Должно ли искусство показывать всю правду жизни?.

18/02/2010 - 13:58
Читать u-f.ru на

Игорь Толстунов, продюсер
Должно ли искусство показывать всю правду жизни?
В начале 2010 года в эфире Первого канала появился сериал молодого российского режиссера Валерии Гай Германики "Школа". Сериал вызвал бурную дискуссию в интернете и за его пределами: многие сочли показанную в нем жизнь российской школы излишне жестокой и не соответствующей реальности. В то же время защитники сериала утверждают, что сериал практически документален, и настаивают на необходимости появления подобных работ на российском телевидении. Где грань между правдой и искусством? Должен ли режиссер показывать жизнь "как есть" или зрителю нужна смягченная "картинка"? Насколько провокационной может быть документалистика? На эти и другие вопросы читателей "Ленты.Ру" ответил продюсер сериала "Школа" Игорь Толстунов.
Уважаемые читатели, к сожалению, Валерия Гай Германика отменила интервью, поэтому на ваши вопросы ответил продюсер сериала "Школа" Игорь Толстунов.
Орфография и пунктуация авторов вопросов сохранены.
Рамиль [14.01 14:01]

Как получилось, что вы стали снимать этот сериал? Был ли у Вас выбор, или же это был социальный заказ?

Идея возникла следующим образом. В 2008 году на Каннском фестивале был показан фильм Валерии Гай Германики "Все умрут, а я останусь", который я продюсировал, и этот фильм позже был показан генеральному директору Первого канала Константину Эрнсту. Фильм ему понравился, он приобрел его для показа на Первом канале, а в дальнейшем, обсуждая сам фильм, состояние кино на сегодняшний день и многое другое, он высказал идею по поводу того, чтобы сделать сериал о современной школе и чтобы Германика его снимала или курировала. С этого все и началось.

Мария [14.01 17:33]

По правде говоря, я тоже не считаю сериал излишне жестоким. В чем именно проявляется жестокость? Негатив?

Если зайти в любую российскую школу (а надо сказать, что наша школа точь-в-точь похожа на школу из сериала), то там видно все то же самое.

Почему решили снимать именно жизнь школьников? Не боялись того, что фильм кому-то мог показаться слишком будничным?

Не смущает ли вас такое обилие негативных комментариев от людей, которые отказываются замечать очевидное?

Заранее спасибо за ответ
Валерий Колесниченко [14.01 15:29]

Почему Ваш фильм именно про школу?

Понятно, что все мы из школы как из «Шинели». Но первое, что приходит на ум так это анекдот про то, что «зеленые» возражают против ношения мехов куда как активнее, чем протестуют против ношения байкерами изделий из кожи.

Разве нет других проблемных тем в реальной жизни, которые касаются всех?

1. Я, честно говоря, ориентируюсь в своем выборе в первую очередь на качество истории, драматургического материала, на содержательной стороне. Поскольку мне показалось, что из истории девочек, рассказанной простым, но в то же время жестким образом, тем более руками талантливого, подающего надежды дебютанта, каким была Германика пару-тройку лет назад, получится очень интересное художественное произведение.

2. Мне кажется, что человеческая психика устроена таким образом, что большинству людей спокойнее жить в раковине, в своем закрытом домике и не видеть того, что происходит вокруг. Многим так гораздо спокойней, поскольку не надо реагировать, тратить себя, свои душевные и материальные силы, они руководствуются принципом, что того, чего я не вижу, просто нет. Я думаю, что мы это сделали и для таких людей тоже. Даже негативная реакция - это защитная функция такого рода людей. Они говорят, что это неправда, этого не существует. Тем не менее, царапнуло же, раз вызвало такое возмущение у части зрителей.
Андрей [14.01 21:10]

Сериал "Школа" имеет кроме творческого полета какую-нибудь еще цель для Вас? Или это желание узнать отношение общества к показу реального мира на "Первом"?

Не бывает одной цели, когда ты ставишь кино. Хотелось показать все вместе, каковы сегодня отношения, что за характеры, какие персонажи живут в общественном институте под названием школа в наше время. Для меня, в первую очередь, это возможность показать зрителям нечто новое, то, чего они не видели.

Антон [14.01 15:24]

Если не секрет, какой гонорар причитается режиссеру за съемку «Школы»?

Я не могу назвать сумму, поскольку это конфиденциальные условия договора. Но я могу сказать, что она, на мой взгляд, вполне достойная, но не сногсшибательная.

Михаил [15.01 04:14]

Здравствуйте.

Я заканчивал школу в Андижане, известном событиями 2005 года. Жестокость в классах была пожалуй побольше, чем в более благополучных областях - многие ученики уже с 5-го класса ходили в школу с ножом и зачастую происходили массовые драки. Но все равно атмосфера в фильме довольна далека от атмосферы в моей школе. Где же можно найти школу, показанную в сериале?

Ровно такую школу нельзя найти нигде. В то же время она везде. Приметы, знаки, характеры, учители и родители есть везде. Художественное произведение предполагает некую концентрацию драматургических событий, которые происходят с персонажами. Чтобы зрители смотрели телесериал, в каждой серии должно что-то происходить. В обычной жизни такой плотности событий, наверное, не бывает, но это нормально. В конце концов, это ведь не репортаж, с которым часто подсознательно зрители путают наш сериал.

Илья [14.01 14:12]

Является ли сериал "Школа" переносом личного опыта на экран или же это больше художественный вымысел/чужой сценарий/что-то ещё

Это в любом случае вымысел. Просто этот вымысел основан на восприятии автором жизни, школы, героев и персонажей в частности. Все образы – собирательные, нет реальных прототипов. Я еще раз повторю, что в силу изобразительной стилистики сериала, многие зрители путают его с документальным фильмом и даже с репортажем и поэтому предъявляют претензии по принципу было или не было, у нас так, у вас этак, то есть относятся к показанному в "Школе" как к абсолютной документальной правде. А это скорее правда искусства, а правда жизни немного отличается.
Rednak [15.01 00:12]

1. Как создавался сериал?

Проводили ли опрос школьников?

Беседовали ли с проблемными подростками? С преподавателями, участковыми, перед тем как заняться фильмом?

2. Кто на первом канале дал вам "зеленый свет"?

1. В самом начале, когда было решено снимать этот сериал и работать над проектом, авторы сценария отправились по школам и общались с подростками, в том числе и со сложными. Группа авторов сценария беседовала с учениками, записывала на камеру эти разговоры, но исключительно в целях погружения в материал, то есть в профессиональных рамках. Да, это происходило.

2. Идея снять сериал на эту тему принадлежит Константину Эрнсту. Он генеральный директор канала, и решение о том, что сериал будет показан на Первом, принадлежит ему.

Михаил Котов [14.01 14:51]

Добрый день. Хичкок говорил, что "Фильм - не кусок жизни, а кусок пирога". И много раз раскрывал эту фразу говоря о том, что фильм не должен превращаться в документальный или в "цветную фотографию". Жестокость, боль, натуралистичные сцены в художественном кино могут показываться не прямо, если в этом нет необходимости. Иначе, фильм превращается в "протокол с места преступления", смотреть который неприятно, и непонятно зачем. А какого мнения придерживаетесь вы?
Василий [15.01 12:37]

Здравствуйте! У меня вопросы скорее по искуству, чем по сериалу: ЗАЧЕМ в искустве показывать "всю правду жизни", если она и так повсюду? Можно ли это вообще назвать искуством? Разве не должнго искуство быть прекрасным? Разве мало вокруг зла?

Встречно хотелось бы спросить, какого рода натуралистичные сцены есть в нашем сериале? В нем нет ничего натуралистического, кроме того, что зрители узнают реальность как таковую. А натуралистических сцен в художественном смысле этого слова (то бишь насилия, секса, убийств, крови) в нашем фильме нет.

Кира [14.01 17:28]

Не кажется ли Вам, что как минимум некорректно показывать только одну сторону жизни? И чем Ваш подход отличается по сути от тех же "Ранеток". В ранетках все неправдоподобно прилизано и слащаво, у Вас все неправдоподобно черно. И то, и другое в итоге-бульварное чтиво с разнополюсными значениями.

Непонятно о какой правде жизни может идти речь,когда выпячивается только одна её составляющая при полном отсутствии альтернативы.
Михаил [14.01 14:05]

а почему золотой середины, а именно показа "как есть" не получается почти ни у кого из режиссеров? Можно вспомнить очень мало фильмов, где действительно получилось похоже не настоящую жизнь. Ведь в жизни плохое и хорошее очень сильно перемешаны, в них добавлена щепотка чуда, веры, надежды, маньячности, боли и еще сотни и тысячи ингридиентов. И посмотрев "Все умрут а я останусь", я могу сказать - да, такое случается, бывает. Но ведь это лишь одна из сторон жизни, "чернуха", а где-то есть место и доброму и хорошему. Не получается ли ваше кино упрощением, показом только темной стороны? Или вы считаете, что именно так и есть?

Мы стараемся показать не плоских персонажей и показать жизнь, может, не во всем ее многообразии, но, тем не менее, не одномерно. Поэтому, практически все наши главные персонажи - подростки, учителя, родители, они не плохие и не хорошие. Это обыкновенные люди, в которых плохого и хорошего, белого и черного намешано достаточно, поэтому они могут сегодня совершить замечательный поступок, а завтра нагадить своему товарищу. Нам кажется, что они живые. Мы просто предлагаем тем, кому показалось, что там слишком много негатива, все-таки повнимательнее отнестись к просмотру и постараться проанализировать поступки и действия персонажей. Причем в развитии (сериал длинный, он будет состоять из 69 серий). На сегодняшний день прошло 16 серий (интервью состоялось 8 февраля - прим. Ленты.Ру), а выводы все сделали очень скоро, по промо-роликам, по-моему, даже не посмотрев сериал. Нам кажется, что герои сериала и само его содержание немного сложнее, чем кажется части зрителей, желающих увидеть в нем очернительство, негатив и так далее. Мне кажется, там этого нет.

Бушманов Денис [14.01 14:57]

Здравствуйте. У меня к вам несколько вопросов.

Во-первых, почему для съемок в главных ролях ("Все умрут, а я останусь", "Школа") были привлечены взрослые актеры, а не дети? В "Школе" особенно заметен резонанс между массовкой и актерами, что мешает сопереживанию героям. Например, в "Чучеле" играли настоящие дети, и чувства были более правдивыми.

Вопрос восприятия всегда спорный. Когда я смотрю "Чучело", я вижу игровой фильм, вижу детей. Фильм замечательный, но этот фильм и "Школа" сняты в разной стилистике. Я хочу заметить, что среди исполнителей ролей школьников есть как школьники, так и ребята, которые уже учатся в институтах, а кто-то уже закончил, хотя совсем недавно. Возрастной разброс достаточно велик, но в кадре отличить артиста, которому 21, от артиста, которому 15, практически нереально. Это мое мнение.
Евгений [15.01 01:23]

Скажите, а кто из героев "Школы" Вам наиболее симпатичен, а кто наоборот, вызывает больше всего негативных чувств с Вашей стороны? Кого из них Вы уважали бы в жизни, а кого презирали?

Спасибо.

Могу сказать, что они все симпатичные. В силу того, что мне по должности известно чуть больше, чем зрителям, я знаю, что все ребята, даже если сегодня они представлены совсем как негативные персонажи, будут меняться, и мы найдем в них много хорошего и доброго. По крайней мере, каждого из них можно понять и пожалеть в широком смысле.
Анна [14.01 14:39]

Наполнение сериала обсуждать не хочу, тут много кто это сделает за меня.

1. Хочу спросить Вас вот о чем: Вы сами согласны с тем, что он идет в прайм-тайм?

Т.е. как раз детки и с первой и с второй школьной смены уже дома... А родители до дома еще скорее всего не доползли.. и не могут прокоментировать некоторые моменты... которые могут показаться излишне жесткими..

2. В итоге дети обречены смотреть это и понимать, и принимать всё как есть... и считать примером для подражания поведение героев сериала..

1. Чтобы быть точными в терминологии, сериал не идет в прайм-тайм, он идет в пред-прайм. Первый показ в 18:20 - это пред-прайм. Праймом, строго говоря, на телевидении считается время с 20 до 23 часов. Соответственно, первый показ идет до прайма, второй - после прайма. Я понимаю, что вы имеете в виду, что сериал идет в достаточно удобное для зрителя время.

Многое зависит от того, кто и как смотрит. Начнем с того, что никто не обречен смотреть телевизор. Если не хочется, его можно выключить, не включать или переключить на другой канал. Кроме того, мы знаем много примеров, когда родители смотрят это вместе с детьми-школьниками. Нас это, например, очень радует. Мы этого и хотели - чтобы взрослые и дети вместе обсуждали, что же происходит в школе. По нашему пониманию, взрослые имеют чрезвычайно приблизительное представление о том, что происходит с их детьми в школе, чем они живут, что им интересно и так далее. Разделение эфиров предполагает, что в 18 часов сериал смогут посмотреть школьники, молодые люди, которые закончили свой учебный день, и те, кто рано заканчивает работу. А вечером, соответственно, другая аудитория, которая не может смотреть в шесть часов. Насколько мы понимаем по аналитике, приблизительно так и происходит. Это разные аудитории.

2. Эти дети, как мы понимаем, ходят в школу. Мы понимаем, что не везде присутствует такая концентрация поступков и событий, которые есть в нашем сериале. Но они ходят в школу и эту жизнь знают. Повторюсь, что в сериале нет ничего такого, что было бы нельзя смотреть (в строгом смысле этого слова) детям. Нет того, чего они не увидели бы на телевидении в доступное время, например, на других каналах. О чем может быть речь? О том, что школьники курят на чердаке? Что может напугать родителей? Хотелось бы спросить, что конкретно там происходит, что могло бы возбудить детскую психику и направить детей не в то русло?

Антон [14.01 15:33]

Как вы сами оцениваете сериал "Школа"? Фильм удался? Или что-то вы подправили бы?

Мы полагаем, что в целом проект удачный. Мне кажется, что главным результатом этой удачи является общественная дискуссия, которая развернулась в связи с сериалом, по поводу него и около. Это означает, что истории, показанные в сериале, и его содержание в целом общественное мнение и возбудили, что бывает, хочу заверить, не так часто. Не так много художественных произведений и в мире, и у нас катализируют общественную дискуссию, возбуждают, являются толчком для обсуждения проблем в обществе. А то, что сериал показывает школу глубже - нам хочется надеяться, что это факт. Сериал обсуждается в очень многих, самых разнообразных местах - в парикмахерских, поликлиниках, булочных, очередях и так далее. Нам кажется, что это хороший результат.
Смирнов Георгий [15.01 02:02]

1. Скажите с вами уже говорили на счет закрытия этого сериала? Большое спасибо за смелость.

2. Общаетесь со школьными учителями? Ожидали такой реакции от них?

1. Со мной - нет. Я просто читал на форуме мнения некоторых зрителей, которые призывали снять его с эфира. Мало ли кто к чему призывает, его ведь не закрыли. Для продюсеров такой вопрос не стоял.

2. Ответ смотрите выше.

Наивный [14.01 15:05]

Подтвердите (или разрушьте) надежды тех, кто верит в хэппи-энд. Ведь на данный момент сериал действительно несет больше деструктивную функцию, а не воспитательную... скажите, все будет хорошо?

Это не жанровое кино, это не "Менты". Преступников в жизни не всегда ловят. У кого-то будет хэппи-энд, а у кого-то не будет. По-разному. Мы не можем упростить жизнь, как бы ни хотели.

________________________________________________________________________________________________

Итак, вы стали счастливым обладателем автомобиля Mitsubishi или Toyota. Это очень хороший выбор, так, как эти автомобили этой марки всегда отличались хорошим качеством и тех. обслуживанием.

Сервисный центр Анкар - мастер в своем деле, имеет 12 летний стаж работы и звание «Лучший автосервис города Москвы». Обслуживание Toyota и Mitsubishi именно то, на чем специализируется данная компания. Профессиональные работники, отличная опытная база, все это делает техцентр Анкар лидерами в своем деле.

Автор: Сергей САХАРКОВ