Эдвард Рагин: Проблемы развития инноваций в России
После появления в 2009 году статьи президента России Дмитрия Медведева «Россия, вперед!» тема инноваций стала одним из главных вопросов российской жизни. Дискуссия о том, как обеспечить инновационное развитие нашей страны, занимает много места в СМИ и заслуженно привлекает к себе большое внимание со стороны общества. Наша редакция попросила поделиться с читателями своим видением этого вопроса Эдварда Рагина, известного эксперта по внедрению инноваций.
Сегодня специалисты выделяют два наиболее вероятных сценария развития России. Первый, который мы назовем инерционным, предполагает, что развитие экономики страны будет осуществляться примерно так же, как на протяжении последнего десятилетия. Практически все усилия по развитию предстоит осуществить частному бизнесу и рыночным механизмам при слабой государственной поддержке. Этот сценарий развития чреват угрозой снижения наукоемкости экономики, почти полного разрыва связей между бизнесом, производством и наукой. В перспективе этот вариант развития, как показывает опыт стран Латинской Америки и Азии, приведет к нарастающему отставанию от развитых стран, потребует постоянного увеличения импорта технологий и оборудования. В российской истории, например, такой сценарий развития был осуществлен сразу после отмены крепостного права, когда устранение государства от решения проблем развития привело к распаду промышленности, основанной на крепостном труде, в то время как новая индустрия не смогла появиться по причине нехватки у частных предпринимателей капиталов, опыта и технологий.
Второй сценарий связан с технологическим прорывом. Он предполагает создание дееспособного частно-государственного партнерства ради формирования инвестиционного кластера, выбора и реализации программы инновационного развития страны. В этом случае можно рассчитывать на конвертацию существующего в России научного и технологического потенциала в ускоренное развитие, которое превратит нашу страну в одного из лидеров мирового развития. Сейчас такой вариант кажется несколько сомнительным, однако в отечественной истории уже были удачные примеры такого развития. Например, в конце XIX века благодаря политике министра финансов Сергея Витте Россия вышла на первое место по темпам промышленного развития, совершив мощный экономический рывок, основанный на сочетании усилий государства, отечественного бизнеса и иностранного капитала.
Еще 5-6 лет назад вопрос о стратегическом планировании развития инновационного сектора экономики России стоял на втором плане. Гораздо больше внимания уделялось расцветавшим тогда маркетингу и рекламным технологиям. Кроме того, в головах людей, принимавших решения, существовала вера в возможности «энергетической сверхдержавы», в то, что модель, основанная на экспорте сырья, достаточна для обеспечения развития России. Сегодня, когда экономический кризис 2008-2009 годов показал ограниченность прежней модели экономического развития страны, ситуация в корне изменилась. Государство стало активно поддерживать инициативы по инновационному развитию, начало само создавать комплексные проекты такого рода, например, Сколково. Создан и начал осуществляться проект стратегии инновационного развития России на период до 2030 года. Таким образом, государство впервые пытается поставить долгосрочные цели в сфере создания и внедрения инноваций.
Постепенно российское государство становится более дружественным к инноваторам. Происходят определенные изменения в законодательстве, государственные ведомства уделяют больше внимания развитию инноваций, в последнее время финансовые ресурсы для венчурных проектов становятся более доступными благодаря увеличению числа государственных проектов, частных инвестиционных компаний (в том числе иностранных) и бизнес-ангелов.
Однако Россия по-прежнему сильно отстает от многих стран мира, где уже длительное время используются различные способы государственного стимулирования инновационной активности. В отличие от этих стран, у нас до сих пор нет единой правовой базы, регулирующей развитие инноваций. До сих пор не принят федеральный закон, который бы дал четкое определение тому, что является «инновационной деятельностью». Несовершенство законодательства, накладывающееся на инертность и коррумпированность государственного аппарата, приводит к тому, что многие рецепты, хорошо зарекомендовавшие себя на Западе или в Китае, у нас не работают или работают с точностью наоборот. Достаточно вспомнить хотя бы неоднократные попытки создать в России свободные экономические зоны, которые почему-то быстро превращались во внутренние оффшоры, где проводились непонятные финансовые операции. Пока Россия, по оценкам иностранных экспертов, в вопросе внедрения инвестиций занимает последнее место среди стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай). В нашей стране часто очевидно несоответствие между вкладываемыми ресурсами и полученными результатами.
Главная проблема инновационной деятельности в России связана со следующим обстоятельством. Как недавно верно заметил главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев, основной инновационной силой в России являются компании среднего бизнеса, сотни и тысячи из которых сейчас уже реально внедряют инновации в нашей стране. Однако все эти компании, за редким исключением, не обладают соответствующей политической поддержкой, что делает их практически беззащитными перед лицом государственного аппарата. Успешная инновационная стратегия для России требует, на мой взгляд, создания особой структуры государственного управления, которая бы непосредственно покровительствовала инноваторам. Возможно, эту роль сумеет сыграть Агентство стратегических инициатив, о создании которого заявил премьер-министр Владимир Путин.
Эдвард Рагин