Сюй Чэнган, профессор школы экономики и финансов Гонконгского университета: Скорость, с которой Россия переживает научный и экономический распад, находится за пределами воображения.

09/09/2010 - 08:25
Читать u-f.ru на

Сюй Чэнган, профессор школы экономики и финансов Гонконгского университета опубликовал статью "Заблуждения России, и в чем уроки для Китая" (Misreading Russia, and Why China Should Care), в которой он рассуждает о причинах торможения России. Несмотря на очевидность его оценок, та прямолинейность и беспристрастность, с которой он критикует сегодняшний путь России, не может не задевать. Ниже мы приводим перевод этой статьи полностью.

"Игорь Шувалов, первый заместитель премьера России, достаточно честен и откровенен в обсуждении проблем с зарубежными журналистами. Но его анализ причин этих проблем сосредоточен в основном в материальной сфере, и не затрагивает вопросы состояния общества. Он говорит о технологиях, но забывает о ключевой проблеме России: ее системе управления. Без этого понимания, даже на самом общем уровне, никакие грандиозные планы и национальные проекты не будут иметь содержания и не достигнут успеха.Проблемы в бывшем СССР носят системный характер.

Неудачи тридцати лет экономических реформ в послесталинское время в пятидесятые – восьмидесятые годы, в основном были связаны с неспособностью фундаментально трансформировать систему тоталитарной, плановой экономики. Эти неудачи длились в течение двух поколений и фактически привели к развалу советской идеологии и советской системы. Проблемы сегодняшней России – в той же системе. Хаос, последовавший за распадом СССР, и поверхностное понимание системных проблем страны политиками восьмидесятых и девяностых годов привели к трансформации тоталитарной плановой системы сначала в смешанную анархическую, а затем в олигополистическую - несправедливую и неконкурентную экономику, в которой отсутствует порядок.

Олигополистическая система, которая подавляет конкуренцию, направлена против инноваций и предпринимательства. Возможностей нет ни для инноваций, связанных с предпринимательской деятельностью, ни для фундаментальных концептуальных и технологических инноваций. А в это время олигополистическая система власти и крайнее неравенство развращают российское молодое поколение. Их юношеское стремление к самореализации замещается низменными желаниями материального благополучия и удовольствий.

Это объясняет, почему Россия, за свою историю имевшая столько талантливых личностей в науке, технологии и искусстве, фактически скатилась до уровня производителя нефти и экспортера энергии. В сферах высшего образования и научных исследований потенциал России обрушился, и теперь она тянется далеко в хвосте многих прочих мировых держав.

Скорость, с которой Россия переживает научный и экономический распад, находится за пределами воображения. На технологическом уровне, экономика этой страны уже давным-давно позади традиционных арабских стран-экспортеров нефти. Вопрос не только в отсутствии инноваций, но, и в том, что, за исключением ВПК, в России вообще нет заслуживающей внимания промышленности. Если бы не черное золото в ее недрах, Россия была бы одной из наиболее нищих стран мира, и так называемые страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), превратились бы в «БИК».

Шувалов считает, что корень российский проблем – устаревшая промышленность. Этот диагноз совершенно неверен.

В своих усилиях превратить Москву в финансовый центр, Шувалов перечисляет ее преимущества над Нью-Йорком, но такое представление очень поверхностно. Международные финансовые центры базируются на привлекательных условиях для международных инвесторов и финансистов. Одним из важных условий для такой привлекательности является система, которая обеспечивает стабильность инвестиций, особенно независимая и неделимая правовая система. Именно поэтому финансовые центры располагаются в центрах с наилучшей правовой системой, таких как Лондон или Амстердам.

В наши дни, каждый из мировых финансовых центров обладает общепризнанной системой защиты прав инвесторов. Попытки некоторых стран конкурировать с международными финансовыми центрами упираются в недостатки правовой системы этих стран. В качестве примером таких попыток можно привести Франкфурт или Шанхай, из которых полноценных финансовых центров так и не получилось.

Когда Шувалов говорит о программе модернизации президента Медведева, особенно о пяти направлениях модернизации, возникают ассоциации с «четырьмя направлениями модернизации» в Китае. Эта программа была принята бывшим премьером Китая Чжоу Эньлаем. Со времен культурной революции китайские экономические реформы ушли далеко вперед. Тридцать с лишним лет экономических реформ научили нас тому, что без системных изменений, без свободы предпринимательства и творчества, никакая программа модернизации не достигнет своих целей.

Для изобретателей и инноваторов требуется свобода, для предпринимателей и инвесторов нужна уверенность, потребителям нужна защита, современная экономика и технология требуют ясного и прозрачного информационного пространства. Все это вместе требует реформирования системы, которая препятствует прогрессу. Такие чувства у меня возникли после посещения встречи с Шуваловым, и такие же возникают при обсуждении стагнации и торможения процесса реформа в Китае в последние годы."

Автор: Сергей САХАРКОВ