Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин выступил в Государственной Думе с отчетом Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности за 2008 год. ( Текст выступления)

04/06/2009 - 14:55

Уважаемый Борис Вячеславович!

Уважаемые депутаты Государственной Думы!

Мы сегодня будем говорить о проблемах социального, экономического развития России.

Все мы хорошо знаем, в какой ситуации находимся. Вся мировая экономика, а вместе с ней и российская, переживают, мягко говоря, нелегкие времена. Казалось бы, в такой ситуации представлять в парламенте результаты работы Правительства не самое подходящее время и не подходящий момент, неблагодарное дело. Однако я действительно рад нашей сегодняшней встрече, и не только потому, что можно в абсолютно открытой, деловой атмосфере поговорить по проблемам страны и по решению вопросов ее развития, но еще и потому, что сегодня мы с вами закладываем новую традицию - отчет Правительства перед парламентом России. Это еще один шаг вперед по развитию нашей политической системы. И думаю, что это очень важно.

Хотел бы сразу сказать, Правительство заинтересовано в том, чтобы его работа получила оценку законодателей, парламентских партий, представляющих интересы подавляющего большинства граждан России.

Уважаемые коллеги, действующий Кабинет сформирован почти год назад, в мае 2008 года, и в этом зале я изложил нашу программу. На ее базе были приняты концепция долгосрочного развития России до 2020 года, так называемая "программа-2020", и план работы Правительства до 2012 года.

Признателен, что большинство из вас эти документы поддержали.

Определяя логику наших шагов, мы исходили из преемственности проводимой политики, из основных положений Послания Президента РФ прошлого года и одновременно стремились сконцентрироваться на решении конкретных, наиболее востребованных задач, придать больший динамизм преобразованиям, цель которых - обеспечить России лидирующие позиции по ключевым показателям социально-экономического развития и повышения качества жизни граждан страны.

Конечно, сегодня нам приходится действовать в совершенно других условиях, в период глобального экономического кризиса. Но мы не считаем, и много раз уже говорил об этом, что должны отказаться от заявленной стратегии. Наш выбор - продолжить линию на переустройство, а фактически на создание новой экономики, поддержать и консолидировать все то, что составляет базу ее качественного роста.

Вы знаете, вы сами бываете в регионах часто, видите, что и я езжу постоянно по стране, и очень часто задают вопрос - могла ли Россия остаться в стороне от кризиса или полностью избежать его негативных последствий? Конечно, нет. Это просто невозможно. Это иллюзия. Проблемы возникли не у нас и не по нашей вине. Это очевидно, с этим никто не спорит, но затронули практически всех, в том числе и Россию.

По оценкам экспертов, в этом году глобальная экономика впервые после Второй мировой войны продемонстрирует отрицательные темпы роста. В четвертом квартале прошлого года ВВП США, например, сократился более, чем на 6% в годовом исчислении, в Японии на 12, в Германии на 8,2, безработица практически везде подбирается к отметке 8%, уже зашкаливает за 8 - и в еврозоне и, по-моему, в США точно уже - 8,5.

Глубочайший спад переживают практически все отрасли мировой экономики. Где-то наши дела идут лучше, где-то - хуже, но в целом ситуация в российской экономике принципиально не отличается от мировых тенденций.

Вместе с тем, кризис обострил и наши известные проблемы: зависимость от внешней конъюнктуры, слабую диверсификацию, дефицит так называемых длинных денег.

Мы были вынуждены парировать сразу два удара. Первый - собственный финансовый кризис, который вызвал отток капитала, потому что сами западные экономики столкнулись с дефицитом ликвидности, и деньги просто туда уводили, да и спекулятивный капитал начал уходить с нашего рынка. И свертывание внешних источников кредитования.

И второй удар - это резкое падение спроса и цен на традиционные товары нашего экспорта, а значит - сокращение доходов в бюджет.

Однако представьте себе, что могло бы произойти, если бы Россия вошла в период экономических неурядиц такой, какой она была еще несколько лет назад - обремененной огромным внешним долгом с тромбами неплатежей, систематическими и массовыми задержками выплат заработных плат, пенсий, пособий, веерным отключением электроэнергии.

Да, и сегодня качеству наших рыночных и социальных институтов можно и нужно предъявлять справедливые претензии. Но что, несомненно, показал кризис - это то, что они, эти институты, все-таки работают, проявляют устойчивость и способность противостоять разрушительным тенденциям.

Именно это обстоятельство, наряду с уверенностью в своих силах, позволяет нам рассчитывать на успех, причем даже в большей степени, чем накопленные финансовые ресурсы.

Теперь, собственно, об итогах 2008 года. Несмотря на снижение темпов в 4-м квартале, ВВП страны вырос на 5,6%, рост промышленного производства составил 2,1%, более чем 10-процентный рост продемонстрировало сельское хозяйство, инвестиции выросли на 9,8%, а производительность труда - на пять.

В прошлом году на 10,3% увеличилась реальная заработная плата. Почти в два раза повышен минимальный размер оплаты труда. Было построено 64 млн. квадратных метров жилья - это лучший показатель за всю историю новейшей России.

Как показывают встречи в регионах, хороший отклик встретили программы Фонда реформирования ЖКХ по расселению аварийного и ветхого жилья, ремонту многоквартирных домов. Благодаря им, этим программам, более 120 тыс. человек уже получили или получают в самое ближайшее время новые квартиры, а в целом улучшат условия своей жизни 7 млн. граждан России по этим программам.

Не менее важно и то, что значительно ускорились преобразования в коммунальной сфере. Добавлю, что работа Фонда реформирования ЖКХ останется одним из важнейшим приоритетов в деятельности Правительства.

В сфере образования выполнены практически все задачи нацпроекта. Идет внедрение современных программ обучения. Во время встречи с депутатами Госдумы высказывались предложения сделать такую работу более прозрачной, привлечь общественность, и думаю, что это абсолютно правильно. Так и будем делать.

Улучшена материально-техническая база десятков тысяч школ, техникумов, вузов. Число компьютеров в школах выросло более чем в 3 раза, и теперь наши школьники обеспечены ими не хуже, чем их сверстники во многих европейских странах.

В целом 2008 год стал прорывным для распространения Интернета в России. Регулярный доступ к сети имеет уже треть населения страны - 50 млн. человек.

В 2008 году, объявленном Годом семьи, у нас родился 1 млн. 717 тыс. детей - самый высокий показатель с начала 90-х годов. Ожидаемая продолжительность жизни достигла почти 68 лет, то есть за последние 5 лет она выросла на 3 года. Это значит, что само качество жизни в России меняется в лучшую сторону, и это значит, что те средства, которые мы применяем для решения этой задачи, они правильные, мы целей достигаем.

И, конечно, свою роль сыграли инвестиции в здравоохранение и в физическую культуру, в повышение доступности высокотехнологичной медпомощи, в программы диспансеризации и вакцинации населения, в защиту здоровья матери и новорожденных, в развитие сети спортивных сооружений. Спорт стал неотъемлемой частью жизни 22 млн. граждан страны. Как минимум, необходимо удвоить это число, а все школьники страны должны получить возможность систематических бесплатных занятий спортом.

За счет более эффективной медпомощи при ДТП почти на 8% снизилась смертность от дорожных травм, за этой цифрой более 2 тыс. жизней спасенных.

Мы не только увеличили госвложения в социальную сферу, но и создали условия для притока сюда частных инвестиций, в том числе освободили от налогов значительную часть расходов работодателей на медицинское обслуживание работников, на их образование, улучшение жилищных условий и формирование пенсионных накоплений.

Рассчитываем, что, несмотря на кризис, ответственные предприниматели найдут возможность сохранить социальные программы для своих коллективов.

В прошлом году были также снижены налоги на инвестиции предприятий в НИОКРы, на технологическое обновление производства. Впервые в новейшей истории России принята программа фундаментальных научных исследований Российской академии наук и других государственных академий; продолжилась реализация масштабных инфраструктурных и инновационных программ.

Построено 2300 автомобильных дорог; завершен ключевой этап реформирования электроэнергетики, и обращаю ваше внимание, переход к новому устройству энергетического хозяйства прошел без единого сбоя. Одновременно наметилось снижение энергоемкости российских предприятий - на 5% за прошлый год, это значит, что наша экономика становится менее затратной, а значит, более конкурентоспособной.

Практически по всем стратегическим ресурсам - нефти, газу, золоту, металлам - обеспечено полное воспроизводство минерально-сырьевой базы. Вы помните, несколько лет назад мы еще говорили о том, что добываем гораздо больше, чем разведываем. Ситуация изменилась - причем на 1 рубль государственных средств, вложенных в разведку недр, пришлось 8 рублей частных инвестиций.

В 2008 году начата промышленная добыча нефти на месторождениях новой Восточно-Сибирской нефтяной провинции, запущен в эксплуатацию первый участок нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан. Пока в реверсном режиме, но сейчас только что мне докладывал руководитель "Транснефти", буквально через несколько недель будет полностью завершен этап выхода к китайской границе, и пойдем дальше к Тихому океану.

В 2008 году начата промышленная добыча, как я уже сказал, нефти на новых месторождениях. Мы работали по продвижению новых маршрутов транспортировки углеводородов - таких как "Северный поток", "Южный поток", Прикаспийский газопровод, нефтепровод "Бургас - Александруполис".

Безусловно, не все в мире заинтересованы в том, чтобы они стали реальностью, чтобы у России было больше возможностей для экспорта. Но мы уверены, что эти проекты экономически обоснованы, отвечают строгим экологическим стандартам и служат укреплению глобальной энергетической безопасности. Будем их осуществлять и дальше.

В этой связи хочу еще раз подчеркнуть: попытки исключить Россию из процесса принятия решений глобального характера, тем более в сфере энергетики, игнорирование ее законных интересов - контрпродуктивны.

Что касается внешнеэкономического сотрудничества, то практически завершено формирование правовых основ Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Причем, я думаю, что запустить работу Таможенного союза мы сможем на год раньше - уже в 2010 году, и наши партнеры тоже поддерживают ускорение этой работы.

Важнейшей конституционной обязанностью Правительства является обеспечение обороноспособности страны, безопасности ее граждан.

В текущем году расходы на национальную оборону вырастут по сравнению с 2008 годом на 15 процентов. Особое внимание планируется уделить масштабному перевооружению и укреплению ее кадрового потенциала.

Подробнее я остановлюсь на социальных гарантиях военнослужащих и членов их семей. Год назад в городе Жуковском, здесь недалеко от Москвы, - многие помнят, наверное, - на встрече с летчиками и выпускниками летных училищ я говорил о необходимости изменить систему оплаты в Вооруженных Силах, и прежде всего существенно поднять денежное довольствие военнослужащих, которые вносят наибольший вклад в укрепление национальной безопасности, стоят на боевых постах на ключевых, особо важных или особо опасных направлениях - в подразделениях ПВО, ракетных войск стратегического назначения, авиации, космических войск, на флоте, в частях постоянной готовности.

С января 2009 года такой механизм материального стимулирования офицеров, добившихся лучших результатов в служебной деятельности, заработал. На эти цели в ближайшие три года предусмотрено 100 млрд. рублей, денежные выплаты в размере от 35-ти до 150 тыс. рублей в месяц уже получают 34 тыс. офицеров от взводного до командира атомной подводной лодки.

Понятно, что это только первый шаг. Считаю, что к 2012 году на новую систему денежного довольствия должны быть переведены все военнослужащие Вооруженных Сил. Взводный будет получать где-то 50 тыс., уже сейчас некоторые получают эту сумму.
И, конечно же, мы продолжим работу по решению жилищных проблем военнослужащих. В прошлом году для них было построено или приобретено более 22 тыс. квартир. План на текущий год - 45 тыс. квартир. В прошлом году было 22, в этом году будет 45 тыс., увеличение больше чем в два раза.

Это значит, что уже в конце следующего, 2010 года военнослужащие Минобороны и граждане, увольняемые с военной службы, будут полностью обеспечены постоянным жильем. Вы знаете, насколько это важно и как долго мы идем к решению этой задачи. А к концу 2012 года будет сформирован служебный фонд Вооруженных Сил. По другим силовым ведомствам эти задачи будут выполнены, соответственно, в 2011-2013 годах.

Президент обещал ветеранам Великой Отечественной войны к 1 мая 2010 года обеспечить их жильем. И хочу вам сказать, что такая задача, безусловно, будет исполнена. К 1 мая 2010 года нуждающиеся ветераны Великой Отечественной войны полностью получат жилье. Эту задачу мы, безусловно, выполним. Добавлю, что наши обязательства предоставить им автотранспорт или по выбору денежные компенсации уже исполнены.

Уважаемые коллеги!

Большую часть своего выступления я, конечно, хотел бы посвятить анализу текущей ситуации и тому, на какие рубежи мы должны выйти в среднесрочной перспективе.

Начну с оперативных мер Правительства, принятых во второй половине 2008 года. Они были призваны защитить граждан и экономику от кризисного шока, сохранить жизнеспособность нашей финансовой системы. Вы знаете, до 700 тыс. рублей были повышены страховые суммы по вкладам граждан в банках, выделены средства на санацию проблемных финансовых учреждений и пополнение банковских капиталов через субординированные кредиты. Кроме того, Правительство поддержало усилия Центрального банка страны по восстановлению ликвидности кредитных учреждений. Поддержка банков была нужна, в том числе, а может быть даже, и в первую очередь, для того, чтобы сохранить сбережения граждан России в наших банковских учреждениях, недопустить паралича расчетов между предприятиями. И обе эти задачи выполнены.

Угроза развала банковской системы отступила, а она стояла на пороге, была, к сожалению, вполне реальной. Более того, банки, получившие поддержку, за пять кризисных месяцев смогли более чем на 15% увеличить объемы кредитования реального сектора, дополнительно выдать кредитов более чем на 1 трлн. рублей. Обращаю ваше внимание на то, что другие финансовые учреждения, которые такой поддержки со стороны Правительства не получили, тоже увеличили объем кредитования, но только на 7 процентов. В среднем получается 9 процентов.

Напомню, что в позапрошлом году темпы роста кредитов составили в нашей стране рекордную цифру - это было больше 50%, 54, по-моему, в прошлом году - 34.

Но хочу вам сказать, уважаемые депутаты Государственной Думы, что это вообще беспрецедентная вещь в мировой экономике. Самыми большими темпами кредиты растут в Китае, но там всего 19%, а в нормальной экономике - это как раз и есть 7-9. Вот мы подошли сейчас к этому рубежу.

Хочу подчеркнуть, что государство при этом никому ничего не подарило: частные банки получили от ЦБ и Фонда национального благосостояния кредиты, которые должны будут возвратить.

Далее, в условиях оттока капитала и снижения экспортных доходов нужно было защитить национальную валюту, отбить атаки на рубль. Неуправляемую девальвацию удалось предотвратить. Снижение курса национальной валюты, неизбежное в сложившихся условиях, как мы обещали, было плавным, что позволило экономике и гражданам адаптироваться к новым реалиям.

Кроме того, текущий курс национальной валюты, безусловно, улучшает конкурентные позиции российских производителей как на внешнем, так и, что особенно важно, на внутреннем рынке. Многие из вас это хорошо знают. Когда я посещал некоторые предприятия, говорил с рабочими, с руководителями, с менеджментом, так прямо и говорили: три дня назад курс изменился, мы можем решать нормально наши вопросы, можем реализовывать свою продукцию на внешнем рынке и на внутреннем.

В интересах всей экономики были сокращены темпы роста тарифов.

Вопросы валютного курса - это исключительная, в соответствии с законом, прерогатива Центрального банка. Правительство находится с Банком России в постоянном контакте. Правительство и в дальнейшем будет предельно аккуратно подходить к вопросам индексации тарифов, о которых я уже упоминал.

Вместе с тем полное замораживание тарифов - это эффектное, но далеко не всегда эффективное решение.

Я по ходу дела, уважаемые коллеги, буду отвечать и на те вопросы, которые поступили от фракций в письменном виде. Ответы на эти вопросы заложены уже в самом выступлении. Один из вопросов как раз так и звучал - о замораживании тарифов. Повторяю, это внешне вроде бы и правильно, но на деле может привести к серьезным негативным последствиям.

Что такое замораживание, полное замораживание тарифов, скажем, для РАО "РЖД"? Это просто непоступление доходов, а значит, сокращение инвестиционной программы. Что это означает на практике? На практике это означает, что РАО "РЖД" не закупит большее количество рельс, колесных пар и т.д., и т.п. Это значит, что не получат заказы металлурги и, в свою очередь, означает, что не нужен будет кокс. Вот так по всей цепочке все и пустится.

Поэтому здесь нужно быть очень аккуратным и взвешенным. Мы и так сдержали рост тарифов. Но полностью закрыть их, полностью обнулить, наверное, было бы все-таки ошибкой.

Реальный выход - в другом. Это создание конкурентной среды внедрения энергосберегающих технологий, современных логистических схем. И, конечно, тогда, когда мы говорим о тарифах, мы не должны забывать о повышении эффективности самих естественных монополий, их прозрачности для государства и всего общества.

Еще она антикризисная мера, о которой я хотел бы упомянуть, - уменьшение квот на иностранную рабочую силу. Это временная, вынужденная мера, направленная на защиты нашего рынка труда.

В новых условиях потребовались механизмы оперативного реагирования. Были образованы Комиссия по повышению устойчивости развития российской экономики, рабочие группы в ключевых федеральных министерствах и ведомствах, антикризисные штабы в регионах Российской Федерации.

Налажен постоянный мониторинг ситуации на рынке труда и в регионах. Составлен список системообразующих предприятий. Даже не один список, а два: один - в гражданской сфере, другой - в оборонке.

В результате мы имеем всю информацию и можем максимально быстро принимать необходимые решения.
Согласен с тем, что есть проблема исполнительской дисциплины. На заседаниях Правительства в оперативном режиме мы регулярно рассматриваем отчеты федеральных органов власти о реализации антикризисных мер. И будем добиваться того, чтобы все решения проводились в жизнь неукоснительно и своевременно.

Какой же главный результат неотложных антикризисных мер? Удалось избежать худшего сценария развития событий. Насколько это возможно, удары кризиса были смягчены, экономика доказала свою способность не просто выживать, но и развиваться в новых, менее благоприятных условиях. Вместе с тем, 2009 год будет для нас очень трудным.

Несколько дней назад в Государственную Думу поступил новый вариант бюджета, опубликована правительственная программа антикризисных мер. В этих документах отражена наша позиция, наше понимание ответственной и сугубо реалистичной социально-экономической политики.

В чем ее смысл? В том, чтобы обеспечить оптимальное сочетание антикризисных мер и долгосрочных проектов, в том, чтобы не только обороняться, но и наступать, строить новую, более эффективную экономику. То есть мы должны не просто сохранить ключевые производства, но и ускорить переход экономики на путь инновационного развития. Не только поддержать внутренний спрос, но за счет реализации масштабных проектов создать инфраструктурный задел на будущее. Не только не допустить глубокого спада ВВП, но и усовершенствовать важнейшие рыночные институты. Не только гарантировать макроэкономическую стабильность, но и сделать нашу кредитно-финансовую систему более конкурентоспособной. Именно такая идеология и легла в основу нового варианта бюджета. Подчеркну, и это очень важно, - этот бюджет остается бюджетом развития.

Назову его основные параметры: доходы - 6,7 трлн. рублей, расходы - 9,7. Значит, не трудно посчитать: 3 млрд у нас с вами дефицит, он составит 7,4% от ВВП, но реально будет больше, с учетом так называемых квазифискальных мер, в основном Центрального банка - где-то к 8%. Но я сейчас об этом скажут.

На реализацию антикризисных мер предусмотрено 1 трлн. 400 млрд. рублей, а в целом, с учетом эффекта от снижения налогов, средств Центрального банка, Фонда национального благосостояния, других источников на борьбу с последствиями кризиса и восстановление экономики направляется огромная сумма - 3 трлн.

Первый, безусловный наш приоритет - это выполнение обязательств перед гражданами. Подробнее об этом я чуть ниже скажу, но начну все же с проблем экономики, потому что, в конечном счете, именно она дает ресурсы для активной политики социального развития.

Последние годы, благодаря инвестициям и внедрению инноваций, возможности реального сектора страны самым серьезным образом выросли. Наша задача - сохранить и развить накопленный промышленный и технологический потенциал, оказать помощь предприятиям, которые вложились в выпуск новой продукции, в повышение конкурентоспособности, а сегодня испытывают трудности с кредитованием, сталкиваются с временными трудностями на рынке, со сбытом.

Обращаю внимание, что расходы федерального бюджета по разделу "Национальная экономика" в 2009 году, прошу внимания, увеличиваются сразу на 70% и составят рекордную для нас сумму - 1 трлн. 733 млрд. рублей (в 2008 году это был 1 трлн.)
На госгарантии по кредитам, дополнительную капитализацию компаний и поддержку экспорта направляется 500 млрд. Однако помощь государства не будет подменять ответственность самого бизнеса. Право на получение поддержки получат лишь те, кто самостоятельно способен привлекать ресурсы, обслуживать долги, реализовывать программы реструктуризации. Вкладывать средства в спасение заведомо неперспективных производств мы не можем. Это значило бы "консервировать" вчерашний день российской экономики, разбазаривать деньги налогоплательщиков.

Конечно, всем нам хочется сделать что-то хорошее, всем хочется быть добрыми и даже добренькими, но эта в кавычках "доброта" может обернуться серьезными негативными последствиями. Она противоречит общенациональным интересам.
Поэтому я обязан сказать, что если свертывание или реструктуризация производства неизбежны, то в этом случае помощь должна оказываться не предприятиям, не их собственникам, не владельцам, тем более, если они вовремя чего-то не сделали или пожадничали реструктурировать свое производство либо провести необходимое технологическое обновление. Помощь в этом случае должна оказываться напрямую гражданам.

Нужно обеспечить неукоснительное соблюдение их прав в процессе сокращения, как можно быстрее помочь найти новую работу, повысить квалификацию или получить новую профессию.

Для сохранения важнейших производств государство готово напрямую входить в капиталы компаний. Корпорация "МиГ", например, уже получила 15 млрд. рублей, центр имени Хруничева - 8 млрд. Возможны решения и по другим компаниям, прежде всего, конечно, по тем, перед которыми у государства есть прямая ответственность, и это прежде всего оборонно-промышленный комплекс.
Всего на поддержку промышленности выделяется 70 млрд. рублей, а с учетом гарантий по кредитам - 170 млрд. Мы серьезно ослабили фискальную нагрузку на экономику, как в целом, так и по ключевым отраслям. Вы знаете, была увеличена амортизационная премия с 10 до 30%, снижен налог на прибыль с 24 до 20, введен новый, менее обременительный порядок НДС, не вперед, а по факту. Субъекты Федерации получили право устанавливать дифференцированную ставку налога на малый бизнес с 15 до 5 процентов.

Уменьшение экспортных пошлин позволило нефтяным компаниям сохранить рентабельность добычи. Основной эффект от снижения налогов мы рассчитываем получить в этом, текущем 2009 году. По нашим оценкам, в экономике дополнительно останется порядка 600 млрд. рублей. Мы с вами понимаем, что эти деньги бюджет недополучит, но мы идем на это сознательно. Правительство и дальше будет заниматься вопросами оптимизации налоговой нагрузки, но при этом наши решения должны быть максимально взвешенными.
Теперь несколько слов об одном из вопросов - это о возможном переходе на дифференцированную ставку подоходного налога. Сегодня это у нас плоская шкала - 13% налог с физических лиц. И часто в моих встречах, в трудовых коллективах я слышу эти вопросы. Недавно встречался с руководителями первичных профсоюзных организаций - то же самое. И от фракций поступают такие же вопросы. Давайте посмотрим на это повнимательнее и по-серьезному.

Конечно, на первый взгляд, это тоже не очень справедливо. Те, кто получает большую зарплату, платят 13%, и те, у кого маленький доход, тоже 13 процентов. Где же социальная справедливость? Вроде бы, действительно, надо бы изменить. Но у нас уже была дифференцированная ставка. И что было? Все платили с минимальной заработной платы, а разницу получали в конвертах.

Что происходит
автор:
Сергей САХАРКОВ

Новости партнеров: