ЖКХ: "Сложные и малоприятные вопросы".

14/04/2009 - 08:47
Читать u-f.ru на

На заседании президиума правительства в понедельник, посвященном проблематике реформирования жилищно-коммунального комплекса России, подведению итогов работы ЖКХ и энергетики в минувший осенне-зимний период и подготовке к предстоящему, премьер-министр Владимир Путин пообещал и впредь публично обсуждать подобные "сложные и малоприятные вопросы".
"Это проблема, которую в медицинских терминах можно отнести к хроническим заболеваниям экономики и социальной сферы… Несмотря на то, что движение к улучшению есть, оно незначительно и законных нареканий со стороны населения много", - признал премьер.

Однако, продолжил он, если эти вопросы не затрагивать, то "мы никогда их не решим". "Глаза боятся, но руки делают", - подбодрил Путин. И сообщил, что в 2009 году Фонд содействия реформированию ЖКХ выделит регионам более 100 миллиардов рублей, тогда как в прошлом году было направлено 59 миллиардов.

Изначально же участникам заседания президиума правительства предстояло порадоваться, по крайней мере, двум хорошим новостям. Одну из них озвучил еще в пятницу в ходе рабочей встречи с премьером министр энергетики Сергей Шматко. Как он сообщил, после ликвидации РАО "ЕЭС России" управляемость отраслью и обеспечение надежности функционирования единой энергосистемы страны не пострадали. Более того, инцидентов за прошедший зимний период зафиксировано на 12% меньше, чем за аналогичный период 2007-2008 годов, уточнил Шматко. По его словам, на это во многом повлияла работа созданного по поручению Путина штаба по обеспечению безопасности энергоснабжения. В конце апреля планируется провести всероссийское совещание субъектов электроэнергетики, по итогам которого будут сделаны выводы по ситуации в отрасли на 2010 года.

Как констатировалось в материалах, подготовленных Минрегионом РФ к данному заседанию, за время текущего отопительного периода также было зафиксировано 5 чрезвычайных ситуаций и 28 аварийных, что почти в три раза меньше, чем в осенне-зимний период 2007-2008 годов. В основном аварии были обусловлены недоремонтом инженерной инфраструктуры вследствие недостаточного финансирования за счет бюджетных средств всех уровней и собственных средств предприятий. В тех же регионах, где реформа ЖКХ проходит эффективно, аварийные и чрезвычайные ситуации отсутствовали (Приволжский и Уральский федеральные округа).

И вот здесь самое время плавно перейти к болезненной теме реформы ЖКХ, в реализации которой, как оказывается, некоторые регионы все же преуспели. Данную сферу (на которую, между прочим, приходится 4% ВВП и в которой задействовано 2,3 миллионов человек) традиционно ругают за хроническую неэффективность и убыточность.
Но в последние годы и здесь, похоже, наметились определенные подвижки. Так, в частности, доля убыточных предприятий ЖКХ за минувший год сократилась на 16,8%,

и эту информацию из вышеупомянутой справки тоже можно счесть хорошей новостью. Впрочем, ситуация, действительно, пока столь неоднозначная, что позитивные результаты в ней по-прежнему сопрягаются с отрицательными. Та же доля убыточных предприятий, хотя и сократилась, но и сегодня достаточно высока - в среднем 38%. При этом из-за сохраняющегося высокого износа основных фондов в отрасли, к примеру, продолжают расти и неоплачиваемые потери коммунальных ресурсов: потери электроэнергии составляют 15%, воды - 20%, а тепловой энергии - 40%.

Положительным изменениям объективно призвано поспособствовать, в частности, изменение формы собственности хозяйствующих субъектов в ЖКХ. И если в 2006 году в России доля частных "субъектов" в отрасли не превышала 7%, то к концу 2008 года она составила уже 70%. А доля многоквартирных домов, управление которых осуществляется управляемыми организациями, выбранными собственниками, превысила 36%. Правда, число товариществ собственников жилья (ТСЖ) составило в 2008-м только 3,4%.

Но, как заметила Стране.Ru эксперт Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич, искусственно форсировать создание ТСЖ было бы неправильно.
"Добиться функционирования подобного товарищества, например, в новом доме, построенном на средства продвинутых успешных людей, возможно, но пытаться заставить создать ТСЖ в старых домах, где имеется до 600 квартир, это близко к безумию",

- полагает Зубаревич.

По мнению эксперта, сначала разумнее было бы передовые методы хозяйствования обкатать, скажем, в тех же новых домах, чтобы затем на их положительном примере убедить захотеть жить по-новому и жителей всех остальных. Пока же многие россияне сопротивляются нововведениям, в том числе и потому, что на практике они нередко оборачиваются ростом расходов.

К заявленным планам по активизации капитального ремонта в многоквартирных домах, а также переселению граждан из аварийного жилищного фонда представитель Зубаревич также относится с осторожностью. На эти цели по 134 заявкам 79 субъектов РФ на 1 апреля 2009-го правительство наметило выделить 72,4 миллиарда рублей - против 54 миллиардов в прошлом году (такие данные содержались в вышеназванной справке). С учетом же софинансирования субъектов эту сумму предполагалось довести до 107,4 миллиардов.

Однако, как напомнила эксперт, примерно, у четверти российских регионов, прежде всего из числа доноров, на сегодня, вследствие кризиса, значительно упали налоговые сборы. "И в подобной ситуации им, конечно, не до переселенческих проектов - главное выполнить хотя бы обязательства перед бюджетниками-пенсионерами. То есть, если обещанные деньги из центра поступят, их освоят, конечно, поспособствовав, таким образом, и сохранению соответствующего количества рабочих мест. Ну, а если средств не будет или их урежут на треть, как например, дорожному хозяйству, то тогда можно расслабиться и ждать, когда закончится кризис", - заключила эксперт.

По словам же доцента кафедры экономики города и муниципального управления Высшей школы экономики Сергея Сиваева, упомянутые средства вполне могут быть привлечены на указанные цели, но при этом они могут быть израсходованы столь же неэффективно, как и в прошлом году.
"В 2008-м названные суммы, в основном, распылили и размазали, и в итоге вместо капитального ремонта домов во многих местах обошлись латанием крыш и покраской подъездов.

А это, согласитесь, разные вещи", - пояснил Сиваев. По его определению, отрасль, в значительной мере, продолжает оставаться неэффективной. Резко же возросшие показатели привлечения частного бизнеса в ЖКХ он объяснил произведенной приватизацией соответствующих структур, однако, оставшихся под контролем муниципальных властей.

Как видим, ЖКХ и, впрямь, дело тонкое: здесь даже для хорошей новости возможно найти иное толкование. Правда, в одном пункте консенсус оказался достижим. Как сообщил в понедельник журналистам глава Минрегиона Виктор Басаргин, он не ожидает снижения тарифов в текущем году. Не ожидают его и два вышеупомянутых эксперта.

По информации Басаргина, планировалось, что рост тарифов в этом году составит 19-22%. Однако в ряде регионов перешли на полную оплату услуг ЖКХ населением, вследствие чего, например, в Воронежской области платежи выросли более, чем на 50%. "Наша задача этого не допускать", - заявил министр, отметив, что Минрегион будет проводить мониторинг роста платежей и тарифов за услуги ЖКХ в субъектах РФ.

Автор: Сергей САХАРКОВ