Анатолий Карпов: Ведущие гроссмейстеры готовы поддержать меня

25/03/2010 - 15:20
Читать u-f.ru на

Заявление 12-го чемпиона мира Анатолия Карпова о своем решении претендовать на должность президента Международной шахматной федерации стало одной из главных спортивных новостей минувшей недели. До сих пор никто из знаменитых гроссмейстеров даже и не пытался соперничать за этот пост с нынешним главой ФИДЕ Кирсаном Илюмжиновым. Корреспондент "Известий" стал первым журналистом, кому Анатолий Карпов рассказал о мотивах своего поступка, состоянии шахмат в России и взаимоотношениях с Гарри Каспаровым.

известия: В последний раз о вас, как о претенденте на пост президента ФИДЕ, говорили в 1996 году. Почему с тех пор вы не пытались войти в ее руководство?

анатолий карпов: Не совсем так. Моя деятельность в ФИДЕ началась с 1972-го и не прекращается до сегодняшнего дня. За это время какие только вопросы не доводилось решать.

В 1974-м я отстаивал на конгрессе федерации права Виктора Корчного и свои собственные, поскольку тогдашний чемпион мира Роберт Фишер выдвигал для претендентов на титул неприемлемые условия. А еще через три года ФИДЕ едва не прекратила свое существование: тогда разгорелся спор из-за восстановления членства в ней ЮАР и Родезии.

Многие национальные федерации Старого Света были готовы покинуть ФИДЕ. А что это за шахматы без европейских гроссмейстеров? Тогда я и занялся переговорами, которые помогли уладить конфликт. Вообще, я входил в центральный комитет ФИДЕ на протяжении 16 лет. При этом параллельно возглавлял в федерации комиссию гроссмейстеров. И в 1995-м, когда Флоренсио Компаманес покидал свой пост, он предложил мне возглавить ФИДЕ.

известия: Почему же вы отказались?

карпов: Я ведь был на тот момент действующим чемпионом мира. Как же в такой ситуации руководить федерацией? Тогда и возник вариант с Илюмжиновым. И я поддержал его кандидатуру.

и: А через год уже сами были готовы возглавить ФИДЕ?

карпов: На самом-то деле я не выдвигал тогда свою кандидатуру. Зачем это было делать, если за год до этого я сам помог Илюмжинову избраться? Мое участие в конгрессе в Ереване сводилось к поддержке претендента на пост первого вице-президента ФИДЕ француза Башара Куатли, с которым меня связывают давние добрые отношения. К сожалению, тогда не удалось отстоять его кандидатуру.

и: С тех пор у вас возникала идея самому побороться за высший пост в ФИДЕ?

карпов: Да, я думал об этом еще четыре года назад. Потому что уже тогда было ясно, что происходит в мировых шахматах. Постоянно вносятся изменения в правила, прежде всего в систему розыгрыша звания чемпиона мира. При этом в международном календаре явно не хватает турниров хорошего уровня.

и: Но ведь именно в последнее время турниров стало больше. Одни этапы Гран-при чего стоят.

карпов: Да, введение серии турниров Гран-при, пожалуй, один из немногих положительных сдвигов, которых удалось добиться за последнее время руководству ФИДЕ. Но и там не все гладко. К примеру, недавно у организаторов возник конфликт с норвежцем Магнусом Карлсеном, выигравшим один из этапов.

и: На пост президента ФИДЕ вас выдвигает Шахматная федерация Франции. Она приняла такое решение благодаря вашим отношениям с Куатли?

карпов: Нет, Куатли не может влиять на решения французской федерации. Дело в другом: я ведь сам являюсь членом девяти национальных шахматных федераций. И все они меня поддерживают. Думаю, на европейском шахматном конгрессе в Риеке, который состоялся на прошлой неделе, меня могла выдвинуть любая из национальных федераций, участвовавших в нем.

и: А почему вообще вы объявили о своем намерении баллотироваться на пост президента ФИДЕ не в России, а в Хорватии?

карпов: Здесь все довольно просто. На самом-то деле я не собирался делать это именно в Риеке. Но в ходе европейского конгресса команда Илюмжинова стала распространять информацию, что он уже получил поддержку от президента России и наша отечественная федерация выдвинет на выборах главы ФИДЕ именно его. Но я-то убежден, что шахматы нужно срочно реформировать. Команда Илюмжинова их может окончательно утопить. Поэтому я и объявил в Хорватии, что если меня заблокируют в России, я готов выдвинуться от одной из европейских национальных федераций. И большинство участников конгресса меня поддержали. Просто французы первыми оформили процедурные вопросы и официально объявили, что выдвигают меня на пост президента ФИДЕ.

и: И вы подтвердили, что выдвигаетесь от их федерации?

карпов: В том-то и дело, что нет. Российская федерация еще не огласила свою позицию. Поэтому я не хочу спешить. Понимаю, было бы нелепо, если бы я пошел на выборы от иностранной федерации. Но если другого выхода не будет, придется пойти на это.

и: Российская федерация официально объявит свою позицию в конце марта. Вы считаете, она еще может сделать выбор в вашу пользу?

карпов: Почему нет? Думаю, этот вопрос до сих пор был слишком политизирован. Но мы же не выбираем президента Калмыкии. Просто надо понимать, кто в России имеет большее влияние, кто больше сделал для отечественных шахмат. Я создал в нашей стране целую систему шахматных школ, причем все они работают для детей бесплатно. Во времена полного развала я объездил всю Россию, чтобы их защитить. Помню, как тяжело было сохранить клуб в Санкт-Петербурге, но покойный Собчак принял решение, чтобы он продолжил работу.

К тому же я уже 35 лет являюсь президентом клуба "Белая ладья", а это самые популярные детские соревнования на планете. Да и в мире у меня позиции сильные. Я - почетный гражданин разных городов в 6 странах и уже 11 лет являюсь послом доброй воли ЮНИСЕФ.

и: Гарри Каспаров, как сообщило одно из информагентств, выразил безоговорочную поддержку вашей кандидатуры на президентских выборах. Удивились такой позиции вашего бывшего непримиримого соперника в борьбе за титул чемпиона мира?

карпов: Нисколько. И речь не только о Каспарове. Если бы президента ФИДЕ избирали шахматисты, меня поддержало бы большинство ведущих гроссмейстеров мира. Но в сентябре в Ханты-Мансийске голосовать будут 160 участников конгресса. И их позиция может зависеть от самых разных факторов.

и: За 15 лет своего президентства Кирсан Илюмжинов не раз набирал чуть ли не сто процентов голосов. Вас это не останавливает?

карпов: Вы, очевидно, говорите о предпоследних выборах 2002 года. Тогда действительно борьбы не было. Но в 2006-м серьезную конкуренцию нынешнему президенту оказал голландский бизнесмен Бессел Кок. В итоге Илюмжинов победил с перевесом в 38 голосов (94 на 57. - "Известия"). Но это не так много, как может показаться. Ведь Кок не получил ни одного голоса от стран СНГ и арабских государств. Зато Западная Европа его поддержала.

и: А какие у вас отношения с Илюмжиновым?

карпов: Они совершенно нормальные. Мы можем обсудить любой вопрос. Но проблема в том, что за прошедшие годы команда Илюмжинова так и не смогла найти решение самых актуальных проблем мировых шахмат.

и: Как вы оцениваете нынешнее состояние шахмат в России?

карпов: В последние 15 лет прошлого века в нашей стране многое развалилось. Шахматы, естественно, тоже понесли потери, но ведущие позиции в мире мы сохранили. Очень уж прочная у нас была база. К примеру, в 1986 году в соревнованиях на призы клуба "Белая ладья" участвовали 460 тысяч школьников из всех республик Советского Союза. Россиян из них было около 300 тысяч. Сейчас массовость снизилась примерно в три раза. Но все равно она впечатляет. За границей этого практически нигде не увидишь. Вот однажды мне довелось побывать на открытом турнире в американском Нэшвилле. Там в разных возрастных категориях выступало девять тысяч участников! Но пока американцам в шахматах до нас далеко.

и: Зато у нас в России нередко приходится слышать жалобы родителей начинающих шахматистов, что в магазинах сейчас невозможно найти хороший комплект фигур для игры.

карпов: Да, к сожалению, это действительно так. Когда-то знаменитый на всю страну Кировский завод остановил производство шахмат. В магазинах лежат какие-то кустарные поделки. Представьте, даже для профессиональных соревнований сейчас приходится закупать турнирные шахматы за границей. Надеюсь, нам удастся исправить положение. Ведь лесов в России меньше не стало.

и: Вы являетесь представителем ФИДЕ в Международном олимпийском комитете - причем уже много лет. Как считаете, шахматы в обозримом будущем могут войти в программу Олимпиад?

карпов: Откровенно говоря, добиться этого сейчас непросто. Жак Рогге гораздо прохладнее относится к подобной идее, чем его предшественник Хуан Антонио Самаранч. Я стал послом федерации в МОК еще в 1998 году. И тогда наши олимпийские перспективы были получше. К тому же сейчас я даже не могу добиться от руководства ФИДЕ полных статистических данных об уровне развития шахмат в каждой из стран, входящих в федерацию. А ведь Олимпийскому комитету нужны соответствующие аргументы...

и: В апреле начнется очередной матч на первенство мира. Кто будет в нем фаворитом - чемпион Виши Ананд или Веселин Топалов?

карпов: Я сейчас занимаюсь в шахматах в основном политикой. Поэтому мне сложно оценить форму кого-то из гроссмейстеров. Не сомневаюсь только, что матч в Софии пройдет на высоком уровне. В Болгарии шахматы очень любят.

и: А как вы оцениваете призовой фонд матча (2 миллиона долларов. - "Известия")?

карпов: Что тут скажешь: когда-то в нашем матче с Каспаровым он был значительно больше. Это если говорить об абсолютных значениях. Но поскольку доллар с тех пор сильно подешевел, то в относительных величинах фонд уменьшился раз в десять. ФИДЕ сейчас не раскручивает даже чемпионов мира. Не случайно самыми популярными шахматистами на планете остаются Фишер, Каспаров и Карпов - при том, что мы давно уже не боремся за корону.

Автор: Сергей САХАРКОВ