Градоначальников будут отправлять в отставку без участия прокуратуры

02/16/2009 - 14:42

Президентские поправки к закону «Об общих принципах организации местного самоуправления», внесенные в Госдуму 29 января 2009 года, проходят предварительную обработку в комитетах и фракциях и могут быть рассмотрены в первом чтении в конце февраля или начале марта. Об этом сообщил парламентарий-единоросс Сергей Егоров, заместитель председателя думского комитета по местному самоуправлению, в который и был внесен законопроект.

«Сомнений в том, что он будет принят, нет, -- заявил г-н Егоров. -- И не потому, что это президентский законопроект, а потому, что он был давно ожидаем». Речь идет о введении в законодательство нормы, позволяющей местным представительным законодательным органам отправлять в отставку глав муниципальных образований. В российских условиях основными адресатами этой новеллы станут городские Думы и мэры -- от региональных центров до мелких городов и сельских поселений. Таким образом можно будет решать проблемы замены муниципальной власти без отказа от прямых выборов на этом уровне и использования правоохранительных органов как силового ресурса.

Борьба за сферы влияния на муниципальном уровне в последнее время действительно была необычайно ожесточенной. Так, осенью прошлого года комиссия Общественной палаты по местному самоуправлению и жилищной политике подготовила доклад, в котором отмечалось, что в среднем раз в три дня в России отстраняют от должности какого-нибудь градоначальника или заводят на него уголовное дело. В большинстве случаев это происходит по инициативе губернатора региона. Особенно острыми становятся конфликты между главами субъектов федерации и мэрами региональных столиц.

Внесенные президентом Дмитрием Медведевым поправки, очевидно, являются своеобразной реакцией на сложившуюся ситуацию. Сергей Егоров в общих чертах объяснил предлагаемую схему: «Представительные органы местного самоуправления планируют социально-экономическое развитие, утверждают бюджеты, принимают другие программы, и все это утверждается в качестве нормативных актов. Глава муниципального образования, например мэр города, обязан организовать исполнение всех принятых решений. Предполагается, что представительные органы будут ежегодно заслушивать отчет о деятельности главы муниципального образования. Никто не говорит, что мэра надо обязательно снимать, можно и похвалить за хорошую работу. Или инициировать процесс отрешения от должности, если ситуация ухудшается по вине самого мэра».

Представители экспертного сообщества в своих оценках оказались достаточно критичны. «Это снова попытка поставить под административный контроль мэров, -- считает политолог Дмитрий Орешкин. -- Законодательные собрания контролируются в основном «Единой Россией», и через партийное влияние можно сменить мэра, который не удовлетворяет вышестоящую власть». По мнению г-на Орешкина, «это антидемократично, потому что по статье 12 Конституции самоуправление не является частью государственной системы управления, и соответственно мэр должен был бы подчиняться только избирателям -- они его выбрали, они его и могут отозвать на следующих выборах или через суд». Эксперт напоминает о том, что закон о местном самоуправлении, в который вносятся поправки, должен был вступить в силу с 1 января 2009 года, однако на деле он пробуксовывает.

«Реформа как таковая в полной мере не началась, ситуация по регионам очень разная, -- соглашается с коллегой ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Оксана Гончаренко. -- Полномочия муниципалитетов самостоятельного материального обеспечения не имеют и, как правило, получают средства из региональных бюджетов. О полноценной реформе местного самоуправления в таких условиях мы пока не говорим. Поэтому на данном этапе такие поправки могут повлечь за собой прежде всего политические последствия. Речь идет о расширении коридора возможностей для административного давления на мэров».

А вот глава комиссия Общественной палаты по местному самоуправлению и жилищной политике Леонид Давыдов не согласен с такими оценками. «Не понимаю, почему говорят, что это зажим, закручивание гаек, наоборот, это будет позитивно. Сейчас мэра не снять иначе как через левое ухо, с прокуратурой и судом. А теперь мэров будут снимать не только по решению суда и представлению прокуратуры, а с гласным обсуждением в соответствующем законодательном органе. По сути, это попытка перевести конфликты из подковерной плоскости в сферу публичной политики».

Тем не менее г-н Давыдов не отрицает, что закон в его нынешнем виде может потребовать коррекции: «В поправках, как они предложены сейчас, нечетко прописана сама процедура, а она должна быть проработана до запятой, чтобы была как Библия. Например, должно быть четко определено, за что можно снять мэра. Не просто «за ненадлежащее исполнение обязанностей», а за какие конкретно проступки. Так же четко должна быть прописана и сама процедура отрешения от должности».

С тех же позиций оценивает законопроект и Сергей Егоров. «Мы увеличиваем представительность населения в решении вопросов местного значения, и мы как раз укрепляем 12-ю статью Конституции, так как принимаем норму, согласно которой население через органы местного самоуправления принимает решение об отзыве своего руководителя. Тем самым этот процесс еще больше отдаляется от воздействия государства. Мы обезопасим мэров от волюнтаризма должностных лиц».

Между тем пока законодатели готовят документ к первому чтению, новостные ленты продолжают пополняться новыми фактами для коллекции комиссии Общественной палаты. 12 февраля следственный комитет прокуратуры по Московской области возбудил уголовное дело в отношении главы подмосковного города Пущино Анатолия Афанаскина. Градоначальника подозревают в злоупотреблении должностными полномочиями. А 13 февраля прямо во время судебного заседания случился сердечный приступ у бывшего мэра Томска Александра Макарова, уголовное дело на которого было возбуждено еще два года назад. Г-ну Макарову инкриминируются 14 эпизодов преступной деятельности -- от получения взяток до хранения наркотиков в особо крупном размере. Эти примеры невольно заставляют усомниться в том, что в современных российских реалиях замешанные на системных противоречиях конфликты между властными группировками можно перевести в плоскость цивилизованной политики так легко, как это видится апологетам нормы о снятии мэров через городские Думы.

"Недобрые" самаряне

По сообщению ряда местных СМИ, единственный в стране мэр, представляющий "Справедливую Россию", -- глава Самары Виктор Тархов -- может досрочно покинуть свое кресло. Такое развитие событий станет возможным в случае принятия Думой Самарской области нового регионального закона «О продлении и сокращении сроков полномочий глав и представительных органов муниципальных образований». Согласно закону в регионе должны быть введены единые дни проведения муниципальных выборов, ближайший из которых -- 10 октября 2010 года.

В случае принятия закона среди прочего будет на год урезан срок правления мэра Самары, который был избран в октябре 2006 года для управления городом в течение пяти лет. В комментариях местным СМИ пресс-служба мэра уже заявила о политической подоплеке происходящего.

В случае реализации идеи такое развитие событий действительно может быть выгодно многим политическим силам региона. В частности, областной администрации во главе с губернатором Владимиром Артяковым, которая не слишком ладит с администрацией г-на Тархова.

Законопроект уже обсуждался на совместном заседании комитетов областной Думы. В ближайшее время он должен быть направлен на обсуждение в муниципалитеты региона. Предполагается, что после этого документ будет вынесен для утверждения на пленарное заседание областной Думы до конца февраля или в марте.

Во втором туре выборов мэра Самары в октябре 2006 года тогдашний руководитель регионального отделения Партии жизни, позднее влившейся в "Справедливую Россию", Виктор Тархов набрал 56,31% голосов избирателей, выиграв у выдвиженца «Единой России» и действовавшего на тот момент самарского градоначальника Георгия Лиманского, получившего 40,62% голосов.

Раздел: 
Публикации
автор:
Сергей САХАРКОВ

Новости партнеров: