Владимир Путин проведет совещание, посвященное реализации мер по стабилизации и оздоровлению ситуации в российской автомобильной промышленности

30/03/2009 - 12:53
Читать u-f.ru на

Председатель правительства РФ Владимир Путин прибыл в понедельник днем в Приволжский федеральный округ. Здесь он посетит производственную площадку ОАО "АвтоВАЗ" и проведет совещание, посвященное реализации мер по стабилизации и оздоровлению ситуации в российской автомобильной промышленности. Как сообщили в аппарате правительства РФ, "в ходе совещания планируется уделить особое внимание решению проблемы дефицита денежных средств для текущих нужд и долгосрочных кредитных ресурсов для финансирования инвестиционных программ отрасли".
Будет обсуждаться как реализация уже принятых мер по поддержке российского автомобилестроения, так и дополнительные шаги по стабилизации предприятий отрасли.

По данным правительства, основной проблемой, с которой столкнулась в настоящее время автомобильная промышленность, стало снижение спроса на автотехнику. "В условиях снижения занятости, сокращения доходов населения и сворачивания механизма потребительского кредитования с осени 2008 года наблюдается значительное падение спроса на легковые автомобили, - рассказал источник в правительстве РФ. - В докризисный период в кредит приобреталось более 30 процентов легковых автомобилей".

В связи с сокращением грузоперевозок, а также ухудшением ситуации в сфере строительства, резко снизился и спрос на грузовую и строительную технику. Так, в январе-феврале 2009 года произведено 65,1 тысячи легковых автомобилей, что на 68,9 процента меньше по сравнению с первыми двумя месяцами прошлого года. При этом снижение выпуска машин иностранных марок составило более 80 процентов, грузовых автомобилей - почти 80 процентов, а автобусов - 76,8 процента.

Еще одной проблемой отрасли специалисты называют дефицит оборотных средств у автомобильных предприятий.
"В настоящее время на рынке отсутствуют краткосрочные кредитные ресурсы, которые возможно получить на приемлемых условиях", - отметили в аппарате правительства.

При этом ставка зачастую достигает 25 процентов годовых, что делает получение таких кредитов невыгодным для предприятий отрасли, рентабельность которых в последние годы и так не превышает семи процентов. Кроме того, у предприятий отсутствуют и долгосрочные кредитные ресурсы, необходимые для реализации инвестиционных проектов по технологическому перевооружению и созданию новых производств.

В то же время, автомобильная промышленность стала одной из первых отраслей, для которой российское правительство уже разработало и реализует ряд антикризисных мер. В целях стабилизации отрасли выделено шесть миллиардов рублей на возмещение части затрат по кредитам, полученным российскими организациями-экспортерами, а также 2,5 миллиарда рублей на субсидирование части затрат по уплате процентов по кредитам, полученным организациями автомобилестроения и транспортного машиностроения на технологическое перевооружение. Кроме того, были приняты меры таможенно-тарифного регулирования, направленные на защиту отечественных производителей автомобильной техники и техники специального назначения - повышены ставки ввозных таможенных пошлин на всю номенклатуру ввозимой автотехники, включая бывшую в употреблении. Правительство также дополнительно выделило в 2009 году 12,5 миллиарда рублей на закупку государством автомобильной техники, производимой на территории РФ.

Кроме того, на 25 миллиардов рублей был увеличен уставной капитал ОАО "Росагролизинг", пять миллиардов из которых должны пойти на закупку автомобильной техники. Еще 20 миллиардов рублей было выделено на обновление парка автотранспортных средств и коммунальной техники при условии софинансирования этой программы субъектами РФ в размере десяти миллиардов рублей. В 2009 году выделяется два миллиарда рублей на субсидирование российским кредитным организациям выпадающих доходов исходя из двух третей ставки рефинансирования ЦБ по кредитам, выданным в текущем году физическим лицам на приобретение бюджетных легковых автомобилей, произведенных на территории России. Правительство также приняло постановление о компенсации ОАО "РЖД" затрат на перевозки на Дальний Восток новых легковых автомобилей, произведенных на территории РФ.
Что касается самого предприятия "АвтоВАЗ", то за январь- февраль 2009 года им было продано в России 58,5 тысячи автомобилей "Лада", что на 37 процентов меньше аналогичного периода 2008 года. Кроме того, снижение производства автомобилей и машинокомплектов составило 77 процентов.

Выручка предприятия за этот период оценивается в объеме 9,8 миллиарда рублей, что на 58 процентов меньше, чем за первые два месяца прошлого года. В настоящее время на предприятии работает более 103 тысячи человек из 700 тысяч жителей города Тольятти. Средняя зарплата работников предприятия -19 тысяч руб. На предприятиях социальной сферы ОАО "АвтоВАЗ" занято более десяти процентов средней численности работников. Социальные обязательства работодателя, закрепленные в коллективном договоре, составляют 3,9 миллиарда рублей в год.

В целях сохранения социальных гарантий жителям Тольятти правительство РФ уже приняло решение передать на баланс муниципалитета объекты социального назначения "АвтоВАЗа", для чего из бюджета будет выделено 620 миллионов рублей. Половина из этой суммы будет направлено в виде субсидий, другая половина - в виде кредитов Самарскому региону. Как сообщил первый вице-премьер Игорь Шувалов, правительство рассматривает в качестве одной из возможных мер поддержки предприятия проведение дополнительной эмиссии акций ОАО "АвтоВАЗ". По его словам, у предприятия "высокое долговое бремя, поскольку оно платит высокие процентные ставки, из-за чего реальные планы по запуску новых очень перспективных моделей становится крайне проблемными".

В совещании, которое проведет премьер-министр Владимир Путин на "АвтоВАЗе", примут участие вице-премьер Игорь Сечин, министр экономического развития Эльвира Набиуллина, глава Министерства промышленности и торговли Виктор Христенко, руководители ФТС и ФНС России Андрей Бельянинов и Михаил Мокрецов, Гендиректор Госкорпорации "Ростехнологии" Сергей Чемезов, председатель "Внешэкономбанка" Владимир Дмитриев, а также руководители крупнейших автомобилестроительных компаний России

Автор: Сергей САХАРКОВ