Старый читатель под новой крышей. Закончила работу XXII Московская международная книжная выставка-ярмарка

09/09/2009 - 12:33

Если сравнить перенос Московской книжной выставки-ярмарки в новый павильон (№75) с редизайном условно взятого сайта, то главным достоинством реформы должно признать упрощение навигации. Кстати, сайту выставки -- mibf.ru -- редизайн тоже бы не помешал.

Читатель, прибывший на любую ярмарку без определенной цели, обречен раз за разом в своих блужданиях натыкаться на микростенды «Автор, издатель и иллюстратор представляет свою книгу, а еще продает всякие поделки». Если ярмарка книжная, то еще неделю будет он слушать истории о том, как его более удачливые друзья болтали с Марининой и чуть ли не выпивали с Головачевым или Санаевым. Поэтому культурный поход лучше спланировать заранее. Правда, изучение программы ММКВЯ не особо помогает. Пролистав тяжеловесные вордовские файлы (детская программа «Читай-ка» выложена на отдельной странице сайта, поди найди), вы бы решили, что самый активный участник выставки -- это Московский клуб любителей миниатюрных книг, а самый востребованный автор -- наставник садоводов и огородников Октябрина Ганичкина. Еще в программе обещали удивительную акцию проявления эмоций: «Сергей Соловьев порадуется завершению трехтомника «Асса и другие фильмы» -- на стенде «Книжного клуба 36.6» 3 сентября.

При попытке сориентироваться выяснилось, что пропустить павильон №75 сложно даже в толпе отмечающих День города. Огромный баннер выставки висел над центральным входом, в пределах видимости была установлена не менее заметная стрелка-указатель. А там уже только оставалось поверить, что крошечные белые будочки действительно кассы. Особенно тяжело верилось в это тем, кто пришел на выставку в воскресенье, в проливной дождь. Эти читатели предпочитали мешать входящим вопросами: «Где же эти кассы, про которые написано «туда»?!»

Цены на билеты позволили ММКВЯ успешно конкурировать с такими предложениями ВВЦ, как конкурс авторской песни, «Надувной планетарий» и промоакция «Киндер» с раздачей шоколадных яиц: 60 руб. -- взрослый, 80 руб. -- взрослый билет на два дня. Если вам повезло, контролер забудет оторвать корешок билета, и по нему можно будет пройти не два, а три раза.

Внутри павильона можно было прокладывать курс двумя способами: по огромным спискам стендов и по красиво изданной схеме (15 руб.). Схема, как выяснилось позже, попала в типографию без последних правок, так что некоторые издательства оказались ровно в противоположных указанным местах. Поэтому в итоге все равно приходилось полагаться на интуицию и удачу. Интуиция подсказывала, что у гостей выставки -- Индии -- будет сложно подобрать что-то для домашнего чтения. Зато аромат индийских благовоний между залами «А» и «Б» настраивал заблудившихся на медитативный лад. А удача снова и снова приводила к садоводам, у которых, на зависть всем, на стенде красовалась банка соленых огурцов, а не обычные печенье, конфеты и пластиковые стаканчики.

Чтобы почувствовать, чем XXII ММКВЯ отличается от предыдущих книжных форумов, достаточно было остановиться, поднять голову и вдохнуть. Вопреки обыкновению над головой оказывалось огромное светлое пространство, в ребра не толкали локтями и дышалось легко. И над аллеями Маяковского и Горького отчетливо раздавалось: «Всех владеющих персидским языком просим подойти к стенду ХХ». Книги, даже на самых маленьких стендах, стояли лицом, а не корешком к читателю.

Чтобы понять, что осталось прежним, голову нужно опустить. Как обычно, основные посетители выставки -- немолодые женщины, которым, кажется, равно интересны и уральские самоцветы, и книги ведущих издательств по сниженной (незначительно) цене. Многие посетители, кажется, и вовсе зашли случайно. Вот их взгляд притянул Плутарх с золотым тиснением, они делают шаг к стенду, всматриваются в заглавия, пугаются и отступают.

Обязательные гости любой выставки, любители презентационных материалов, были разочарованы. В лучшем случае они могли рассчитывать на подарок от какого-нибудь бесприютного писателя, раздающего симпатичным девушкам роман о том, что если веры в сердце нет, то можно не замечать беременность до восьми месяцев, а потом родить близнецов разных рас. Не скупились на «тесты на стресс» подозрительно бодрые саентологи, женщина с тревожным взглядом раздавала листовки об угрозах жилищной реформы... Издатели никогда не славились щедростью, но в этом году с «раздаточными материалами» хуже было, наверное, только на выставке полупроводников Elexcon.

Лучше всего на ММКВЯ было начинающим читателям. Школьники практически не встречались, в первые недели сентября им и их родителям, видимо, не до развлечений и новых трат на книги. Зато самых маленьких веселили на все лады. Смешарики, клоуны, петрушки, неведомые зверушки и как минимум две Алисы из Зазеркалья выступали на стендах и бродили по рядам. Детей учили выпекать пряники, складывать оригами, сшивать самодельные книжки. В какую аллею ни сверни, рассказывали о зимовке пингвинов или обсуждали с подпрыгивающими детьми размножение кузнечиков. И детская литература начала радовать -- по крайней мере разнообразием.

Больше стало мусульманской литературы, шире развернулись интернет-проекты, зато юристы и экономисты, китайцы и картографы скучали. В следующем году, пожалуй, стоило бы поработать над ассортиментом и ценами в буфете. Выставка показала, что маркетологи работали не зря. Даже в период издательского спада все авторы, которым на обложках рисуют котов, ставят слоганы «книга тысячелетия», «успех года» и «раскрыта тайна энергоинформации», не остались без очередей за автографами.

Раздел: 
Культура и шоубизнес
автор:
Сергей САХАРКОВ

Новости партнеров: