ТРАНСКАМ: РОЖДЕСТВЕНСКИЕ «ПОДАРКИ» СТИХИИ

11/01/2009 - 15:09
Читать u-f.ru на

Первый тревожный «звонок» для участников дорожного движения по Транскавказской автомагистрали, связывающей Россию с Южной Осетией, государствами Закавказья и Ближнего Востока, нынешней зимой «прозвучал» в ночь с 24 на 25 декабря. Как раз перед Рождеством по григорианскому календарю. Ливневый снегопад за несколько часов подсыпал на склоны, прилегающие к высокогорному участку Транскама, полуметровый слой белого покрывала и уже к 22 часам в дежурную часть республиканского управления МЧС России стали поступать сообщения о блокировании дорожного полотна перевальной дороги лавинами различной мощности.
В противолавинной галерее, в нескольких километрах от Северного портала Рокского тоннеля, «пленниками» стихии оказались двенадцать автомобилей с людьми, следовавшими в Южную Осетию. К расчистке лавинных завалов тотчас приступила тяжелая техника дорожно-эксплуатационного предприятия № 167 Федерального дорожного агентства и вскоре незадачливые путники проследовали к своим очагам. Но, ввиду очевидной лавинной опасности, Транскам был с полуночи закрыт для движения транспорта.
Для специалистов Рокского противолавинного отряда Росгидромета, сотрудников ДЭП 167 и Алагирского ДРСУ преодолеть вызов снежной стихии на сей раз не составило особого труда и уже к полудню 26 декабря движение по Транскаму было возобновлено.
Гораздо более щедрый «подарок» от природы, в лице Балканского циклона, нагрянувшего на Северный Кавказ с новым снежным зарядом, получили лавинщики и дорожники в канун Рождества – но уже по каленедарю юлианскому. Вечером 6 января было принято решение о закрытии дороги до особого распоряжения.
В последующие дни синоптические условия в высокогорье динамично изменялись: на православное Рождество прояснилось и потеплело, что незамедлительно откликнулось массовым самопроизвольным сходом мокрых лавин, многие из которых перекрывали полотно автотрассы. А уже на следующий день атмосферный вихрь вновь «огрызнулся» снегопадом и ураганными порывами ветра. Погода настойчиво диктовала перейти на режим функционирования Транскама по временной схеме.
Первая попытка пропуска транспорта в ночное время, когда из-за относительно более низкого температурного фона вероятность самопроизвольного схода лавин уменьшается, была предпринята в ночь с 8 на 9 января. Однако, ранним утром минувшей пятницы на Транскам обрушились новые лавины, между которыми оказались заблокированными семь автомобилей с людьми. Спасатели МЧС и дорожники совместными усилиями вызволили их из снежного плена, а в высокогорье вновь «заговорили» зенитные орудия Рокского противолавинного отряда.
«Фронт работы» для дорожников на североосетинском участке Транскавказской автомагистрали «обеспечили», наряду с 38-ю самопроизвольно сошедшими, еще около полутора десятков принудительно спущенных снежных лавин. На отрезке федеральной дороги от Южного портала Рокского тоннеля до Цхинвала (к слову, с 1 января он также принят на обслуживание ДЭП 167) ситуация оставалась не менее сложной из-за схода многочисленных лавин между селом Нижний Рук и столицей Южной Осетии.
До поздней ночи 10 января дорожники трудились над расчисткой снежных завалов на всем протяжении Транскама с тем, чтобы в первый рабочий и учебный день нового года все смогли приступить к своим обязанностям. В субботу, за полчаса до полуночи движение по дороге было возобновлено по временной схеме. С 10 утра воскресенья 11 января с обеих сторон перевальной дороги вновь был дан «красный свет», чтобы обеспечить возможность лавинщикам без помех обстрелять проблемные логова «белой смерти», а дорожникам продолжить приведение в порядок полотна автотрассы.

Владимир Иванов, Северная Осетия

Автор: Сергей САХАРКОВ