"Единая Россия" теперь официально может предлагать президенту своих кандидатов в губернаторы

07/01/2009 - 12:41

С сегодняшнего дня вступает в силу закон, дающий право подбирать кандидатуры на пост губернатора региона партии, имеющей большинство мест в законодательном собрании соответствующего субъекта федерации. Это положение было предложено президентом Дмитрием Медведевым в его первом ежегодном послании Федеральному Собранию от 5 ноября прошлого года. Высший коллегиальный руководящий орган партии-лидера вправе предложить президенту на выбор трех кандидатов, одного из которых глава государства по итогам консультаций может предложить региональному парламенту для наделения губернаторскими полномочиями. А может и не предложить.

При нынешнем политическом раскладе это открывает возможность подыскивать кандидатов в губернаторы только для одной партии -- «Единой России», располагающей контрольным пакетом голосов во всех региональных парламентах. «Медведи» уже изъявили желание активно пользоваться своим новым правом. Бюро высшего совета «Единой России» заранее разработало и утвердило порядок, по которому партия будет участвовать в подборе глав регионов. Уже сформирована и рабочая группа по поиску достойных кандидатов в губернаторы под председательством Бориса Грызлова. Туда включены секретарь президиума генсовета партии Вячеслав Володин и руководитель центрального исполкома партии Андрей Воробьев. Таким образом, заниматься проблемами региональной власти будут все три высших руководящих органа «Единой России».

Предполагается, что рабочая группа будет подыскивать потенциальных губернаторов для тех регионов, где истекают полномочия действующих глав. Речь идет прежде всего об Алтайском крае (Александр Карлин), Астраханской области (Александр Жилкин, один из последних всенародно избранных губернаторов), Курганской области (Олег Богомолов) и Свердловской области (Эдуард Россель, представитель старой ельцинской гвардии). Всего же до конца года срок пребывания на посту заканчивается для 12 губернаторов, так что сидеть сложа руки рабочей группе не придется.

Эксперты, впрочем, сомневаются, что «Единой России» удастся с помощью нового закона стать самостоятельным игроком в сфере региональной кадровой политики. «Закон прописан так, что роль партии, во всяком случае в настоящее время, будет почти символической, -- заявил «Времени новостей» первый заместитель генерального директора Центра политтехнологий Борис Макаренко. -- Если даже у партии нет кандидатур -- им подскажут».

«Новая процедура дает «Единой России» определенные преимущества, но однозначно о партийности губернаторов говорить пока не стоит, тут нужен многовекторный подход», -- полагает ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Оксана Гончаренко. Она напомнила корреспонденту «Времени новостей» о том, что «процесс выбора кандидата -- это такой очень сложный переговорный механизм, и практика показывает, что выбор может быть сделан в пользу представителей других политических сил, все зависит от того, какие факторы станут решающими». Особенно сложным этот процесс является в крупных ресурсоемких регионах, где приходится согласовывать интересы множества заинтересованных сторон.

В частности, указывает г-жа Гончаренко, в Москве глава региона должен быть не только политической фигурой федерального масштаба, но и иметь серьезный опыт управленческой, хозяйственной деятельности. А в национальных республиках, таких, как Татарстан, Башкирия, не говоря уже о Северном Кавказе, приходится учитывать местную специфику и этнический фактор. В ряде случаев все эти соображения могут превалировать над «медвежьими» партийными интересами.

В новых правилах игры эксперты нашли и рациональное зерно. «Вспомним, что де-факто право партии предлагать президенту свою кандидатуру как одну из возможных было и раньше оговорено специальной поправкой к закону, -- напоминает Борис Макаренко. -- Однако с тех пор, как она вступила в силу, губернаторы менялись почти в 30 регионах, и только один раз в Адыгее поправка сработала -- партия выдвигала своего кандидата». По мнению аналитика, поправка не работала, так как сама процедура подбора кандидатур была предельно непрозрачной. «Сейчас появляется хоть какая-то прозрачность, -- считает эксперт. -- Кандидатура не валится с неба, а исходит от партии, должна быть обсуждена. Так что в процедуре подбора кандидатур, до этого совсем непрозрачной, сделан шаг вперед».

При этом Борис Макаренко обратил внимание, что в ближайшем будущем закон может потребовать доработки. Во-первых, право выдвигать кандидатов в губернаторы предоставлено победившей партии, между тем как при существующей в регионах пропорциональной системе вполне может сложиться ситуация, когда ни одна партия не имеет абсолютного большинства в заксобрании. В эпоху тотального господства «Единой России» представить такое было сложно, однако экономический кризис может внести коррективы в электоральные предпочтения граждан. На этот случай, вероятно, потребуется прописать алгоритм выдвижения кандидата непосредственно депутатским корпусом. Во-вторых, при подборе потенциального главы региона по новому закону первую скрипку будет играть федеральное партийное руководство. «Между тем губернатору требуется работать как раз с региональной организацией правящей партии, -- отмечает г-н Макаренко. -- Необходимо если не на уровне закона, то на уровне внутрипартийных установок предусмотреть по крайней мере консультации федерального руководства с региональными организациями. Если губернатор будет падать на региональное заксобрание, как парашютист с кремлевской башни, то они за него проголосуют, но поле для конфликта все равно останется».

Между тем социологический опрос, проведенный 11--17 июня этого года Аналитическим центром Юрия Левады, показал, что 57% респондентов хотели бы вернуться к практике прямых всенародных выборов глав регионов -- это рекорд с момента отмены выборов осенью 2004 года. Против выступают 20%. Однако пока федеральная власть категорически не хочет возвращения прежней процедуры определения региональных лидеров.

Раздел: 
Публикации
автор:
Сергей САХАРКОВ

Новости партнеров: