Покушение на президента Ингушетии дало новый импульс разговорам о слиянии республики с Чечней.

24/06/2009 - 16:34
Читать u-f.ru на

Покушение на президента Ингушетии дало новый импульс разговорам о слиянии республики с Чечней. Ряд ингушских политиков уже назвали это объединение невозможным. Однако аналитики считают, что Рамзан Кадыров действительно хотел бы добиться объединения регионов.

Ингушетия категорически против как установления в ней внешнего правления, так и слияния с Чечней. Об этом заявили и.о. президента Ингушетии и пресс-секретарь находящегося в больнице главы республики. Эксперты уверены, что разговоры о поглощении Ингушетии Чечней не беспочвенны.

В среду, 24, июня и.л. главы Ингушетии Рашид Гайсанов заявил, что разговоры о введении в республике «элементов внешней формы управления» абсолютно беспочвенны.

Гайсанов напомнил, что на вверенной ему территории функционируют конституционные органы власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации в полном объеме осуществляют свои полномочия. По его словам, «руководство и
правоохранительные органы Ингушетии безусловно продолжают начатую
президентом Юнус-Беком Евкуровым бескомпромиссную борьбу с терроризмом и
экстремизмом».

В рамках противодействия экстремистам проводятся и будут проводиться в будущем совместные контртеррористические мероприятия МВД Чечни и Ингушетии. Однако из этого, по словам Гайсанова, не следует, что республики готовятся к объединению
Тема уже не актуальна

Ранее в среду пресс-секретарь Евкурова, Калой Ахильгов, в эфире «Эхо Москвы» заявил, что тема слияния Чечни и Ингушетии перестала быть актуальной. «Думаю Евкуров доказал, что ингуши могут спокойно существовать как самодостаточный народ со своей республикой, правительством и государственными органами», – сказал он.

По словам Ахильгова, вопрос объединения двух республик мог всерьез рассматриваться еще 8-9 месяцев назад, до прихода к власти Евкурова. Тогда ситуация в Ингушетии была настолько сереьзной, что федеральному центру пришлось сменить руководителя региона.

При этом Ахильгов уверен, что Евкуров, как только здоровье ему это позволит, вернется на свою должность. «Приходя на пост президента он понимал, какой это сложный субъект в стране. Он взял ответственность, чтобы навести там порядок, – сообщил пресс-секретарь. – Думаю, после выздоровления это (покушение) будет очередным стимулом, чтобы продолжить работу».
Аппетиты Грозного

Однако политологи не соглашаются с ингушскими политиками. «Во времена Советского Союза Чечня и Ингушетия были частью одной республики. Именно это и дает повод для разговоров об их слиянии, – сказал GZT.RU вице-президент Центра политических технологий (ЦПТ) Сергей Михеев. – Об этом говорили раньше, говорят и сейчас». В первую очередь, по словам эксперта, данная идея популярна в Чечне. Грозный хотел бы получить дополнительные ресурсы под свою юрисдикцию.

С Михеевым согласен заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ Михаил Александров. «Почва для разговоров об объединении Чечни и Ингушетии, безусловно, есть, – сказал он GZT.RU. – Кадыров уже давно вынашивает планы поглощения соседней республики».
Костры амбиций

По словам Александрова, президент Чечни хотел бы управлять вообще всем Северным Кавказом. «У Кадырова непомерные амбиции. Но амбиции должны соответствовать амуниции», – считает эксперт. – С амбициями у чеченского лидера все в порядке, а вот амуниции ему явно не хватает. Так что пресс-секретарь Евкурова был прав, когда сказал, что объединения двух республик не планируется».

Тема слияния двух регионов снова всплыла потому, что недавно назначенный президент Ингушетии оказался в больнице и управлять этой республикой сегодня он не может, полагает Михеев. По словам аналитика ЦПТ, Гайсанов – это временная фигура и политическим тяжеловесом его точно не назовешь. Между тем Кадыров получил добро Кремля на единоличное руководство антитеррористической деятельностью на территории, как Чечни, так и Ингушетии.

«Я лично уверен, что сейчас это объединение невозможно, просто потому что оно слишком сильно осложнит обстановку в Ингушетии. Нельзя после теракта объявлять о слиянии двух республик, – считает Михеев. – К тому же в Ингушетии есть своя элита, которая совершенно точно не хочет потерять свое влияние, оказавшись под контролем Кадырова».
Что же касается внешнего управления, то, по словам Александрова, разговоры о нем начались сразу же после того, как стало известно о покушении на Евкурова. Высказывалось мнение, что надо назначить человека из Москвы, который бы контролировал ситуацию. «Понятно, что и.о. главы республики Гайсанов этого очень не хочет. Если Евкуров был сильной фигурой, то Гайсанов – человек мало известный. И совершенно непонятно, как он будет справляться с комплексом накопившихся в Ингушетии проблем. Поэтому я считаю, что Москве следует проявить политическую волю и все-таки отправить в республику своего контролера», – убежден эксперт института стран СНГ.

Автор: Сергей САХАРКОВ