Страна потеряла создателя "Белого солнца пустыни" Владимира Мотыля. Как жил, что снимал, - читайте в этом материале.

22/02/2010 - 12:17
Читать u-f.ru на

Владимир Яковлевич Мотыль родился 26 июня 1927 года в белорусском городке Лепель. Когда Мотылю было три года, его отца ‑ польского эмигранта, арестовали и сослали на Соловки, где он и погиб. Через несколько лет сослали и мать и маленький Володя вместе с ней оказался в ссылке на Северном Урале. В начальных классах школы в городе Оса Владимир организовал кружок, где ставил одноактные пьесы, в которых сам играл главные роли и расписывал картонные декорации.

В 1948 году он окончил актерское отделение Свердловского театрального института, а в 1957 году – заочно исторический факультет Уральского университета.

Работал режиссером Свердловского драматического театра, затем актером и режиссером в театрах Сталиногорска (Новомосковск) Тульской области, Нижнего Тагила.

С 1955 года был главным режиссером Свердловского ТЮЗа. За время работы в театрах Урала и Сибири поставил более 30 спектаклей.

В 1957‑1960 годах Владимир Мотыль работал режиссером Свердловской киностудии. После 1960 года он не состоял в штате ни одной киностудии страны.

Как кинорежиссер Мотыль дебютировал в 1963 году на таджикской киностудии фильмом "Дети Памира". В 1967 году по собственному сценарию совместно с Булатом Окуджавой снял фильм "Женя, Женечка и "катюша".

В 1969 году вышел его фильм "Белое солнце пустыни", который оказался бестселлером как в национальном, так и в мировом прокате. Космонавты перед стартом обязательно смотрят этот фильм Владимира Мотыля. Почти через тридцать лет после выхода на экраны Указом Президента РФ Бориса Ельцина фильму была присуждена Государственная премия РФ.

В 1975 году Мотыль закончил съемки исторической эпопеи "Звезда пленительного счастья", также единодушно признанной кинокритикой и публикой. Однако успех фильмов Мотыля раздражал чиновников Госкино СССР, которым не нравилось, что режиссер живет в свободном режиме – отказывается войти в штат какой‑либо киностудии. Его не включали в делегации, выезжавшие за рубеж, где показывались его фильмы, не допускали к международным конкурсам, обходили званиями, наградами.

В 1976‑1985 годах Владимир Мотыль работал художественным руководителем творческого объединения "Экран" Гостелерадио СССР. Был художественным руководителем фильмов "Нет дыма без огня" (1972), "Где ты, Багира?" (1976), "Мерседес уходит от погони" (1980). Снял фильмы "Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад" и "Жил‑был Шишлов".

В 1980 году на киностудии "Ленфильм" он поставил фильм "Лес" по одноименной пьесе Островского, который разрешили к показам только в 1988 году. В 1989 году на киностудии "Мосфильм" поставил ленту "Расстанемся, пока хорошие".

В 1987‑1997 годах он вел режиссерскую мастерскую на Высших курсах сценаристов и режиссеров (ВКСР), в 1992‑1998 годах был художественным руководителем режиссерского отделения ВКСР.

В 1993‑1996 годах Владимир Мотыль был руководителем независимой студии "Арион".

С 2001 года – руководитель "Студии Владимира Мотыля".

Преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссеров, в Школе кино и телевидения и в мастерской Юрия Грымова.

Владимир Мотыль снял всего десять фильмов, последний его фильм ‑ "Багровый цвет снегопада", в котором показана реальная судьба женщины, всю свою жизнь посвятившей мести за зверски убитого большевиками мужа. Мотыль не только режиссер‑постановщик этого фильма, но и автор сценария.

За свои работы Владимир Мотыль удостаивался наград на различных фестивалях: за фильм "Дети Памира" ‑ приза Союза кинематографистов СССР и Всесоюзного кинофестиваля в Ленинграде (1964); приза Международного кинофестиваля в Джакарте (1965); за фильм "Звезда пленительного счастья" был награжден почетным дипломом "Лучшие фильмы мира" на Международном фестивале 1977 года (Белград, СФРЮ); за фильм "Белое солнце пустыни" ‑ призом фестиваля "Золотой Остап" (Петербург, 1995); главным призом телефестиваля "Золотой билет" (1996); за фильм "Несут меня кони" ‑ главным призом фестиваля "Крымская киноривьера" (Ялта, 1996) и призом фестиваля "Листопад" (Минск, Белоруссия, 1997).

Владимир Мотыль был избран действительным членом Международной академии информатизации при ООН. С 2006 года он входит в состав Совета по культуре при Председателе Совета Федерации РФ.

Владимир Мотыль неоднократно избирался в правление Союза кинематографистов. Он является секретарем Союза кинематографистов России.

Заслуженный деятель искусств РФ (1992); Заслуженный деятель Таджикистана (1997); лауреат Государственной премии Таджикской ССР им. А.Рудаки (1964, за фильм "Дети Памира"); лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства 1997 года (за фильм "Белое солнце пустыни"). Награжден Орденом Почета России (1995, за фильм "Белое солнце пустыни").

В 2003 году Владимир Мотыль удостоен почетного звания Народного артиста России.

В том же году награжден орденом "За кинематографическое событие" на кинофестивале "Кинотавр‑2003" (Сочи).

Супруга – Подаруева Людмила Васильевна, бывшая театральная актриса, оставила сцену в 1970‑х годах, посвятив себя семье. Дочь – Ирина, художник‑дизайнер по костюмам в кино. Внук – Насонов Аркадий, художник‑авангардист, участник выставок в Москве и странах Европы, с 1998 года работает в Амстердаме.

Подготовлено на основе открытых инсточников и сми.

"Южный Федеральный пресс-центр"

Автор: Сергей САХАРКОВ