Ваш адвокат. Права потребителя.

03/25/2010 - 11:31

Права пациентов лечебных учреждений

Каждый человек в своей жизни был и будет пациентом. Именно так определён статус тех, кто обратился в медицинское учреждение. И все мы, обращаясь к медицинским работникам, надеемся на чудо выздоровления, на душевную чуткость и понимание со стороны врачей. Получаем же мы то, что получаем. Пусть не обижаются работники учреждений здравоохранения - медицинское сословие медленно, но верно деградирует. Конечно же, есть величайшие врачи, работающие как в отдалённой глубинке, так и в крупных научных центрах. Есть душевные медицинские сёстры и санитарки. Но подавляющее большинство - люди, пришедшие в медицину не по призванию.

В этих условиях возрастает роль самих пациентов, которые должны знать и отстаивать свои права в наших медицинских учреждениях. Во всяком случае, любая жалоба на халатность или чёрствость медицинских работников рассматривается и по ней в большинстве случаев принимаются какие-то административные меры. И эти меры в совокупности приводят к положительным результатам.

Ежегодно Правительство Российской Федерации принимает Программу государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. На основании данного постановления, все субъекты Российской Федерации принимают свои Территориальные программы, которые в обязательном порядке содержат такую главу, как «Условия оказания медицинской помощи». Проанализировав большинство таких региональных Программ, считаем необходимым сообщить всем пациентам, какие же условия созданы для них.

Итак - амбулаторно-поликлиническая помощь.

Знаете ли вы, что любой гражданин при реализации права на выбор медицинского учреждения имеет право по личной инициативе прикрепиться к любому медицинскому учреждению при условии согласия на то выбранного медицинского учреждения и в рамках договоров обязательного медицинского страхования. При этом медицинское учреждение, производя такое прикрепление, должно обеспечить оказание медицинской помощи в полном объеме (на приеме и на дому).

Вы пришли в прикреплённую поликлинику. Знайте, что очередность для пациента на прием к врачу-специалисту и (или) диагностическое обследование не могут быть более 7 рабочих дней! Так, что если Вас записывают на очередь, которая больше этого срока – жалуйтесь. Время ожидания приема - не более 30 минут от времени, назначенного пациенту и указанного в талоне либо в другом документе (амбулаторной карте, консультативном заключении). При этом отмечается, что внеочередное оказание медицинской помощи допускается только инвалидам и ветеранам войн, инвалидам первой и второй групп по общему заболеванию, детям-инвалидам. Есть, конечно же исключения, но в этом случае врач должен их объяснить ожидающим в очереди.

Если Вы вызвали медицинского работника на дом, то время ожидания медицинского работника (врача, медицинской сестры, фельдшера) не превысит 2 часов с момента назначения времени обслуживания вызова (кроме эпидемиологических периодов).

Сообщаем, что нужно вызывать медицинского работника на дом и Вас должны обслужить в случаях:
- острых и внезапных ухудшений в состоянии здоровья (высокая температура, боли в сердце, нарушения сердечного ритма, боли в животе, кровотечения, иные состояния, заболевания, травмы, требующие экстренной помощи);
- состояний, угрожающих окружающим (наличие контакта с инфекционным больным; появление сыпи на теле без видимой причины; инфекционные заболевания до окончания инкубационного периода);
- наличия показаний для соблюдения домашнего режима, рекомендованного лечащим врачом (фельдшером);
- тяжелых хронических заболеваний (при невозможности передвижения пациента);
- заболеваний женщин после 20 недель беременности;
- заболеваний детей до 3-летнего возраста.

Как часто приходится сталкиваться с тем, что Вашу амбулаторную карту потеряли. Знайте, что медицинское учреждение несёт ответственность за сохранность амбулаторных карт пациентов. Конечно, наказания за утерю Вашей карты не предусмотрены, но требуйте сохранности Ваших медицинских документов – это Ваше право.

Нужно знать, что медицинская помощь и консультативные услуги детям до 15 лет обеспечиваются в присутствии родителей или лиц, их заменяющих. В случае оказания медицинской помощи ребенку в отсутствие родителей или лиц, их заменяющих, врач предоставляет им впоследствии исчерпывающую информацию о состоянии здоровья ребенка.

Если Вас госпитализируют в больницу, то:
- лекарственная помощь в стационаре в рамках Формулярного перечня (а он, поверьте, достаточно большой) должна оказываться Вам бесплатно;
- у Вас должно быть бесплатное лечебное питание в соответствии с физиологическими нормами;
- лечащий врач Вас должен лично осматривать – заочный осмотр пациента не допускается.

Если госпитализируют Вашего ребёнка до 3-х лет, то вместе с ним должны бесплатно госпитализировать одного из родителей или иного члена семьи, ухаживающему за ребенком до 3 лет.

Знайте, что медицинское учреждение обязано обеспечить каждому пациенту возможность ознакомления с его правами и обязанностями, для этого в каждом медицинском учреждении должны быть утверждены правила внутреннего распорядка.

Существуют и другие правила, которые медицинские работники обязаны осуществлять. Например:
- после выписки из родильного дома новорожденного должен обязательно посетить врач в течение первых трёх суток, а медицинская сестра – в первые сутки. Причём Вам звонить в поликлинику не надо – сотрудники родильного дома обязаны сами сообщить о выписке Вашего малыша в соответствующую поликлинику.
- госпитализация беременных женщин со сроком беременности свыше 32 недель может осуществляться только в родильные дома или перинатальные центры. Госпитализация таких беременных в другие лечебные учреждения не допускается.
- среднее время ожидания вызванной машины «Скорой помощи» - 40 минут. Если Ваш вызов не обслужен за это время – Вы имеете право писать жалобу.

Во всяком случае, знание позволяет отстаивать каждому человеку свои права. А если речь идёт о Вашем здоровье или здоровье Ваших самых близких людей – то это знание может спасти жизнь!

Вопрос:
Можно ли провести гарантийный ремонт товара при отсутствии гарантийного талона (он утерян)? Чек на товар сохранился. И можно ли заменить товар без гарантийного талона?

Ответ:
Если к качеству товара предъявляются какие-либо требования, то в магазин следует предоставить технический паспорт или иной документ, заменяющий его. Если документы на товар утеряны, то можно решить вопрос в судебном порядке.
Обращаясь к продавцу или же изготовителю с претензиями на товар, следует представить документ, который подтверждает факт покупки. Этим документом может быть и товарный и кассовый чек. В отношении тех товаров, на которые устанавливаются гарантийные сроки, следует предоставить технический паспорт или иной документ, заменяющий его.
Даже при утере чека на товар, Закон на стороне потребителя, так как факт и условия покупки товара можно подтвердить свидетельскими показаниями (п.5 ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Если же их нет и вообще все документы на товар утеряны, то продавец имеет право отказать покупателю в предъявляемых требованиях по отношению к товару с недостатками.
Вопрос:
Я приобрела туфли, оказалось, что они красят ноги. Написала заявление в магазин, потребовав заменить мне обувь на другую. В магазине провели экспертизу, согласно которой – туфли нормальные. Что делать?

Ответ:
Лучше всего провести независимую экспертизу, а затем, согласно ее результатам подать судебный иск к продавцу.
В исковом заявлении следует указать о возврате денежных средств за обувь, взыскании убытков (сюда же следует включить стоимость проведенной экспертизы), о выплате неустойки в размере 1 % от стоимости товара за каждый день просрочки.
Также можно потребовать и возмещение морального вреда и наложить на продавца штраф в размере стоимости поданного иска.
К исковому заявлению следует приложить копию претензии, которая была подана продавцу, а также их ответ (если он есть).
Вопрос:
Какие требования можно предъявить продавцу в случае приобретения товара ненадлежащего качества?

Ответ:
Если куплен товар с браком или не отвечающий целям, для которых используется, то продавцу можно выдвинуть следующие требования:
1. Оставляете товар у себя, но цена на него должна быть снижена.
2. Заменить данный товар на аналогичный надлежащего качества без перерасчёта его цены.
3. Заменить товар на тот, который по цене идёт дороже или дешевле. В данном случае идёт перерасчёт цены. Если обмен на более дорогой товар, то доплату вносит покупатель. Если замена происходит на товар, стоимость которого ниже, то разницу в цене возмещает продавец.
4. Устранение недостатков товара продавцом незамедлительно.
5. Можно устранить недостатки товара самостоятельно, от продавца потребовать возмещение стоимости ремонта.
Эти требования основаны на ГК РФ и Законе о защите прав потребителей.

Раздел: 
Ваш адвокат
автор:
Сергей САХАРКОВ

Новости партнеров: