Компании «АвтоВАЗ» и КамАЗ объединятся в холдинг.

24/08/2009 - 16:11
Читать u-f.ru на

По мнению акционеров, это повысит шансы производителей пережить кризис. Однако эксперты предвидят другой поворот: альянс лишь ухудшит положение дел КамАЗа, который до сих пор эффективно справлялся со своими проблемами.

Чтобы уберечь от разорения отечественный «АвтоВАЗ», его активы объединят с активами КамАЗа в новый холдинг, который будет владеть пакетами акций двух автопроизводителей. Для этих целей госкорпорация «Ростехнологии» (владеет 25% «АвтоВАЗа» и 37,8 % КамАЗа) сформировала общество с ограниченной ответственностью «Автоинвест-холдинг». Новая структура станет заниматься реализацией масштабных инвестиционных проектов для привлечения новых стратегических партнеров для автопредприятий. Такая информация приводится в годовом отчете «Ростехнологии». За счет объединения новой структуре будет проще лоббировать свои интересы в правительстве и при необходимости будет легче получить средства из госбюджета.

Сообщение об объединении положительно сказалось на стоимости акций обоих автоконцернов. Стоимость акций «АвтоВАЗа» в понедельник выросла на 20%, а КамАЗа – на 15%.
«АвтоВАЗ» отказался от комментариев. «Сейчас многое говорится о том, что возглавить новую структуру сможет глава КамАЗа Сергей Когогин. Официальная позиция нашего гендиректора: он не собирается покидать свой нынешний пост», – рассказал директор по связям с общественностью КамАЗа Олег Афанасьев. Другими словами, Когогин готов взять на себя управление новым холдингом, но лишь в том случае, если за ним будет сохранена нынешняя должность на его предприятии. По мнению аналитика ИК «Финам» Константина Романова, такая возможность у Когогина, скорее всего, будет. «При желании в добавок он может получить еще и должность главы ВАЗа», – считает он. С другой стороны, Борис Алешин, нынешний президент «АвтоВАЗа», скорее всего, лишится этой должности. По данным источников издания, его место может занять нынешний вице-президент «АвтоВАЗа» Игорь Комаров. Однако его влияние в новой структуре будет небольшим. «Формально для отставки нынешнего руководителя есть повод. Период руководства «АвтоВАЗом» Алешина не связан с какими-либо крупными успехами, кроме лоббистских. Такая ситуация может привести к отставке Алешина», – поясняет Романов.

«Определенные плюсы от объединения, безусловно, возникнут. Так, к примеру, у КамАЗа и «АвтоВАЗа» почти на 50% совпадают поставщики автокомпонентов. Это может стать весомым аргументом при выделении госдотаций.

С другой стороны, руководителю нового холдинга придется столкнутся с проблемами, которые накопились у «АвтоВАЗа», – пояснил источник на КамАЗе.

Эксперты убеждены, сделка больше всего нужна «Ростехнологиям», которые за счет нее могут получить дополнительное государственное финансирование для развития предприятий, а также показать, что ищут пути их реанимации. «Выгода подобного объединения не очевидна, так как она, с одной стороны, может привести к дополнительному росту бюрократического аппарата, с другой, не обеспечить какой-то выгоды, скажем, от совместных закупок. Характерный пример – группа ГАЗ, имеющая производство как легковых, так и грузовых автомобилей, но все равно очень непросто переживающая кризис», – замечает специалист.

Вопрос о создании холдинга еще не согласован со стратегическими партнерами «АвтоВАЗа» и КамАЗа — французским Renault и немецким Daimler. «Скорее всего, они будут не согласны с таким ходом вещей, но промолчат, чтобы избежать открытого конфликта», – считает Романов.
«АвтоВАЗ» уже предлагал объединиться

В конце 2005 года «АвтоВАЗ» уже объявлял о том, что «АвтоВАЗ», КамАЗ и ГАЗ должны быть объединены в одну компанию. Тогда причиной для объединения тоже должна была стать господдержка – около $5 млрд. Именно такую сумму Борис Алешин (на тот момент глава Роспрома) предлагал выделить консолидированному автопроизводителю в виде кредита. Однако убедить правительство в необходимости этого шага не удалось, так как идея «АвтоВАЗа» остальными была встречена без энтузиазма. «ГАЗ и КамАЗ очень скептически относились к этой идеи с самого начала. Они сделали все возможное, чтобы спустить ее на тормозах», – рассказал один из автопроизводителей.

Автор: Сергей САХАРКОВ