Пробки убрать в Ростове можно так же, как в Лондоне и Манхэттене
«Круглый стол» с представителями Департамента транспорта Ростова-на-Дону, прошедший 5 августа в «Дон-Медиа», обещал быть горячим — слишком много вопросов скопилось у ростовчан как по поводу дорожной сети города, так и о поведении водителей общественного транспорта. Однако презентация вице-президента Торгово-промышленной палаты Ростовской области Геннадия Наумова задала совсем другой формат общения. Вместо обвинений в сторону Дептранса представителям общественности, журналистам и чиновникам пришлось серьезно задуматься. Читателям тоже придется решить, готовы ли они пойти на жертвы ради свободных тротуаров и отсутствия пробок.
Геннадий Наумов сразу обозначил конфликт. Администрация города, исходя из идеи: «Больше парковок — меньше заторов», считает, что нужно увеличивать число парковочных мест в строящихся зданиях. В то же время строители полагают, что нужно уменьшать число парковочных мест в строящихся зданиях, придерживаясь принципа: «Много непроданных парковок — слишком мало земли для них». Однако в действительности мы наблюдаем картину, при которой чем больше парковок, тем больше заторов, но убрать парковки невозможно, то есть ситуация патовая.
Парковочные места — это лишь маленькая часть транспортной проблемы Ростова-на-Дону. Причина возникновения заторов — плотность улично-дорожной сети (УДС).
Отношение площади дорог к площади города — коэффициент Дубелира: США и Канада — 0,3—0,4; Европа — 0,2—0,3; Азия — 0,1—0,15; Россия — менее 0,1; Москва — 0,087; Ростов — 0,06. Для хорошего города необходимо 200 м2 УДС на автомобиль для свободного движения. Реальная ситуация: Сан-Франциско — 176 м2, Москва — 23 м2, Казань — 40 м2, Ростов — 53 м2.
При этом увеличить УДС до 200 м2 на одну машину возможно только теоретически, потому что в Казани, например, было рассчитано, что затраты на увеличение площади дорог к количеству машин на 1 м2 (с 40 м2 до 41 м2) равны 40 млрд руб. То есть только на Казань нужно 6,4 трлн руб., а расходная часть бюджета РФ на 2015 г. — 15,5 трлн руб. Единственный возможный вариант, который давно применяется во всех мегаполисах мира: ограничение количества используемых автомобилей при условии развития общественного транспорта, использования велосипедов и создания удобных пешеходных зон.
Как этот вопрос решается в других странах? Развитие общественного транспорта позволяет во многих местах не пользоваться личным. Что для этого нужно? Интермодальные системы общественного транспорта, транспорт должен ездить по выделенной линии (BRT и LRT), необходимы перехватывающие парковки, пересадочные узлы, единая система оплаты, разработка системы сквозных билетов, строительство бесплатных перехватывающих парковок около пересадочных узлов, платные парковки в центре, меры по искоренению парковок под знаком «парковка запрещена».
Во многих крупных городах применяется ограничение количества используемых автомобилей на семью, отсутствие бесплатных стоянок, платный въезд в центр города, четные-нечетные номера и дни, платные стоянки двух типов, ограничение количества автомобилей (Сингапур, Шанхай), повышение налогов на пользование авто.
Создание неудобств и повышение цены использования автомобиля в развитых странах привело к двум следствиям: снижению количества автомобилей (в Милане за последние 10 лет оно упало более чем на 40%) и снижению использования автомобиля (в Мюнхене, одной из автомобильных столиц Европы, большинство населения в рабочие дни не использует автомобили).
Борьба с заторами в историческом центре Лондона: для выезда до 22:00 необходимо внести ежедневную плату, при этом жители центра платят 10% тарифа. Система контроля (стоимостью $ 400 млн) состоит из видеокамер, распознающих номера машин, по которым в центре обработки составляется список владельцев. Общественный транспорт, такси, машины аварийных служб, электромобили, мотоциклы и велосипеды освобождены от платы. После введения системы количество машин в центре сократилось на 10—15%.
В Ростове-на-Дону платные парковки уже есть, но пока штрафы не взимаются, эти парковки бесплатные. Неотвратимое взимание штрафов с помощью машин-паркоматов мгновенно расчистит центр города, увеличив коэффициент Дубелира. Поэтому необходимо разработать комплексную программу решения транспортной проблемы в Ростове-на-Дону по образцу и подобию Москвы и других мегаполисов мира, используя стандартные и отработанные десятилетиями рецепты. Для этого необходимо создать рабочую группу, состоящую из различных специалистов и руководителей. Очевидно, что это задача, касающаяся не только города, но и всей Ростовской агломерации (размещение перехватывающих парковок, междугородний транспорт и т. д.). Поэтому группа должна включать всех необходимых специалистов и руководителей по различным видам транспорта, архитекторов, урбанистов, экономистов, специалистов по PR.
Но есть и первоочередные бесспорные меры, не требующие затрат бюджета: убрать незаконные парковки, сделать выделенные полосы с камерами в самых «пробочных» местах, согласовывать размещение объектов в центре (ТЦ, крупные кварталы) при наличии экспертизы по заторам, изменить региональные нормативы подземных парковок и подготовить программу развития пешеходного и велосипедного движения в центре города.
ИА "Южный Федеральный"