Кубанский губернаторский детектив

08/07/2009 - 13:40
Читать u-f.ru на

Российский национальный план противодействия коррупции всколыхнул, если и не всю страну, то уж ЮФО – точно.
Недавно в редакцию из г. Краснодара прибыла внушительная папка с документами. А предваряет её письмо, подписанное тремя десятками кубанцев, которые вдруг решили, что уж теперь-то, когда в России есть закон «О противодействии коррупции», то, может быть, прокуратура (которая и должна, опять же, по закону) этот самый закон оберегать аки зеницу ока, наконец-то этим благородным делом всерьёз займётся. А то ведь, вроде бы, и давно пора… Ну тут авторы письма, прямо скажем, погорячились.
Эта, в общем-то, гнусная воровская история длится уже (не поверите) 17-й год. Вся книга рекордов Гиннесса ну просто отдыхает. Но неистребима в российском народе тяга к справедливости…
24 августа 1991 года первый президент России Борис Ельцин своим указом назначил кубанским губернатором Василия Дьяконова. Сейчас, по прошествии времени, трудно сказать, чем руководствовался президент, назначая главой Кубани руководителя треста «Кубаньсантехмонтаж», может, подсказал кто-то. Но уж точно не предполагал Б.Н., чем обернется это президентское решение…
«Развернуться» на всю Кубань Дьяконов просто не успел (его в декабре 92-го сменил знаменитый «батько Кондрат»). Но уж работягам треста «Кубаньсантехмонтаж» он показал… Вернувшись из губернаторского дворца на родное предприятие, «включил» Василий Дьяконов давно всем знакомый пресловутый административный ресурс. Ничего мудрёного в том, что положил г-н Дьяконов свой орлиный взор на родное предприятие. Сладкое это слово – «приватизация». Особенно если букву «х» в серёдку поставить. Однако же, пока Дьяконов губернаторствовал, это самое родное предприятие превратилось в акционерное общество с другим названием и вполне успешным новым руководством. АОЗТ «КУМ» (так стал называться «Кубаньсантехмонтаж») и работало вполне стабильно. Но на беду работяг, Дьяконов не у дел как бы остался.
И тут в ход пошли эти самые штучки административно-ресурсные. На руководителя АОЗТ «КУМ» В.П. Щербака обрушился целый шквал. Лжи. Это советско-партийная номенклатура всегда умела. И дело партии Великого Ленина никак не умерло. Новая партхозноменклатура его просто приспособила и усовершенствовала.
Поэтому Василия Дьяконову и удалось уговорить акционеров АОЗТ «КУМ» – реорганизовать, мол, надо предприятие. А Щербака, типа, сместить. Ненадобен он- де при «оздоровлении» предприятия. Избрали акционеры Дьяконова своим шефом. Оздоровляй! Повышай благосостояние! Бывший губернатор, вдохновленный доверием трудящихся, принялся. Первое, что было сделано, – АОЗТ «КУМ» было реорганизовано. Теперь оно стало называться «Юг-Универсал».
Новая фирма была стремительно зарегистрирована (в апреле 1993 года) в администрации Октябрьского района Краснодара. Кто ж в районной администрации губернатору откажет? Пусть даже бывшему. Зарегистрировали. И не почесались. Даже притом, что в этом действе пришлось на закон плюнуть. Слюной. Закон этот там… где-то. А Дьяконов-то – он вот он! Зарегистрировали. И тем самым взяли… да и лишили акционеров их собственности. Тут, правда, загвоздочка случилась. Уже в августе 1993 года Краснодарский краевой арбитражный суд признал этот дьяконовский фокус незаконным. И предписал нарушения устранить. Ну, да что там какой-то суд, да закон! С кем дело-то имеем? А? То-то. Потратив немного слюны на решение арбитража, приступил Дьяконов к новому этапу. Теперь всё хапнутое продать требуется. Ну то есть на деньги обменять. А чтоб всякие там законники под ногами не путались, что нужно? Правильно! Новая реорганизация нужна. 23 сентября «Юг-Универсал» превращается в акционерное общество открытого типа с тем же названием.
Тут надо заметить, что общим собранием учредителей «Юг-Универсала» ещё в конце августа 93-го было принято «Положение о неделимом фонде». Туда в этот самый фонд, в числе прочего были внесены строения и оборудование завода монтажных заготовок. Это в Краснодаре. На ул. Тихорецкой. Объект, что и говорить, недешёвый и трудно делимый. Поэтому ещё и 26 марта 93-го Собрание акционеров уже принимало такое решение – нельзя, мол, завод продавать. Что опять же в протоколе записано.
А дальше всё простенько – 15 июля 1992 года Дьяконов берёт и продаёт часть объектов и оборудования этого самого завода. За 1 514,6 тыс. рублей. При этом прикладывает… протокол Собрания акционеров от 26 марта 93-го года! Фальшивый, конечно, где продать, типа, можно. И ведь продал-то как! «Группе акционеров». Ну, ясное дело, что в эту «группу» входил сам Василий Дьяконов. Правда, пришлось своим подчинённым на подпись договорчик подсунуть. Ну так, «для порядку». Но только нескольким. А остальным акционерам – ни гу-гу. Чтоб лишнего об себе не понимали.
Тут отступление небольшое сделаем. В марте 1996 года всё тот же Арбитражный суд Краснодарского края признал вообще незаконной, а значит, недействительной всю эту так называемую реорганизацию АОЗТ «КУМ» в АООТ «Юг-Универсал».
Ну, как экс-губернатор к такой мелочёвке относится, мы уже знаем.
Однако незаметно подкрался год 2002-й. Поскольку все дьяконовские «реорганизации» были чистой воды жульничеством, в государственных регистрационных органах, естественно, продолжало числиться всё то же АОЗТ «Кубаньуниверсалмонтаж», на которое свой вороватый глаз и положил экс-губернатор. А следствием этого явились вполне естественные претензии налоговой службы. А проще – где деньги в казну, Вася? Нету? 15.01.2002 г. Арбитражный суд признал «Кубаньуниверсалмонтаж» банкротом. Ещё бы. В бюджет задолжали больше полутора миллионов!
И тут арбитражный управляющий от экс-губернатора отчёта потребовал. Понял Дьяконов – дело кислое. Договорчик-то купли-продажи заводика монтажных заготовок не более чем фикция. Не зарегистрирован он нигде. Отобрать могут. Тут снова пришлось экс-губернатору к подчинённым обращаться. Тем самым, кого он с собой в покупатели вписал. Выручайте, мол, грабят нас с вами родимые, спасать добро надо! Ну и способ «спасания»», понятное дело, подсказал. Подчинённые согласились, да и нашпарили заявление в Советский суд Краснодара жалобу. Так, мол, и так – мы-де завод купили, а его отнимают… И что вы себе думаете? Таки сработало. Советский суд Краснодара в марте 2002 года признал за Дьяконовым и компанией право собственности на строения и оборудование. Всего на почти 4 миллиона рубликов! Уф! Пронесло. Не трепыхайся, казна. Это наше. Это не арестуешь и не продашь за долги. Суд по справедливости разделил доли – по 1/7 каждому. И цену обозначил. Ну, насчёт стоимости якобы выкупленного добра, тут мы с вами и суд Советский, прямо скажем, поскромничали. Не вникли. На самом деле стырил экс-губернатор при участии «болванов»-подчинённых добра на 35 121 541 рубль. (Это по заключению экспертизы.) Правда, «болванам» об этом знать не положено. И вот почему. Собираясь довести эту «операцию» до конца, попросил Дьяконов всё тех же подчинённых выдать его человечку – агенту торговому, доверенности на продажу этой самой одной седьмой доли в совместном имуществе. А продать это всё следовало некоему… Дьяконову В.Н. И продать для того, чтобы денежки получить за акции, что на «приватизацию» внесены. Реальная стоимость продаваемых долей составляла больше 5 миллионов. А получили трое подчинённых (и вполне управляемых) – 172 тысячи! Браво, губернатор!
Но это, как вы, наверное, догадываетесь, не единственный экс-губернаторский фокус-покус. В дьяконовском арсенале много кое-чего. Ну, например, эпизодик, так, мелочь. На каких-то 4 миллиона рублей. Неденоминированных. В ходе всех этих дел довелось Дьяконову ликвидационной комиссией руководить. Которую он сам же создал. Ну да. В этом самом АООТ «Юг-Универсал». Так вот, в ходе этого «руководства» договорился Дьяконов с дружком. Хороший парень такой. Предъявил этот хороший парень вексель. Это бумага такая, из которой следует, что должен ему этот самый «Юг-Универсал». Ну там за что-то. Задолжал ещё 28.07.05 г. А Дьяконов хорошему парню по этому самому векселю (кстати, даже номера не имеющему) передал, якобы за долги, много всякого добра. Ещё не украденного с того самого завода. Тут тебе и 4-этажное здание (почти 3 тысячи метров квадратных) и производственный корпус, и административно-бытовой (тоже не маленький) и склады, и артезианская скважина и проходная. И ещё много чего. А хороший парень, кстати его фамилия Кривошея Ю.Ф. по отработанной уже схеме, по дорожке проторенной – в суд. В тот самый, Советский, города Краснодара. А там – готово дело. Признали за «хорошим парнем» право собственности на уже украденное добро. Ох не зря, совсем не зря у Фемиды тугая такая повязка на глазах. Особенно у этой, районной Советской. (Кстати. Имущество это продал хороший парень Кривошея летом 2004 г. Но уже за 7,54 миллиона. Вполне современных. И денежки со счёта кстати, сразу снял.) С хорошим парнем Кривошеей Дьяконову здорово свезло. И это правильно. Друзей умеючи подбирать надо. По этому векселю к друзьям много добра ушло. Из того самого фонда, который акционеры как неделимый определили. Вот простота-то людская! Улетели к «хорошим ребятам» из неделимого этого фонда и строения – сооружения, и доли в уставном капитале и акции Кубаньбанка аж 3449 штук, и прочая, прочая, прочая. А всё улетевшее стремительно продавалось и перепродавалось. Разными способами. А итог один. Обошлись акционерам только эти экс-губернаторские фокусы в 46 миллионов 667 тысяч 677 рублей.
Вы скажете, уважаемый читатель, что это грабёж!
И очень сильно ошибётесь. Во-первых не грабёж это. Это то, что в УК называют мошенничеством. На уголовном жаргоне – «чернуха». Чернушников на зоне всегда уважали. Это элита. Не какой-нибудь грабитель-скокарь, тут голову надо иметь. Губернаторскую.
А теперь самое интересное.
Вилась-вилась верёвочка губернаторской «чернухи», но ведь такого масштаба аферы скрывать нелегко. Особенно когда внаглую. На глазах десятков людей. Случилось, наконец. Старший следователь УВД Карасунского округа г. Краснодара майор юстиции Самков И.С. точно и понятно описал все проделки экс-губернатор Василия Дьяконова. И стало это описание постановлением о привлечении Дьяконова к уголовной ответственности. За мошенничество. Вот так. Чтобы получил своё. По Закону. Невзирая, так сказать, на лица. Полгода шло следствие. Полторы сотни свидетелей допрошено. Ясная, в общем-то, картинка. Но не тут-то было. Буквально за несколько часов до официального предъявления ему обвинения Дьяконов стремительно… заболел. От переживаний за судьбы обобранных земляков, наверное. А заболемши – в больницу отправился. Правда, перед этим не забыл заявленьице в суд накатать. Ну, понятно, в тот самый. Советский, г. Краснодара. Мол защити, рiдна ненько Хвемыда! Ну тут уж куда деваться Советской Фемиде? Она дьяконовские фокусы с незаконными продажами сколько раз утверждала. Разумеется, в Советском райсуде порадели родному человечку. Признали, что, мол, незаконно возбуждено уголовное дело. Не мошенник-де Вася Дьяконов, а хороший человек. И дружки у него тоже хорошие. И не виноватые они все.
А дальше началось просто позорище. По протестам прокуратуры Карасунского округа Краснодарский краевой суд дважды отменял это решение Советской Фемиды, – отправлял на новое рассмотрение. Но она тверда. Нет – и всё! Сдалась прокуратура. Куда ж ей, бедной, деваться, когда Краснодарский краевой суд с третьей попытки признал, что Советская-то Фемидушка права. И вовсе не мошенники Дьяконов с друзьями! Всё. Крест на уголовном деле. Большой и жирный. Здорово. 66 обобранных сограждан. Добра украдено больше чем на сотню миллионов рублей. Есть, так сказать, фигуранты. А вот виноватых – нет.
Лично я давно уже ничему подобному не удивляюсь. особенно на Кубани. Удивляться перестал ещё в середине 90-х, когда узнал, что туапсинский милицейский подполковник, изгнанный из МВД по «компрометирующим обстоятельствам», вдруг сделался… заместителем председателя Краснодарского краевого суда! Но это так, к слову.
…Когда-то, ещё при советской власти, было (хотя бы на бумаге) такое правило: если пришла жалоба на чиновника, то её нельзя направлять на рассмотрение тому же чиновнику. Из Управления Генпрокуратуры по ЮФО жалобу обобранных Дьяконовым людей направили, ну, конечно же, в прокуратуру Краснодарского края. А тамошний начальник отдела г-н Чикаров С.М. ответ изготовил. Суть его сводится вот к чему – при пересмотре состоявшихся судебных постановлений в надзорном порядке нельзя-де допустить ухудшения положения лица – в данном случае подозреваемого Дьяконова. (И вообще, по поводу того, что Дьяконов с дружками обобрал вас, то это, мол, дело для… арбитражного суда.) При этом г-н Чикаров сослался на ст. 405 УПК РФ. Я, конечно, не могу хвастнуть такой же, как у Чикарова, правовой осведомлённостью. Где уж нам, убогим… Только вот как быть с комментарием Конституционного суда к этой самой 405-й статье УПК? Там совершенно чётко указано Конституционным судом о действии 405-й. Она распространяется только на тех, в отношении кого состоялось судебное решение, определившее виновность или невиновность…
Ещё в 1853 году русский писатель Салтыков-Щедрин в одном из своих бессмертных произведений сказал «Вы думаете, чиновник другой стал? Нет. Он ещё продувнее сделался». Эх, Михаил Евграфович, Ваше превосходительство, не дожили Вы до наших дней…

Автор: Сергей САХАРКОВ