Узбекистан выступил против расширения российского военного присутствия в Киргизии

04/08/2009 - 10:06
Читать u-f.ru на

Узбекистан выступил против расширения российского военного присутствия в Киргизии, о котором Дмитрий Медведев договорился на неформальном саммите Организации Договора о коллективной безопасности 1 августа. Как говорится заявлении узбекского МИДа, новая российская база спровоцирует националистические противостояния и экстремистские выступления.

Узбекистан против размещения батальона российских военных на юге Киргизии и создания российско-киргизского учебного центра. Позиция Ташкента разъясняется в официальном сообщении МИДа, распространенном в понедельник.

«Узбекская сторона не видит какой-либо необходимости и целесообразности в реализации планов по размещению на юге Кыргызстана дополнительного контингента Российских вооруженных сил», — утверждают в узбекском МИДе.

«Реализация подобных проектов на достаточно сложной и труднопредсказуемой территории, где непосредственно сходятся границы трех среднеазиатских республик (Киргизии, Узбекистана и Таджикистана), может дать импульс для усиления процессов по милитаризации и возбуждения различного рода националистических противостояний, а также выступлений радикальных экстремистских сил, могущих привести к серьезной дестабилизации обстановки в обширном регионе», — считают в Ташкенте.

Договоренности о расширении российского военного присутствия в Киргизии президенты двух стран Дмитрий Медведев и Курманбек Бакиев достигли 1 августа в ходе неформального саммита Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) на берегу Иссык-Куля.

Соглашения включают в себя меморандум по дальнейшему развитию и совершенствованию двусторонней договорно-правовой базы, регулирующий пребывание российских военных в Киргизии и размещение дополнительного российского воинского контингента. Срок действия нового соглашения — 49 лет, кроме того, предусмотрена возможность его автоматического продления на 25-летние периоды.

Согласно этому документу, на территории Киргизии будет размещен дополнительный российский воинский контингент общей численностью до батальона. В тексте указано на «целесообразность разработки и подписания до 1 ноября 2009 года соглашения между Россией и Киргизией о статусе и условиях пребывания объединенной российской военной базы на территории Киргизской Республики». В соглашении будут «определены все российские военные объекты, включая российскую авиационную базу в городе Канте».

Ташкент не в первый раз показывает, что не собирается поддерживать в одностороннем порядке инициативы Москвы, касайся они экономического или военного сотрудничества в рамках СНГ.

Узбекистан в конце 2008 года вышел из Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). В июне Ташкент вместе с Минском не стали подписывать документов о создании Коллективных сил оперативного реагирования СНГ. Официально Узбекистан не устроил порядок вступления соглашения в силу (соглашение должно было временно вступить в силу до ратификации национальными парламентами). В Ташкенте хотели бы, чтобы решения по применению КСОР принимались не большинством голосов, а консенсусом, то есть только единогласно. Исключение ситуации, когда силы КСОР участвуют в конфликте между двумя членами ОДКБ, — еще одно требование узбекской стороны.

Таким образом Ташкент хочет привлечь внимание Москвы к своим интересам, полагает замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин. «Отношения между странами Центральной Азии непростые. Таджикистан и Киргизия богаты водными ресурсами, но обделены органическим энергосырьем. Узбекистан, Казахстан и Туркменистан, напротив, располагают и нефтью, и газом, но страдают от нехватки воды. Борьба за ресурсы глубоко разделила их», — рассказывает эксперт.

Главный раскол — между Киргизией и Таджикистаном, с одной стороны, и Узбекистаном, с другой. В феврале этого года таджикский президент Эмомали Рахмон демонстративно пригрозил пропустить саммиты ОДКБ и ЕврАзЭС в Москве. Так он отреагировал на «невинное», по словам Жарихина, замечание Медведева, который согласился с узбекским президентом Исламом Каримовым в том, что вопросы о строительстве ГЭС следует решать коллегиально, с учетом интересов всех стран региона.

Ташкент крайне встревожен проектами постройки высотной 347-метровой плотины Рогунской ГЭС в Таджикистане и каскада Камбаратинских ГЭС в Киргизии. В Узбекистане уверены, создание этих объектов обернется экологической катастрофой для водостока рек, проходящих по его территории.

«Пока Россия решает другие задачи — строительства преграды на пути наркотрафика и притока в регион экстремистов из Афганистана, она одновременно усиливает безопасность и военный потенциал Киргизии», — указывает Жарихин. Узбекистан, чьи пограничники иногда вступают в вооруженные стычки со своими коллегами из сопредельных стран, а некоторые участки минированы, это серьезно беспокоит. Однако, по мнению эксперта, реальных рычагов воздействия на Москву, кроме решительных заявлений и двусмысленных демаршей, у Каримова нет.

Автор: Сергей САХАРКОВ