земле, говорят на своем языке, пытаются распоряжаться своей судьбой и устанавливают для себя не только социальные условия, но и нормы поведения, межличностных отношений. Мы желаем быть свободными от любого политического раболепия и строить свое государство в рамках своего сознания.

Никто не может жить вне общества и за рамками его законов, правил, этики и морали. Несмотря на единство общечеловеческой морали, народы отличаются своей культурой. А культура любого народа - это его совесть.

Современное общество не деградирует, как многие пытаются это представить, а продолжают свой путь к совершенствованию. Оглядываясь в прошлое, мы живем сегодняшним днем и пытаемся строить будущее. Культура любого народа формировалась тысячелетиями и продолжает формироваться, несмотря на темп жизни. « Хлеба и зрелищ» требовалось всегда и в определенно достаточном количестве.

Общечеловеческие ценности остаются неизменными для любого общества. Но вот национальное самосознание почему-то ослабевает или усиливается.
Человечество осознает трагизм и жестокость, бессмысленность ведения кровопролитных войн с уничтожением человеческого капитала. Но люди так и не научилось жить в мире, решая свои проблемы за столом переговоров.

В Священном Писании мусульман - Коране говорится: «Воистину, Мы создали вас мужчинами и женщинами, сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга [творили друг другу добро]. Ведь самый благородный из вас перед Аллахом — наиболее благочестивый»( Коран, сура 49 , аят 13)

А познавать друг друга мы можем через изучение культуры народов, населяющих земной шар.
Никто не может жить вне процессов, происходящих в мире. Невозможно самоизолироваться и жить только внутренними проблемами.

Развал Советского Союза оголил и вынес на поверхность все скрытые проблемы. Экс-государство пыталось насильственно сделать всех безбожниками, людьми без веры, без лица. Утопическая философия коммунизма не имела под собой платформы и опиралась лишь на демагогию.

Национальное самосознание формировалась посредством средств массовой информации лозунгами атеистов о борьбе с «опиумом для народов».

Надо отдать должное нашему народу, что чеченцы не порвали связь поколений, не отвернулись от Всевышнего, и не предали свою Родину. Без ложных пацифистских лозунгов мы любили и любим свой народ, свою культуру, обычаи и традиции.

Не побоюсь сказать, что тяжелые испытания, выпавшие на долю нашего народа, укрепили наш иман ( араб. ( ;;;;;;;) — убеждение в правильности исламских догматов)

Враги человечества, а не только ислама, пытаются разделить нас на муминов, мунафиков, кафиров. А это всего лишь отношение людей к исламу. Принуждать к исламу насильственно никого нельзя, но и вешать ярлыки- греховно.

Необходимым и достаточным условием нахождения человека в исламе является свидетельство веры в Единого Бога (Аллаха) и пророческую миссию Мухаммада.

Уверенно могу заявить, что мы не приняли ислам перед угрозой смерти и произнесли Шахаду (;;;; ;; ;; ;;; ;;;;; ;;;; ; ;;;; ;; ;;;; ;;;; ;;;;-Свидетельствую, что нет божества достойного поклонения, кроме Бога (Аллаха), и свидетельствую, что Мухаммад — раб и посланник Аллаха) в полном сознании.

Наше национальное самосознание тесно связано с нашим вероисповеданием. Все чеченцы - мусульмане – сунниты. Разделить нас на почве религии никому не удастся. Заблудшие вернутся в лоно своих семей и осознают пагубность неверного пути, по которому Шайтан пытался их увести.

Религиозные деятели должны быть примером в укреплении самосознания людей.

Самоознание народа невозможно подменить чуждой сутью.
Ни западная, ни восточная цивилизации - неприемлемы для нас. У нас свой Кодекс чести , и этим все сказано. Мы не можем находиться в поисках чего-то нового. Этим самым мы только заблуждаемся. Обычаи и традиции, переданные нам предками, должны бережно храниться и передаваться следующему поколению. И не стоит нам пытаться строить Третий Рим.

Экономические и социально-психологические факторы влияют на развитие национального самосознания. Ни для кого не секрет, что самосознание, как форма коллективности переживает глубокий упадок и находится в крайне тяжелом состоянии. Годы войн откинули нас на много лет назад. Вместо того, чтобы строить города, мы пытались выжить любым образом. Поствоенный синдром будет сказываться на протяжении пары десятков лет. Нам стоит помнить о детях войны, которые сегодня начинают взрослую жизнь.

Часть народа, покинувшая свою историческую родину, была вынуждена интегрироваться в доселе чуждое им общество. Кто поддержит их коллективное самосознание?

Межкультурное равноправие и терпимость должны стоять во главе коллективного самосознания в языковом вопросе. Не стоит забывать, что рядом с нами живут носители другого языка и другой культуры.

Нацменьшинства, представленные в нашем обществе, должны иметь равные с нами права и возможности. Никто не должен уменьшать их роль в становлении и развитии общества на данном этапе.

Нужныо быть толерантным в вопросах вероисповедания; изучения и распространения религии. Формирующееся детское мышление должно быть защищено от насильственного принудительного изучения той или иной веры.

Социальная роль женщины должна рассматриваться, как источник сохранения ценности чеченского общества. Освободить женщин от непосильного труда за счет государственных социальных субсидий. Давно пора пересмотреть систему школьного образования и перейти на раздельное обучение в старших классах. Широко внедрить надомное дошкольное образование с выдачей грантов для этих целей. Расширить сеть домов творчества и клубов по интересам.

Без социальной защиты нельзя говорить об уверенности в завтрашнем дне.

Правильное распределение средств и формирование рынка труда должно вестись с учетом национальной экономики ( ментальности экономики).

Только социальная справедливость может дать нам толчок к всплеску духовной нравственности и подъему экономики.

Сегодня много говорят о моноэтничности нашего общества и видят в этом проблемы.

А скажите-ка мне, когда наше общество не было моноэтничным? Практически все села нашей республики были моноэтничными, но это не мешало нам жить и дружить с соседями. Разве нет среди нас тейпов, которые вышли из других народов? Разве есть хоть один народ, который мы принимали за врага? Интернационализму у чеченцев еще надо поучиться. Сегодня мы пытаемся восстать из пепла и заявить о себе, как о высоконравственном народе.

Подъем самосознания общества кроется в подъеме культурных ценностей, связи прошлого и будущего, укреплении семьи и самооценки личности.

Да поможет нам Всевышний!

Зура Итсмиолорд

Источник: 
Автор: Сергей САХАРКОВ