Если автопром не едет, то к нему приезжает правительство. Выездное совещание правительства в в Тольятти

03/31/2009 - 08:53

Выездное совещание в Тольятти под председательством премьер-министра Владимира Путина стало наиболее щедрым и конкретным с точки зрения помощи отечественному автопрому. В нем приняли участие вице-премьер Игорь Сечин, министр промышленности и торговли Виктор Христенко, главы «АвтоВАЗа», ГАЗа, КАМАЗа и Sollers, а также представители госбанков. По его итогам были приняты принципиальные решения по оказанию финансовой поддержки всем основным российским автопроизводителям -- «АвтоВАЗу», ГАЗу, КАМАЗу и Sollers. Самая масштабная помощь, как и ожидалось, будет оказана "АвтоВАЗу": ему решено срочно выделить 20 млрд руб. для погашения задолженности, ему же обещана и куда более масштабная поддержка в скором будущем. ГАЗу, КАМАЗу и Sollers предоставят госгарантии на 4 млрд руб., 4,6 млрд руб. и 5 млрд руб. соответственно. Эксперты в целом поддержали инициативы правительства, подчеркнув, однако, что очень многое будет зависеть от состояния рынка, прежде всего от спроса. Профильный же министр предполагает, что авторынок в Москве и в других городах России в этом году может сократиться более чем вдвое.

Ранее правительство уже выделяло отрасли 6 млрд руб. на возмещение части затрат по кредитам, полученным российскими экспортерами, а также 2,5 млрд руб. на субсидирование части затрат по погашению процентов по кредитам, полученным организациями автомобилестроения и транспортного машиностроения. Кроме того, российские автопроизводители были ограждены от конкуренции со стороны иномарок повышенными ставками импортных пошлин на всю номенклатуру автомобилестроения, включая подержанные машины. Правительство выделило также в 2009 году 12,5 млрд руб. на закупку государством автомобильной техники, производимой на территории страны.

А вчера, по словам Владимира Путина, правительство решило предоставить «АвтоВАЗу» свыше 20 млрд руб. для погашения задолженности компании (ранее завод просил у правительства финансовую помощь в размере 26 млрд руб.), а также в будущем обещало предоставление госгарантий на часть привлекаемых кредитных средств. Как отметил г-н Путин, предоставляя основному акционеру «АвтоВАЗа» -- госкопорации «Ростехнологии» -- денежные средства для последующей беспроцентной ссуды «АвтоВАЗу», государство не ущемит интересов других акционеров компании (в их числе и "Рено-Ниссан"). «Мы не будем настаивать на уменьшении пакетов акционеров, включая миноритарных», -- сказал премьер. По его словам, государство может спустя год продлить ссуду «АвтоВАЗу», «если по итогам анализа через год мы поймем, что такие действия будут необходимы».

Премьер пообещал, что правительство также выделит 700 млн руб. на поддержание рабочих мест и 300 млн руб. -- на развитие малых и средних предприятий связанных с производственным процессом «АвтоВАЗа». По словам г-на Путина, после получения господдержки и расчета с долгами и поставщиками «АвтоВАЗ» сможет уже самостоятельно привлечь кредитные ресурсы на сумму свыше 90 млрд руб., чтобы выйти на производство новой линейки автомобилей. Как стало известно вчера, такие средства могут быть представлены в соответствии с подписанным Газпромбанком, Сбербанком и ВТБ меморандумом о предоставлении кредитных ресурсов автогиганту. Представители банков отказались комментировать «Времени новостей» его параметры. По словам президента «АвтоВАЗа» Бориса Алешина, речь идет о финансировании «на коммерческой основе» инвестпрограммы автозавода.

Пока же, до получения господдержки, «АвтоВАЗ» попросил о выдаче бридж-кредита на 8 млрд руб. Его должны предоставить Сбербанк и ВТБ. «На оформление ссуды (в рамках господдержки) уйдет около двух месяцев. Мы попросили банки выделить короткий кредитный мостик, который позволил бы нам прожить до этого периода. Мы просим выдать этот кредит под поручительство «Ростехнологий», -- сказал Борис Алешин.

Он напомнил, что долг «АвтоВАЗа» на сегодняшний день составляет около 44 млрд руб., и отметил, что наращивать его коммерческим путем, набирая новые кредиты, невозможно, нужна поддержка государства. «Иначе банки просто перестанут с нами работать», -- добавил глава автогиганта. По словам Владимира Путина, все необходимые документы для этого кредита должны быть подготовлены до 10 мая. «Нужно сделать все как можно быстрее, 10 мая -- это крайний срок», -- сказал премьер.

Вчера правительство пообещало помощь и другим автопроизводителям. «Считаю возможным предоставить необходимый объем государственных гарантий -- это чуть больше 4 млрд руб. -- для того, чтобы полностью реструктурировать задолженность ГАЗа перед кредиторами, -- заявил г-н Путин по итогам совещания в Тольятти. -- Также считаю возможным решить проблему, связанную с возвратом переплаченной группой ГАЗ (суммы) налогов в размере 2 млрд руб.». По словам министра промышленности и торговли Виктора Христенко, владелец «Базового элемента» Олег Дерипаска со своей стороны предложил ряд вариантов докапитализации ГАЗа. «Олег Владимирович предложил ряд позиций для дополнительного акционерного вливания в капитал ГАЗа», -- сказал министр, добавив, что эти предложения будут обсуждаться.

Как отметил вчера г-н Путин, «госгарантии будут предоставлены также КамАЗу и Sollers: соответственно 4,6 и 5 млрд руб. на гарантии под инвестиционные программы».

Надо сказать, что просьба Sollers была удовлетворена полностью. По словам гендиректора компании Вадима Швецова, госгарантии по облигациям на 5 млрд руб. позволят компании реализовать проект по созданию автосборочного предприятия на Дальнем Востоке. «С учетом ситуации в отечественном автопроме наши бумаги не будут пользоваться спросом, и мы не сможем их разместить. Поэтому мы просим наш долг поддержать и предоставить госгарантии на 5 млрд руб. Тогда нам хватит средств на строительство предприятия на Дальнем Востоке и повышение уровня локализации по этим проектам», -- сказал он.

КамАЗ в свою очередь запросил у правительства 10 млрд руб. на завершение начатых инвестпроектов. «Нам нужно по той схеме, которую мы обговорили по облигациям, 10 млрд руб., чтобы закончить два основных инвестиционных проекта по автокомпонентам и реализацию двух проектов, касаемых нового модельного ряда автомобилей», -- сказал гендиректор завода Сергей Когогин. По его словам, еще один проект КамАЗа связан с силовыми структурами -- идет разработка нового модельного ряда полноприводных автомобилей, который на данном этапе финансируется уже за счет средств компании. Согласно прогнозам г-на Когогина, весной спрос на продукцию предприятия возрастет. «Сезонный спрос на коммерческие автомобили растет с апреля месяца», -- сказал он. «Думаю, мы сумеем увеличить объем производства до 3 тыс. автомобилей в месяц», -- подчеркнул он. А по словам г-на Христенко, в 2009 году более половины своей выручки КамАЗ получит за счет системных мер господдержки автомобильной отрасли.

При этом министр прогнозирует, что рынку придется пережить тяжелые времена. «Если в декабре мы предполагали, что рынок автомобилей упадет на 40%, то анализ динамики за январь--февраль 2009 года показал, что падение рынка может составить до 60% по сравнению с 2008 годом», -- отметил Виктор Христенко. Похожая ситуация и на рынке коммерческих автомобилей, отметил министр. «Мы считаем, что даже при условии применения мер поддержки рынок сократится на 50%, -- сказал он. -- От дальнейшего падения его может удержать и удерживает, собственно, только государственная закупка». Министр напомнил, что кризисные явления в отрасли начали проявляться с ноября прошлого года. «Больше всего пострадал сегмент грузовых автомобилей. Падение в этот период (январь--февраль. -- Ред.) составило 80% по сравнению с февралем 2008 года», -- сказал он. Существенно сократился рынок продаж автобусов. «Наиболее болезненно с социальной точки зрения падение производства и сбыта автобусов -- 72%, учитывая то, что более 45% парка автобусов у нас в стране старше десяти лет», -- отметил глава министерства.

В то же время, по словам Виктора Христенко, правительство ожидает в первом полугодии существенного увеличения доли произведенных в России автомобилей в общем объеме продаж, в том числе за счет расширения номенклатуры выпускаемых в стране машин иностранных брендов. «Многие ведущие иностранные концерны приняли решение о расширении номенклатуры продукции, производимой в России», -- заявил г-н Христенко. Он также отметил, что ряд иностранных компаний рассматривает сейчас проекты по строительству в России новых производственных мощностей. «Это, собственно говоря, то, чего мы добивались», -- добавил министр.

Впрочем, эксперты считают, что все будет зависеть от того, когда начнет восстанавливаться ситуация на рынке. «Все предпринимаемые меры направлены на то, чтобы пережить кризис, не допустить банкротства предприятий, -- говорит Илья Макаров из UBS. -- Впрочем, гарантии того, что он закончится 2009 годом, нет, а потому и непонятно пока, насколько результативной окажется эта помощь».

Раздел: 
Публикации
автор:
Сергей САХАРКОВ

Новости партнеров: