В заботе о нашем спокойствии.. Экслюзивное интервью Юрия Васильевича Самотарева - руководителя Управления вневедомственной охраны при ГУВД по Ростовской области

22/07/2009 - 16:10
Читать u-f.ru на

Газета «Южный Федеральный» известна подписчикам и читателям ЮФО не только своими острыми публикациями политических, экономических, социальных тематик, но и правозащитной деятельностью Общественной приемной, работающей уже без малого год. За это время мы помогли многим людям, живущим в Южном федеральном округе и обратившимся к нам, в Общественную приемную, решить их наболевшие, зачастую многолетние проблемы.
Один из новых проектов издания - пресс-центр, организованный на базе «Южного Федерального» и его Общественной приемной. Недавно нашим гостем стал руководитель Управления вневедомственной охраны при ГУВД по Ростовской области полковник милиции Юрий Васильевич САМАТАРЕВ, который рассказал об уникальности своей работы, ее специфике и многом другом.
– Юрий Васильевич, практически все знают о существовании такого подразделения, как вневедомственная охрана, но далеко не все знают ее историю создания в системе МВД. Расскажите об этом…
– Вневедомственная охрана – уникальная служба в системе МВД России. В этом году ей исполнится 57 лет, за которые был пройден длинный путь – от «банальных сторожей» до многопрофильной службы с профессионально подготовленным составом, оснащенным всеми средствами технической и информационной защиты. Последняя реорганизация, которая произошла в нашей структуре, была в 2004 году. Как сказал Рашид Нургалиев, министр МВД РФ: «В немалой степени новым импульсом дальнейшему развитию послужила и проведенная реорганизация службы, которая сегодня является органом, вырабатывающим политику министерства в сфере государственной защиты имущества, что коренным образом изменило статус вневедомственной охраны». В соответствии с принципами административной реформы на основе изменений в законодательстве Российской Федерации наши подразделения были переведены на сметно-бюджетное финансирование. В ходе реформирования служба разделилась на две составляющие: первая – состоит исключительно из милицейской охраны (патрульных машин, людей в форме) и вторая – на базе военизированной, сторожевой охраны и проектно-монтажных центров вневедомственной охраны. То есть если до этого года в нашу службу входили как монтажники, так и ВОХР, то сейчас она состоит из образованных специальных филиалов ФГУП охраны, входящих также в систему МВД Росси, на плечи которых легло занятие по оборудованию и монтажу сигнализации, физическая охрана силами специальных подразделений сторожевой военизированной охраны.
– И всё же чем конкретно занимается вневедомственная охрана?
– Охрана получает сигнал тревоги о проникновении преступника или нарушителя на охраняемый объект, осуществляет его задержание и доставляет в отделение милиции для дальнейшего разбирательства. Кроме того, круглосуточно патрулируя по улицам населённых пунктов, наряды групп задержания ОВО работают по профилактике всех видов преступлений. Только в текущем году нами раскрыто 1354 преступления, в том числе 572 кражи, 72 грабежа и 5 разбоев; изъято 44 единицы оружия, разыскано 307 преступников и 11 единиц автотранспорта. Совместно с филиалов ФГУП «Охрана» подразделения стараются решать задачи сообща и в полном объёме. Обеспечивать государственную защиту имущества физических и юридических лиц, предупреждать и пресекать как преступления, так и административные правонарушения. Говоря о структуре в целом, стоит отметить, что из охранных структур наша является самой многочисленной среди всех, представленных на рынке охранных услуг. Это именно то, чего от нас требуют и правительство, и президент. При этом вневедомственная охрана имеет ряд неоспоримых преимуществ, таких, как государственная ответственность, надёжность, большой опыт, оснащённость и т.д.
– Получается, что как таковая конкуренция на рынке отсутствует?
– Конкуренция должна быть. Только за счет нее мы сможем повысить условия безопасности. Ведь все наши доходы полностью поступают в государственную казну, а из федерального бюджета вневедомственная охрана получает финансовые средства на организацию своей деятельности. При этом количество охраняемых нами объектов с 2005-го по 2009 год увеличилось на 40 % . И если сказать о том, что за два года ни на одном из этих объектов не произошло краж, несмотря на все посягательства, можно сделать вывод о качестве услуг. Мы отвечаем за свои действия в договорном порядке, и, поверьте, люди не зря платят деньги.
– И сколько, если не секрет?
– Никакого секрета здесь нет. Стоимость услуг абонентской платы в месяц за охрану квартиры составляет 250 рублей. Сумма вполне доступная, и это сделано специально. Несмотря на то, что мы находимся на государственном финансировании, имеем свою бухгалтерию, которая и занимается работой по договорам. Причем для людей пенсионного возраста предоставляются скидки, и абонентская плата для них составляет 170 рублей в месяц. Что касается частных домовладений, то цены немного другие, так как порой требуется вызов второго экипажа, для блокирования соседней улицы. Я говорю об абонентской плате, не беря в расчет установку оборудования, которая является разовой затратой. На эти цены влияют и этажность, и укреплённость помещения, как было сказано ранее. Касаясь охраны юридических лиц, – здесь свои тарифы, которые складываются на договорной основе: рассматривая условия «тревожной» кнопки, охранной сигнализации, времени охраны и так далее… Установкой оборудования, то есть технической составляющей, в настоящее время занимается ФГУП «Охрана».
– Какова специфика преступлений, с которой вам приходится сталкиваться?
– Преступления самые разные. Это и грабежи, разбойные нападения и кражи. Причем последние – чаще всего. Бывают также факты незаконного проникновения. Статистика показывает, что, несмотря на снижение имущественных преступлений по Ростовской области на 19,7 %, количество посягательств на охраняемые объекты возросло на 20 % . Кроме того, работаем с угонами транспортных средств, но только тех, кто устанавливает на свои автомобили спутниковую навигацию «Цезарь Сателлит».
– Можно сказать, что, несмотря на сложную финансово-социальную обстановку как в регионе, так и по стране в целом, количество преступлений сокращается?
– Да, сокращается, сокращается количество краж и тяжких преступлений в целом по стране. Большая часть совершаемых на сегодня преступлений – это преступления мелкого характера.
– Есть ли какие-то способы обойти вашу систему защиты?
– Это сделать практически невозможно. Прибытие группы задержания после срабатывания сигнала тревоги происходит в течение трех-пяти минут. Зачастую преступник не успевает пройти второй рубеж охраны. Это происходит даже тогда, когда воры пытаются проломить потолок, стены, разрезать или выломать ролл-ставни, пользуются гидравлическими домкратами. В летнее время проводится операция «Безопасный дом» – многие люди на отдыхе или на даче, поэтому контроль над объектами усиливается.
– И всё-таки что делать тем, кто не может оборудовать свой дом системой охраны, но хотел бы на отдыхе чувствовать себя спокойно?
– Для таких случаев универсальный вариант – депозитарное хранение. Подобный проект мы запустили еще 12 лет назад в Ленинском районе Ростова-на-Дону. В настоящее время девять отделов вневедомственной охраны имеют собственные депозитарии. Любой человек может оставить на сохранность документы, деньги или ювелирные изделия. В месяц такая ячейка стоит 400 рублей, подобная услуга есть в каждом районе города, так же как и наши пульты централизованной охраны (ПЦО).
– Юрий Васильевич, Северный Кавказ всегда находится в центре внимания по проведению антитеррористической деятельности. Как ваши подразделения работают в этом направлении?
– В связи с осуществлением в российских городах ряда террористических актов подразделения вневедомственной охраны активно включились в работу по обеспечению комплексной безопасности многоэтажных жилых домов, осуществлению мероприятий по их технической укреплённости. Достаточно эффективными устройствами профилактики квартирных краж и правонарушений, обеспечения безопасности квартиры, подъезда многоэтажного дома, загородного коттеджа стали домофоны. Кроме того, мы напрямую сотрудничаем с «ГРАД» – подразделением по антитеррористической диверсионной деятельности. Здесь много плюсов. Во-первых, наши специалисты по техническому обследованию критически важных объектов дают постоянные рекомендации по оборудованию средствами сигнализации. Во-вторых, на многих объектах выставлена милицейская физическая охрана. И, в-третьих, в список подразделений, направленных на борьбу с террористической опасностью, входит и наше. Существует перечень критически важных объектов, в которые входят: особо важные объекты, объекты повышенной опасности, жизнеобеспечения и т.д. Их перечень постоянно рассматривается на антитеррористической комиссии, и мы уделяем охране таких объектов особое внимание.
– Кризис отразился на вашей работе?
– К сожалению, отдельные объекты с ухудшением своего финансового положения стали отказываться от охранных услуг, в результате чего нам приходится вводить гибкую политику ценообразования, пересматривать тарифы и договоры с организациями, чтобы быть конкурентоспособными и держать свою марку. Ведь, как уже говорилось, мы являемся структурой МВД и, как любое другое подразделение, обязаны выполнить намеченное. Поэтому мы делаем всё возможное, чтобы в условиях кризиса находить общий язык с клиентами. К счастью, наша структура такова, что кадрового голода мы не испытываем, однако часто страдаем от того, что зарплаты у нас небольшие, и прожить в современных условиях на них практически невозможно. Я говорю о рядовых нашего состава, которые получают по 10–11 тысяч рублей.
– Сколько объектов сегодня вы охраняете, и какие средства безопасности предлагаются жителям нашей области?
– Сегодня мы охраняем порядка 28 тысяч квартир и 12 тысяч объектов. И это далеко не предел. Если даже число охраняемых объектов возрастет, на качестве нашей работы это никак не отразится. За последние два года все попытки совершения краж и грабежей были успешно пресечены. Так что, нам есть чем гордиться. Все это происходит благодаря настойчивости и неиссякаемому техническому потенциалу наших сотрудников. Давно сделан мощный рывок в области разработки и серийного производства отечественных средств защиты. Не говоря уже о сигнализациях и противоугонных спутниковых системах, стоит упомянуть также о радиоохране и об использовании сигнализации через телефонную линию. Чаще всего нашим клиентам мы предлагаем дублировать средства защиты, так как телефонные сигналы не всегда проходят, и даже у самых мощных датчиков случаются сбои. Недавно мы запускали проект «Мобильный телохранитель», но у нас в Ростове существуют некоторые проблемы, связанные с задержкой сигнала сотового телефона. Это вызвано неустойчивостью связи. Поэтому у данного проекта, к сожалению, пользователей немного. Но, как видите, работы у вневедомственной охраны и на текущий момент и в перспективе хватает. А главная задача для нас – стабильность и безопасность российского общества…
Беседовал Сергей БЕРНАДСКИЙ
СПРАВКА
Юрий Васильевич Саматарев, до назначения на должность руководителя управления вневедомственной охраны при ГУВД Ростовской области, последние 10 лет проработал руководителем управления вневедомственной охраны Ленинского района города Ростова-на-Дону. Это подразделение было лучшим не только в городе, но и Ростовской области. 6 июля 2007 года приказом руководителя Главного управления внутренних дел по РО А.М. Белозерова, по согласованию с министерством и департаментом МВД был назначен на должность руководителя по РО. Впервые в нашей стране районного руководителя, минуя промежуточные ступени карьерной лестницы, назначили руководителем областным. Таким образом были оценены деловые и моральные качества Ю.В. Саматарева. Это стало примером для всех остальных, когда человека оценивают по качеству его работы.

Автор: Сергей САХАРКОВ