Правительство объяснило, как будут предоставляться субсидии на покупку автомобиля

03/23/2009 - 11:32

Правительство подписало постановление об утверждении правил предоставления средств федерального бюджета российским банкам, которые по льготным ставкам будут кредитовать покупателей автомобилей не дороже 350 тыс. рублей. В 2009 году на эту программу будет выделено 2 млрд рублей, согласно расчетам Минпромторга, по такой схеме будет продано 145 тыс. автомобилей.

Постановление вступит в силу после опубликования в "Российской газете". Впрочем, реализация механизма может затянуться из-за межведомственного спора между ФАС и Минпромторгом.
Льготные кредиты по правилам, утвержденным правительством, смогут предоставлять банки, доля участия государства или ЦБ в которых не менее 50%, или их дочерние структуры. Еще один критерий - наличие филиалов во всех федеральных округах России, а также наличие автокредита в продуктовой линейке. Таким образом, льготные кредиты можно будет получить в Сбербанке и ВТБ (через его "дочки" ВТБ24 и "ВТБ Северо-Запад"). Не исключено, что к схеме позже подключится и Россельхозбанк, который 12 марта заключил соглашение о сотрудничестве с АвтоВАЗом в области автокредитования жителей сельской местности.

«В понедельник-вторник мы ждем официального постановления Минпромторга (в нем будет фигурировать список утвержденных автомобилей, при кредитовании которых ставка будет субсидироваться)», - заявили корреспонденту «Газеты» в ВТБ24, добавив, что после этого на официальном сайте появится объяснение программы льготного кредитования. Как объяснили в банке, сейчас средняя ставка по автокредитам составляет 19--20%.

В Сбербанке ставка по автокредиту составляет 15--17% годовых.

Банки будут предоставлять автокредит со своей процентной ставкой минус две трети ставки рефинансирования ЦБ. На данный момент она составляет 13%. Таким образом, Сбербанк сможет предоставлять кредит на покупку автомобиля под 7--9% годовых, а ВТБ - под 11--12%. По данным Минпромторга, при покупке автомобиля в кредит по льготным ставкам экономия за три года составит до 42 тыс. рублей.

Автокредит по льготным ставкам можно получить на автомобили, произведенные в России и находящиеся в списке, утвержденном Минпромторгом (см. справку), которые стоят не дороже 350 тыс. рублей. Первоначальный платеж должен составлять не менее 30% от стоимости автомобиля, а срок кредита должен быть не более трех лет.

По итогам месяца, за который банк выдавал льготные автокредиты, он должен отправить в Минпромторг заявку на возмещение выпадающих доходов за счет средств федерального бюджета. Минпромторг, в свою очередь, в течение 14 дней после получения заявки перечисляет банку субсидии.

Требования к заемщикам не смягчат

Впрочем, субсидирование процентных ставок по автокредитам имеет и подводные камни. Во-первых, субсидирование процентных ставок не снижает уровня требований банков к заемщикам, которые в последнее время сильно ужесточились. В частности, Сбербанк теперь не принимает справки о доходах по своей форме со слов заемщика. Принимаются только официальные справки 2-НДФЛ, а они зачастую, особенно в небольших компаниях, не отражают реальных доходов гражданина. Согласно негласным правилам банка уровень дохода должен по крайней мере в три раза превышать ежемесячные выплаты по кредиту. Таким образом, при первоначальном взносе в 105 тыс. рублей (30% от 350 тыс. рублей) в течение трех лет автовладелец должен выплатить 245 тыс. рублей или в среднем 6,8 тыс. рублей в месяц. Его ежемесячный официально подтвержденный доход, таким образом, должен составлять не менее 20 тыс. рублей.

Кроме того, при покупке не всех автомобилей из списка будут предоставляться субсидии. Как пояснили в Минпромторге, некоторые модели, например Volkswagen Jetta или Ford Focus, находятся в списке, так как имеют потенциал снижения цены до 350 тыс. рублей после локализации производства в России.

Проблемный список

Кроме того, еще до конца не завершился спор Минпромторга и Федеральной антимонопольной службы (ФАС) вокруг утвержденного перечня. Напомним, начальник управления контроля промышленности ФАС Алексей Ульянов на прошлой неделе пригрозил Минпромторгу возбудить дело по статье 15 закона о защите конкуренции (ограничение конкуренции госорганами), так как в список автомобилей, покупку которых будут субсидировать, не попали некоторые модели, соответствующие, по мнению ФАС, критериям отбора в частности Hyundai Accent производства ТагАЗ, который стоит от 329 тыс. рублей, а также Volga Siber.

«Мы проводили совещание, им понятна наша позиция. Перечень не является окончательным. В ближайшие два месяца мы проведем мониторинг и, возможно, внесем в него изменения», - заявили в Минпромторге. Как пояснил источник в ФАС, межведомственное согласование еще не закончилось. Таким образом, спор между ФАС и Минпромторгом может затянуть начало действия механизма субсидирования.
Эти автомобили можно приобрести в "льготный" кредит

Марка Производитель Цена в базовой комплектации, тыс. рублей
ВАЗ-2105, 04, 07 АвтоВАЗ 155,5
Lada 110 АвтоВАЗ 275
Lada Samara АвтоВАЗ 223
Lada Priora АвтоВАЗ 278
Lada Kalina АвтоВАЗ 250
Fiat Albea Sollers (бывшая "Северсталь-авто") 339
Ford Focus Ford, Ленинградская обл. 388*
Kia Spectra "ИжАвто" 342
Chevrolet Niva СП GM-АвтоВАЗ 382*
Renault Logan "Автофрамос" (СП Renault и московского правительства) 277
Skoda Fabia Volkswagen, Калуга 349
Volkswagen Jetta Volkswagen, Калуга 579*
UAZ Patriot Ульяновский автозавод 455*

*Льготы будут распространяться только после снижения стоимости автомобиля до 350 тыс. рублей
Источник: Минпромторг, сведения автопроизводителей

Теперь спрос на отечественные авто возрастет?

Владимир Тихомиров / старший экономист ФК "Уралсиб"
Кривая падения спроса на произведенные в России автомобили, скорее всего, несколько изменится. То есть падение будет существенно меньшим, чем было в январе или феврале 2009 года. Но все равно эта кривая будет располагаться в отрицательной плоскости - какого-либо бума или всплеска я не ожидаю. Ведь сейчас многие люди по понятным причинам просто откладывают дорогостоящие покупки, потому что возросла неопределенность по поводу работы, по поводу доходов и так далее. А это означает, что спрос на автомобили упал в принципе, вне зависимости от наличия или отсутствия каких-то стимулирующих мер.
Леонид Ольшанский / почетный адвокат РФ, вице-президент Движения автомобилистов России
Я бы сказал, что сейчас спрос возрастет совсем немного. А для того, чтобы он возрос значительно, надо менять саму методику. Начнем с того, что, по моему убеждению, субсидировать надо напрямую заводы и магазины, так как в случае с банками большие деньги уходят на обслуживание кредита и на обслуживание финансовых операций. Кроме того, я бы убрал из схемы обязательное страхование. Потому что банки, давая кредит (даже льготный), заставляют оформлять у них и ОСАГО, и каско. При том что каско обязательным вообще не является, а ОСАГО, может быть, человек хочет оформить на несколько месяцев.

Иосиф Дискин / сопредседатель Совета по национальной стратегии, доктор экономических наук
В определенной степени возрастет. Потому что принятые меры эквивалентны снижению цен где-то процентов на пять, а это не так уж и мало. Ведь есть, например, люди, которые согласились работать за меньшую зарплату, но при этом поняли, что их не сократят. Однако цены вокруг выросли, а потому, если человек хочет купить машину, субсидирование для него - единственный вариант. А если спрос вырастет процентов на пять-семь, то для ВАЗа это будет существенно, это 30 тыс. автомобилей в год. Потом, я думаю, что это будет существенно и для Ford, и для Renault, которые работают в нижней нише. Тем более что тот же Ford только начал второй этап локализации производства. При этом учитывать нужно целый комплекс проблем, решить которые помогают госмеры, а это и занятость, и доходы бюджета. В целом мне кажется, что затраты вообще могут быть компенсированы налоговыми поступлениями. А про рост по всем цепочкам производства я вообще молчу: если не брать авиацию, то технологические цепочки в случае с автомобилям окажутся, наверное, самыми длинными из существующих.
Наконец, кроме субсидирования ставок по кредитам я бы еще обозначил и субсидирование доставки автомобилей на Дальний Восток. Ведь там проблема очень актуальна: канал подержанных японских автомобилей фактически перекрыт, а потому спрос будет иметь в том числе и Lada Kalina, которую обещают сделать еще дешевле.
Германское правительство поддержало АвтоВАЗ лучше российского
В США разработан и внесен в конгресс проект закона о предоставлении бонусов при покупке нового автомобиля. Масштабы американской программы поддержки отечественного автопрома шире российской: программа будет распространяться на машины, произведенные в Северной Америке, которые стоят не более $35 тыс. При покупке такого авто его владельцу будет выплачиваться $3,5--7,6 тыс. Размер бонуса зависит от экономичности автомобиля: чем меньше машина расходует топлива, тем больше вознаграждение.
Аналогичная мера поддержки действует и в Германии. Так, в декабре 2008 года там была введена так называемая премия за утилизацию. Автовладелец при отправке своего автомобиля старше девяти лет на утилизацию получает от правительства 2,5 тыс. евро на покупку новой машины. На эти цели выделено 1,5 млрд евро.
Интересно, что такая форма поддержки в сочетании с девальвацией рубля по отношению к евро значительно снизила стоимость Lada Kalina на немецком рынке. Там она стоит от 8 тыс. евро (360 тыс. рублей), а при получении дотации ее стоимость снижается до 5,5 тыс. евро (247 тыс. рублей). Для сравнения: в России цены на Kalina начинаются от 260 тыс. рублей.
Германское правительство, таким образом, поддержало АвтоВАЗ лучше российского: в феврале продажи Kalina в Германии выросли на 94,3% по сравнению с февралем 2008 года, до 744 автомобилей. В России же, по данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России (АЕБ), продажи Kalina в феврале 2009 года упали на 25%.

Раздел: 
Публикации
автор:
Сергей САХАРКОВ

Новости партнеров: