Член политсовета партии «Правое дело» Андрей Нечаев :"Особый статус госкорпораций неприемлем"

22/04/2009 - 15:33
Читать u-f.ru на

Госдума сегодня включила в свою повестку вопрос о создании очередной госкорпорации - проект федерального закона о государственной компании "Российские автомобильные дороги" ("Автодор"). Накануне разразился скандал с завышенными зарплатами вокруг другой, уже существующей госкорпорации - Фонд содействия реформированию ЖКХ, менеджеры которой, как выяснила Генпрокуратура, зарабатывали больше руководителей государства. Не далее как в марте президентский совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства по поручению Дмитрия Медведева подготовил проект, согласно которому госкорпорации вообще должны быть упразднены как форма юридических лиц. Один из лидеров партии «Правое дело» Андрей Нечаев в беседе с журналистом Юрием Зайнашевым рассказывает о своем отношении к идеологии государственного капитализма.

Означает ли это, на ваш взгляд, что власти рассматривают возможность отказа от госкапитализма как от элемента идеологии?

Как писал Экзюпери, если на небе зажигаются звезды, то это кому-то нужно. Ведь кто-то эти госкорпорации придумал, пролоббировал и довел до законодательного оформления. И понятно, что это не были какие-то абстрактные эксперты. Безусловно, эти люди будут всячески противиться изменению статуса госкорпораций, а уж тем более ликвидации. Хотя вполне допускаю, что в ряде случаев их помыслы были вполне искренними. У наших чиновников сохранилась такая психологическая установка: если есть какая-то задача, в решении которой роль государства должна быть достаточно высока, то под нее надо непременно создать государственную контору.

Что совершенно неприемлемо, так это особый статус этих институтов. Они получают регулятивные функции и функции распределителя бюджетных средств, а при этом являются хозяйствующими субъектами, то есть коммерческими организациями. При этом их сотрудники и руководители не обременены обязательствами, связанными со статусом госслужащего. Все это, конечно, абсолютный нонсенс, и на борьбу с подобным совмещением функций была направлена в свое время административная реформа, которая касалась органов госуправления. А госкорпорации ими вообще не являются и не должны являться.

Безусловно, оппонирование этой идее будет достаточно сильно. Но, с другой стороны, тут положительным фактором может стать тип мышления нашего нового президента, который все-таки является юристом и искренне гордится этим. Мне кажется, что для юриста такого рода эксклюзивные институты - это нонсенс, он не должен их воспринимать. Есть и другие люди во властной элите - например, те, кто сейчас принял решение забрать у госкорпораций часть денег.
Они явно не являются их фанатами. Если полностью лишить госкорпорации денег, они просто станут бессмысленными и никому не нужными. Тогда они вскоре закроются сами собой. По обсуждаемому вопросу нет единодушия во властной элите, и я не исключаю, что предложенное решение будет принято. Может быть, не как универсальное, но, по крайней мере, какие-то из этих госкорпораций будут ликвидированы. Что отнюдь не отменяет возможности создания новых.

Очень неустойчив баланс сил у нас во властной элите. Почти параллельно с легализацией идеи по отбиранию денег у ряда госкорпораций и появлением идеи об изменении их статуса был внесен в правительство проект закона о создании еще одной госкорпорации - «Автодор». Понятно, что идет активное перетягивание каната между разными группами влияния. В какой-то момент может взять верх одна группа или другая, и, соответственно, госкорпорации будут ликвидированы, а потом воссозданы и даже размножены.

Вы недавно участвовали в мероприятиях Недели российского бизнеса, в рамках которой прозвучали итоги проведенного западными социологами соцопроса о глобальном уровне доверия к институтам власти и общества. Из них следует, что идея вмешательства государства в экономику становится все популярнее и в мире, и в России, причем в России особенно сильно. На этом фоне чувствуете ли вы запрос в нашем обществе на такую правую партию, какую пытаетесь выстроить вы?

Во-первых, не надо путать ситуацию кризиса, где, конечно, роль государства объективно возрастает во всем мире, и ситуацию нормального, эволюционного развития. Во-вторых, существует колоссальная путаница: есть роль государства как хозяйствующего субъекта (в лице госкомпаний, ГУПов, МУПов и т.п.), роль государства, когда оно мобилизует через бюджеты всех уровней около 39% валового внутреннего продукта страны (как это происходит в России), когда государство влезает в каждую дырку и щель. Вот мы против этого. Но это отнюдь не означает, что государство не должно быть сильным, эффективным регулятором в экономике, что государство не должно создавать разумные законы, а главное - действенную систему правоприменения.

Не означает, что государство не должно обеспечивать функционирование независимой, профессиональной судебной системы, которая является формой защиты гражданина от самого государства в узком смысле. Поэтому сказать, что либералы против государства, неправильно. Против государства анархисты. Просто либералы за другую роль государства, которая не менее важна. У нас почему-то часто усиление роли государства воспринимается как прямое вмешательство государства в экономику. Вот это, на мой взгляд, чрезвычайно опасное явление, особенно в России с ее уровнем бюрократизма и коррупции.

Вашего коллегу по партии, который возглавил было московскую организацию «Правого дела», вот уже несколько месяцев разыскивают правоохранительные органы, так что он даже был вынужден уехать на чужбину. Как заявил один из сопредседателей партии Борис Титов, его преследуют «коррумпированные лейтенанты». Почему вам, несмотря на ваши связи во властной элите, не удается прекратить это преследование? И в целом, на ваш взгляд, начала ли очищаться коррупционная атмосфера в нашем обществе с тех пор, как год назад была провозглашена активная борьба с коррупцией?

Надо понимать, что у политической партии, особенно когда она не является правящей, очень специфический и ограниченный набор инструментов влияния. Связи во власти - это уже не политика.

У меня нет ощущения, что коррупция в стране сильно пошла на спад. Может быть, она приобрела чуть более изощренные формы. В лоб, в кабинете, в конвертах, мне кажется, у нас давно уже деньги не берут. Для этого придуманы благотворительные фонды, консалтинговые фирмы и масса других внешне вполне благопристойных форм. Причем я бы не связывал коррупцию только с предпринимателями. Да, наверное, они от нее страдают больше просто потому, что они находятся под дополнительным контролем, особенно лицензируемые виды бизнеса.

Но ощущаете ли вы среди своих сторонников реальную готовность отказаться от системы взяток, хотя она зачастую выглядит удобнее, готовность отныне делать все строго по закону?

Коррупция не устраивает никого, даже того шофера, который сам предлагает взятку гаишнику. Взяткодатель просто понимает, что сейчас система устроена таким образом, что если вы взятку не дадите, то вы либо не получите результата вовсе, либо получите его по прошествии нескольких месяцев, хотя должны были бы получить через три часа, максимум - через три дня.

Поэтому не думаю, что даже те, кто идет на взятку с легким сердцем, этому рады и считают, что эти отношения должны быть возведены в ранг закона и легализованы, как в свое время предлагал Гавриил Харитонович Попов. Но мне кажется, что если говорить о потенциальном электорате нашей партии - так, как мы его видим, то у него, конечно, отторжение коррупции, может быть, больше, чем у кого бы то ни было другого. Потому что они чаще с ней сталкиваются, если говорить о предпринимателях, либо потому, что она в корне не соответствует их жизненным принципам, жизненным установкам, если говорить об интеллигенции.

Справка

Банкир и партиец

Андрей Алексеевич Нечаев - председатель комиссии федерального политсовета партии «Правое дело» по экономической политике.

Родился 2 февраля 1953 года в Москве. В 1975 году с отличием окончил экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности "экономическая кибернетика", а в 1978 году - аспирантуру того же факультета.

Доктор экономических наук, профессор, академик Российской академии естественных наук, Академии обороны, безопасности и правопорядка и Международной академии информатизации. Автор нескольких монографий и сотен статей по проблемам экономики. Известный публицист, автор и ведущий ряда программ на радио и телевидении. Член Союза журналистов России.

С 1979 по 1991 год занимался научной работой в институтах Академии наук СССР. В 1991 году - заместитель директора по научной работе Института экономической политики Академии народного хозяйства при правительстве СССР и АН СССР.

С ноября 1991 по февраль 1992 года - первый заместитель министра экономики и финансов РСФСР. С февраля 1992 по март 1993 года - министр экономики России, являлся членом президиума правительства РФ и Совета безопасности РФ. Один из авторов экономических реформ в России.

С апреля 1993 года - президент госпредприятия «Российская финансовая корпорация» (Москва).

С июля 2003 года - генеральный директор ОАО «Российская финансовая корпорация».

С августа 2005 года - президент банка «Российская финансовая корпорация», ОАО.

С 2006 года - член федерального политсовета партии "Союз правых сил".

Женат, имеет двух дочерей, двух внуков.

Автор: Сергей САХАРКОВ