Реформа ЖКХ: «Дай – дай» – технологии от НЭСК

04/22/2009 - 14:12

Повесткой дня одного из последних заседаний президиума правительства стало жилищно-коммунальное хозяйство. Где председатель правительства В.Путин потребовал от своих подчиненных в условиях кризиса взять под особый контроль проблемы ресурсо- и энергосбережения, имея в виду установку в квартирах счетчиков воды, газа и тепла. При этом премьер заметил, что « жильцы должны платить лишь за те услуги, которые они реально потребляют, а не за то, что им "рисуют" в квитанциях».
Такие квитанции - с «нарисованными» цифрами за потребление электроэнергии недавно стали получать краснодарцы и еще жители более полутора десятка муниципалитетов Кубани, поставщиком электроэнергии в которых является небезызвестная компания ОАО "НЭСК» («Независимая энрегосбытовая компания Краснодарского края»).
Получив квитанции, население Краснодара долго не могло оправится от шока. По информации, заложенной в квитанциях, добропорядочные плательщики, которых, надо признать основное большинство, оказались должниками. И долг составлял монополистам энергетики не 100-200 рублей, а тысячи! Операторы в районных филиалах «Краснодарэнергосбыта», на которых и пришелся основной «удар» обескураженных, разгневанных потребителей, требовавших объяснений, сами удивлялись, кому пришла в голову эта безумная идея – включить в квитанции предоплату за не оказанные услуги! Причем неизвестно с какого «потолка» рассчитывалось среднее потребление за свет…
Позже, (заметим, не заблаговременно, если энергопоставщики хотели провести реформу в оплате за потребление электроэнергии с начала нового года), когда население в феврале-марте уже получило квитанции с круглыми четырехзначными цифрами, и пошел шквал звонков в энергосбыт, в администрацию города, представители НЭСК разъяснили суть своей реформы. Корреспондент «ЮФ» обратился в компанию с тем, чтобы НЭСК прокомментировала ситуацию. Руководитель пресс-службы, предоставила информацию – ответы на вопросы потребителей директора по сбыту электроэнергии компании Ольги Краснянской. О. Краснянская, ссылаясь на известное Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, утвержденные "Правила предоставления коммунальных услуг гражданам", в соответствии с которыми потребители обязаны оплачивать электроэнергию своевременно, до 10 числа месяца, следующего за расчетным), заявила, что ОАО "НЭСК" поэтапно переходит на новую систему расчетов с абонентами. Это, по ее мнению, нужно для обеспечения надежного энергоснабжения своих абонентов и для того, чтобы компания могла своевременно, еженедельно оплачивать электроэнергию, которую покупает на оптовом рынке России.
Кстати, на долю населения, по сведениям НЭСК, приходится более 30 процентов электроэнергии, приобретаемой компанией на рынке, при этом, специалисты отмечают постоянное увеличение потребления электроэнергии именно населением, особенно в жаркие периоды года. А так как не все потребители исполняют свою обязанность по оплате электроэнергии своевременно, а также имеют место случаи занижения показаний приборов учета абонентами, именно это обстоятельство, по мнению О. Краснянской, «вынуждает ОАО "НЭСК" усилить меры по контролю и мониторингу платежей».
Ссылаясь на руководство компании, она считает, что получение счета-квитанции мобилизует и дисциплинирует граждан в части своевременной и полной оплаты за электроэнергию, что в дальнейшем снизит издержки на энергосбытовую деятельность. Она считает, что нововведение так же будет способствовать замедлению роста тарифов на электроэнергию! Кто же спорит? Несомненно, необходимо заставить оплачивать услуги должников…
Но пока эти два аспекта: «мобилизации, дисциплины»,( особенно той части населения, которая никогда не оплачивала своевременно коммунальные услуги, и которая, скорее всего и стала причиной этого нововведения НЭСК, а по сути, чтобы добросовестные плательщики оплатили авансом «за того парня») и « замедление роста тарифов» будут воплощаться в реальность, НЭСК и прокуратуру завалят жалобы добросовестных потребителей на «реформы» компании которая «залезла» в их карман.
Тем временем, представитель НЭСК, сообщает, что на самом деле, «стоимость объема электроэнергии, рассчитанного по среднесуточному потреблению, и выставленному абоненту в квитанции к оплате, может отличаться от стоимости фактически потребленной им электроэнергии. Но потом, когда абонент поставит в квитанции реальные, не «нарисованные» цифры своего счетчика, "Краснодарэнергосбыт" внесет корректировки. И в случае переплаты будет фиксироваться частичная оплата за следующий месяц, а объемы электроэнергии, рассчитанные по среднесуточному потреблению, будут удалены в следующем расчетном периоде с отражением в счетах-квитанциях в графе "Возврат расхода по среднему за прошлые периоды".
А возвращать придется немало. Так, в один из частных домов в Прикубанском районе принесли счет-квитанцию, аж на пять тысяч рублей, в которую было включено все, в том числе и уличное освещение от уличного фонаря, который стоит у дороги - на муниципальной земле. То есть, выходит, в этих счетах - квитанциях НЭСК, если не все, то во многом «от фонаря»?
НЭСК приводят пример расхода электроэнергии из расчета на среднестатистическую двухкомнатную квартиру: «кондиционер, а у многих и не один (1000 Вт.- 2000 Вт.), телевизор (100 Вт.), стиральная машина (2200 Вт.), микроволновая печь (1250 Вт.), вытяжка (100 Вт.), электрический чайник (2000 Вт.), пылесос (1500 Вт.), холодильник (600 Вт.), компьютер (300 Вт.), а если еще и во всех комнатах включить свет…». Напрашивается вопрос: а где вы, уважаемые энергетики, видели подобную среднестатистическую квартиру с таким набором бытовой и электронной техники? Тем более, учитывая кризис, потребители, те, кто оплачивает счета, будут во многом экономить. Это, безусловно, НЭСК уже ощутила – потребление электроэнергии упало не только на промышленных предприятиях, но и у населения. Этот процесс наблюдается не только в Краснодарском крае – по всей стране.
Задолженность (переплату), отраженную в квитанциях на начало расчетного периода, в НЭСК объясняют тем, что она образована, исходя из неверно примененного тарифа потребителем, начислений по произведенному контрольному съему у потребителя, наличием ошибок в электронных реестрах, допущенных организациями, принимающими оплату за электроэнергию от потребителей компании, аналитическим расчетом за предыдущий период по среднесуточному расходу и т.д. То есть, вина всех, только не НЭСК?
Потребителю это надо – усложнять и без того не простую нынешнюю жизнь, лишние душевные переживания? Учитывая и тот факт, что услуги поставщика электроэнергии не всегда блещут качеством. В частности, отключения по различным причинам, которые в НЭСК никогда не объясняют, а в диспетчерских ответы по большей части такие, что лишний раз и не позвонишь, чтобы не нарваться на грубость, особенно в летний период, из-за чего выходят из строя электроприборы, бытовая техника, компьютерные системы. В магазинах, на почте, в банках в результате отключений и «порывов» сетей в это время невозможно воспользоваться услугами. Не говоря уже о том, как скачет напряжение и какого накала в результате подобных оказываемых услуг горят в квартирах лампочки, когда «сотка» горит как лампочка в 60 свечей. А добропорядочные плательщики платят и просят при этом энергетиков, чтобы давали в дома хотя бы законные 220 Вольт!
Кстати, о лампочках. Если у вас даже на даче или в сельском доме мигает лампочка, то поставщик услуг обязан выплатить компенсацию. Такая поправка уже внесена Федеральной антимонопольной службой в закон о естественных монополиях и направлена в правительство. Но есть еще документ, на который вначале ссылалась представитель НЭСК О. Краснянская – то самое Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, утвержденные "Правила предоставления коммунальных услуг гражданам", которые обязывают не только потребителя, но и поставщика услуг. В данном случае электроэнергии. П.9 Правил гласит: электроснабжение должно быть бесперебойным, круглосуточно, в течение года.
П10. «…отклонения напряжения, частоты от действующих федеральных стандартов не допускается. Допустимая продолжительность перерыва электроснабжения – 2 часа – при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания; 24 часа – при наличии одного источника питания. За каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва электроснабжения (суммарно за расчетный размер ежемесячной платы снижается на 0,15 процента размера платы), в соответствии п. 61 настоящих Правил.
Тем не менее, задавая вопрос, в чьей голове в компании родилось подобное новшество, на которое потрачены не только человеческие ресурсы, выделена дополнительная зарплата, потрачена бумага, с которой еще в советские времена была «напряженка», которая и сегодня стоит не дешево, ответа мы не получили. Видимо, коллективное творчество.
А если поставить вопрос по иному? Быть может, вместо этих «дай-дай» технологий, из которых, как сказано выше, вряд ли что выйдет (так как повторюсь, кто не оплачивал по старым книжкам, тот и по новым «технологиям» оплачивать не будет), напрямую заняться неплательщиками, а не «доить» тех, кто исправно платит? Или, как настаивает руководство страны, на самом деле, развивать «на-на» - технологии, вести политику энергосбережения, задействовать альтернативные источники энергетики, наконец, менять философию в области развития энергетики в данном случае в регионе?
Как сказал недавно руководитель ТЭК Кубани Вадим. Лукоянов, назвавший отрасль ТЭК самой больной в крае, на Кубани необходимо активнее создавать, именно альтернативные источники энергетики. По его мнению, общая величина потенциала энергосбережения за счет замещения традиционных источников в Краснодарском крае оценивается в 5,7 млн. тонн условного топлива в год. Не здесь ли «зарыта» проблема энергетиков?
Наверное, проблему энергосбережения можно решать, контролируя работу своих филиалов, в первую очередь, в округах. Ведь не составит большого труда – выключать освещение на улицах Краснодара в дневное время. Тогда не придется «рисовать» в квитанциях многозначные цифры, тратить деньги на бумагу для их печатания. Ну, и, конечно, как недавно сказал Президент России Дмитрий Медведев, «надо начинать с себя». Соизмерить свою зарплату с зарплатой пенсионеров и основной части краснодарцев, которая составляет более 80 процентов с зарплатой не адекватной тарифам энергетиков, уменьшить аппетиты и вкладывать инвестиции в развитие, а не в собственный карман. Учитывая и тот факт, что энергоресурсы, недра - реки, откуда черпается электроэнергетика, является народным достоянием, а не перепродавцов.

Раздел: 
Публикации
автор:
Сергей САХАРКОВ

Новости партнеров: