Грани Кавказа или отражение политики России.

07/06/2010 - 11:30
Читать u-f.ru на

Встреча Президента России Д. Медведева с представителями общественных организаций Северного Кавказа в рамках заседания Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека порождает определенную надежду на то, что проблемы Кавказа, наконец-то, станут предметом более пристального внимания со стороны федеральных органов власти нашего многонационального государства.

В первую, очередь это касается обеспечения безопасности проживающих здесь граждан, гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, решения вопросов судьбы похищенных и без вести пропавших во время проведения двух военных кампаний в Чечне людей, взаимоотношений государственных органов власти и различных неправительственных организаций, интеграции региона в российское экономическое, культурное и политико-правовое пространство, деятельности правоохранительных органов, коррупции и клановости, миграционной политики и ряда других вопросов. Кроме того, как признался сам Д.Медведев, большое количество кавказских проблем связано с социальной неустроенностью, с высоким уровнем безработицы и крайне низким уровнем жизни сравнительно с другими регионами Российской Федерации.
Президент России подчеркнул, что смысл данной встречи состоит в том, чтобы прямо и вслух говорить о наболевших проблемах региона с тем, чтобы найти выход из не совсем благоприятной ситуации на Северном Кавказе. Он сказал: "Знаете, это нужный разговор. Он очень разный по выступлениям, очень разные звучат слова, и не потому, что за этим круглым столом собрались разные люди, мы все разные, а потому, что здесь обозначены, по сути, два основных вопроса, которые нас очень волнуют по Кавказу. С одной стороны, в выступлениях звучит такая концентрация боли за то, что происходит, за то, с чем это связано, как нам с этим дальше разбираться, с другой стороны, есть некая позитивная повестка дня, как принято говорить, что делать в этой ситуации".
Вместе с тем, большинство из перечисленных проблемных вопросов не только не являются чисто кавказскими, а, наоборот, вытекают из недостатков самой федеральной системы руководства.

Россия без Кавказа - кому это выгодно?

Центр стратегических исследований Чеченской Республики выявил несколько стереотипов, которые определенными силами усиленно внедряются в российское общество.
Стереотип первый - республиками Северного Кавказа управляют криминальные и до предела коррумпированные национальные элиты; эти элиты слабы и непопулярны, а само их существование (поддерживаемое и продлеваемое усилиями федерального центра) порождает социальное напряжение и постоянное недовольство Москвой уже в самих кавказских сообществах.
Стереотип второй - общественно-политическая жизнь кавказских этнических сообществ основывается на местных традициях, в основе которых лежит клановость. В силу этого кавказские этносы, якобы не способны полностью интегрироваться в российское общественно-политическое и культурное поле. Зато, оставаясь в составе России, они, через свои элиты, подрывают изнутри государственные и политические институты России, способствуя распространению коррупции, клановости и других негативных явлений.
Стереотип третий - кавказские этносы в подавляющем большинстве своем, в силу своих национальных особенностей, не способны к интеграции в российское общество и поэтому обречены навеки оставаться в нем чужеродным элементом. При этом существование северокавказских республик в их сегодняшнем виде возможно только за счет все возрастающих и неоправданных затрат со стороны остальной России.
Все это делается с целью убедить большинство россиян в том, что уход России с Кавказа в ее же собственных интересах.

"Кавказский" след в российской коррупции

В логику перечисленных стереотипов, как не странно, вписывается и следующее высказывание Президента РФ Д.Медведева на его встрече с представителями северокавказских общественных организаций: "Коррупция является преступлением в любом регионе, не только на Северном Кавказе. Только на Кавказе она приняла абсолютно угрожающий характер, она угрожает, по сути, национальной безопасности, ослабляет государственные, социальные институты. И, к сожалению, по сути, та коррупция, которая существует, является фактом прямого пособничества сепаратистам и убийцам, которые творят свои дела на территории Северо-Кавказского округа".
Не отрицая факта распространенности коррупции в северокавказском регионе, не могу согласиться с тем, что она достигла таких размеров, что стала, сама по себе, угрозой для безопасности России. Тем более, что такая масштабная коррупция, угрожающая существованию огромной страны, в практически стопроцентном дотационном регионе, без непосредственного участия и патронажа федеральных структур невозможна по определению. Ведь правила игры определяет не регион, а федеральный центр.
Так что же такое коррупция, насколько она распространена в России и каковы причины ее происхождения?
Как всем известно, коррупция - это преступная деятельность, заключающаяся в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных полномочий в целях личного обогащения. Наиболее типичные проявления коррупции - подкуп чиновников и общественно-политических деятелей, взяточничество за законное и незаконное предоставление благ и преимуществ, протекционизм - выдвижение работников по признакам родства, землячества, личной преданности и приятельских отношений.

А кто безгрешен?...

Коррупция распространена по всему миру, среди всех народов. Где больше, где меньше. Есть она и на Кавказе. Испокон веков присутствовала она и на Руси. То, что коррупция государевых людей являлась извечной проблемой России, еще до присоединения к ней Кавказа - это общеизвестный факт, не требующий каких-то доказательств. Иван Грозный четвертовал и рубил головы своих заворовавшихся чиновников, Петр 1 подвергал их жестоким пыткам, а Екатерина вторая сажала и высылала на вечное поселение. Если говорить о современных реалиях, то, например, совсем недавно по телевидению прошла информация о том, что закрыт целый таможенный пункт на западной границе России, в связи с раскрытием его коррупционной деятельности.
В отличии же от России, у которой сложились свои традиции в этом вопросе, кавказцы, до вхождения в состав российского государства, не имели даже понятия что такое коррупция. У них до сих пор нет даже слова обозначающего это явление. Коррупция, как таковая, появляется только с созданием государственности, а народы Северного Кавказа до присоединения к России жили вольными обществами и не знали государственного устройства.
Вместе с тем, различные СМИ ежедневно сообщают нам о многочисленных фактах клановости и коррупции на федеральном уровне и в российской глубинке. Это и набившая оскомину борьба за власть питерского и московского кланов, и факты семейственности и кумовства в высших федеральных органах власти России, и случаи взяточничества со стороны федеральных чиновников и высших должностных лиц отдельных регионов страны, факты коррупции в правоохранительных органах как федерального, так и регионального уровня.
Коррупция стала повседневной обыденностью жизни россиян. Так по результатам исследования "Российская коррупция в зеркале социологии", проведенном Центром региональной социологии Института социологии РАН в 2007 году, на вопрос об отношении к тому, что в нашей стране для решения своих проблем периодически приходится давать взятки, каждый десятый опрошенный (11,1%) выбрал ответ "это необходимая часть нашей жизни, без этого ничего не сделать". Почти треть - 28,5% - думает, что со взятками легче достичь нужного результата. То есть, около 40% россиян относятся к взяткам, как к привычному фону своей жизни. 60,1% респондентов заявили, что "подавляющее большинство должностных лиц в высших органах власти используют свое положение в личных, корыстных целях". 29,9% россиян считает, что так поступают "некоторые должностные лица". Вместе это составляет - 90 % из числа опрошенных! И только 3,4% респондентов (в пределах статистической погрешности) верят в честность и бескорыстность высокопос
тавленных чиновников, трудящихся "только на свою зарплату".

Страна на грани, а "посадок" нет

Социологи предложили респондентам выстроить по степени важности 18 проблем современной России. Так вот, коррупцию участники опроса поставили лишь на 10 место. Сокращение доступа к бесплатному медицинскому обеспечению, низкий уровень жизни значительной части населения, рост преступности, рост цен на товары первой необходимости, увеличение числа сирот и беспризорников, кризис ЖКХ, сокращение доступа к бесплатному образованию, терроризм - тревожат россиян больше, чем коррупция. Добавьте сюда растущую как на дрожжах ксенофобию, создающую напряженность в межнациональных отношениях; почти поголовную алкоголизацию населения, когда ежегодно от употребления паленой водки и спиртосодержащих технических средств гибнет около 50 тысяч человек, миллионы брошенных на произвол судьбы детей и стариков в детских домах и домах престарелых; культ насилия, безнравственности и распущенности, когда, например, на западноевропейский рынок сексуальных услуг ежегодно выставляется до 100 тысяч российс
ких девушек и малолетних детей; варварская эксплуатация недр страны олигархами-временщиками с целью моментального обогащения и выведение полученных активов за границу; депопуляция страны, когда население России ежегодно сокращается на 700-800 тысяч человек; бесчеловечная система исполнения наказаний, где человек не только не исправляется, а в результате ничем неоправданных издевательств и насилия, наоборот, озлобляется на весь мир и превращается в мстителя и изгоя; низкая исполнительская дисциплина, несоблюдение законов и невыполнение вступивших в силу судебных решений; позорная торговля детьми из детских домов и приютов. Вот что, по моему глубокому убеждению, угрожает национальной безопасности России, а не заурядная коррупция на Северном Кавказе.
Если действительно в северокавказском регионе такой запредельный уровень коррупции, угрожающий национальной безопасности, почему не принимаются соответствующие меры? Как говорится в таких случаях - где посадки?

Причины и последствия коррупции

Основные причины распространения коррупции в России в современных условиях носят в первую очередь экономический характер. Это неподготовленный переход к рыночной экономике, последствия процесса первичного накопления капитала за счет дележа государственной собственности, неэффективность судебной системы, оставляющая безнаказанным мошенничество в государственном масштабе, либерализация внешнеэкономической деятельности без учета необходимости поддержания конкурентоспособности национальной экономики.
Немаловажное значение имели и политические причины. В числе которых формирование власти по принципу "команды единомышленников", порождающий безответственность, клановость, семейственность, стремление угодить первому лицу. Вместо надлежащей системы "сдержек и противовесов" в государственно-политической системе воссоздана модель управления "под хорошего реформатора", сутью которой является право на бесконтрольность и на безнаказанный произвол. Отмена выборов руководителей регионов и депутатов в Совет Федерации, полный переход к пропорциональной системе выборов усилили коррупционной деятельность на федеральном и региональном уровнях.
Правовые и административные причины коррупции, такие, как наличие законов непрямого действия, необходимость реформирования межбюджетных отношений, слабость судебной системы, громоздкость государственного аппарата, кадровая, организационная и структурная нестабильность в органах власти, низкая заработная плата чиновников также увеличивают рынок коррупционных услуг. Практически игнорируется Федеральный закон о Правительстве Российской Федерации в той части, по которой родственники не могут состоять на государственной службе, если один из них находится в служебной зависимости от другого.
Пока не будут устранены все причины порождающие коррупцию, в том числе и вышеназванные, головы этой мифической гидры, будут воспроизводиться вновь и вновь в геометрической прогрессии.
А ситуация с коррупцией на Северном Кавказе является всего лишь следствием состояния дел с этим пороком на федеральном уровне. Хотя свою лепту в общую коррупционную составляющую страны регион тоже вносит.

Говоря о финансировании боевиков Э. Памфилова сказала: "И если раньше финансовые средства, по нашим данным, общественным, в основном поступали из-за рубежа, то теперь значительная их часть течет к ним из внутренних источников в самих республиках: в виде принудительных налогов, откупов от местных бизнесменов и коррумпированных чиновников".
Во-первых, поступают эти средства в регион с большим опозданием (так денежные средства по целевой программе восстановления Чеченской Республики реально начинают поступать в республику только в конце года). Президенту ЧР Р. Кадырову, например, приходится брать в банках миллиардные кредиты под большие проценты, чтобы не ждать начала финансирования до самой осени, приостановив, тем самым, восстановительные работы в Чеченской Республике. При этом, значительная часть запланированных в бюджете финансовых средств не доходит до региона и оседает непосредственно в Москве, в виде всевозможных "откатов" и "презентов". И как бывает обидно, когда круглые сутки, днем и ночью, как негр на плантации, работаешь, восстанавливая республику, заодно ведя кровопролитную борьбу с террористическим интернационалом, и вместо слов поддержки слышишь обвинения в коррупции.

Насилие порождает насилие

Представитель из Дагестана З.Газиев заявил на встрече следующее: "Если учесть, что главным нарушителем гражданских прав является все-таки милиция, за десятилетие противостояния милиции и салафистской общины, мы получили экстремистское подполье, закаленное в боях. Оно противопоставляет милицейским пыткам, внесудебным казням и похищениям еще более жестокие теракты и адресный отстрел силовиков". Газиев намеренно путает причину и следствие. Жесткие действия милиции не являются первичными, они предпринимаются в ответ на жесточайшие террористические акты и другие страшные преступления со стороны экстремистов.
А старейшина правозащитного цеха Л.Алексеева, по привычке, нагнетала страсти говоря о какой-то "необъявленной войне власти против граждан и граждан против власти", выдавая, тем самым, желаемое за действительное. Конечно же, никакой войны власти и граждан нет, есть целенаправленная и систематическая работа по дискредитации федеральной власти в северокавказском регионе и выдавливанию России с территории Кавказа. Есть в регионе сторонники проекта Кавказа вне России (они составляют явное меньшинство и они настроены весьма радикально), и есть сторонники сохранения имеющегося статус-кво (они составляют подавляющее большинство населения региона, но они намного пассивней своих оппонентов). Жестокая и бескомпромиссная вооруженная борьба радикально настроенных сторонников Кавказа вне России, проводимая ими вопреки всем традициям и канонам кавказских народов, в ответ радикализует действия умеренного большинства жителей региона.
В своих выступлениях С.Ганнушкина и Л.Алексеева противопоставляют двух президентов вайнахских республик. И делают они это преднамеренно, чтобы вбить клин между ними. Они же прекрасно знают, что практически ничего нового в подходах Президента Ингушетии в деле урегулирования ситуации в республике нет. Через все это пришлось, в свое время, пройти первому Президенту Чеченской Республики А.-Х.Кадырову, а также действующему Президенту ЧР Рамзану Кадырову. Все мы хорошо помним подписанный с целью установления гражданского мира и согласия в Чеченской Республике "Договор об общественном согласии в Чеченской Республике", который явился основой дальнейших конституционных процессов в республике. Участниками договора были общественно-политические объединения, органы государственной власти ЧР, сторонники движения сопротивления, признающие мирные, политические пути урегулирования ситуации в ЧР и иные, значимые для достижения общественного согласия, категории граждан республики.
Так вот, в рамках подписания этого договора была проделана огромная работа, как с различными общественными организациями, так и участниками незаконных вооруженных формирований. По инициативе Главы Администрации , в последующем Президента ЧР, А.-Х.Кадырова Государственная Дума РФ несколько раз объявляла амнистию. Под гарантию первого Президента ЧР, а затем и Рамзана Кадырова прекратили вооруженное сопротивление, были амнистированы и перешли к мирной жизни несколько тысяч боевиков.
А у Президента Ингушетии Ю.-Б.Евкурова все это еще только впереди. Кстати, подписание аналогичного договора можно было бы провести и в Ингушетии.
По всей видимости, у уважаемых старейшин правозащитного движения не все в порядке с памятью, поскольку у них получается совсем, как у того известного "Доцента" из фильма "Джентальмены удачи", который после своего неудачного падения, "тут помнил, а тут-нет".

Что же касается Общественного совета при Уполномоченном Представителе Президента РФ в СКФО А.Хлопонине, можно только поддержать эту инициативу. Однако, Совет старейшин, который также предлагается создать, как совещательный орган с участием уважаемых людей старшего возраста, на окружном или федеральном уровне, думается, изжил себя. Что, конечно, не исключает его использования на уровне субъектов России.

Автор: Сергей САХАРКОВ