Защитники животных присоединились к расследованию катастрофы вертолета на Алтае

01/15/2009 - 09:49

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) вчера огласил первые результаты расследования катастрофы вертолета Ми-171, который на прошлой неделе разбился в горах Алтая. В результате аварии погибли семь человек, в том числе несколько высокопоставленных чиновников из Москвы. Изначально появлялась информация, что причиной падения вертолета мог стать отказ двигателя. Но по результатам предварительной расшифровки «черных ящиков» в МАК заявили, что с двигателями все было в порядке. Вчера же к расследованию ЧП присоединились и защитники животных. Они подготовили обращение в правоохранительные органы с просьбой провести проверку о законности охоты, которую вели находившиеся на разбившемся вертолете чиновники.

Вертолет Ми-171, следовавший по маршруту Бийск--Чемал--Кош-Агач, пропал 9 января, не долетев до пункта назначения. 11 января разбитая машина была обнаружена в Республике Алтай на склоне горы Черная в труднодоступном месте неподалеку от границы с Монголией. На борту вертолета находилось 11 человек -- три члена экипажа и восемь пассажиров, среди которых были несколько высокопоставленных чиновников из Москвы и администрации Республики Алтай. В результате аварии семеро, в том числе и полпред президента РФ в Госдуме Александр Косопкин, погибли. Выжить удалось четверым. Трое из них -- Анатолий Банных, Николай Капранов и Борис Белинский -- до сих пор остаются в Первой городской больнице Барнаула. Как говорят врачи, их состояние «тяжелое, но стабильное». Второй пилот Максим Колбин накануне был выписан из поселковой больницы Кош-Агача.

Найти вертолет спасатели могли гораздо быстрее, но, по словам главы МЧС Сергея Шойгу, поиски затянулись из-за не работающей системы радиомаяков, которые должны были сообщать диспетчерам о местонахождении воздушного судна в случае ЧП. Однако, как теперь выяснилось, система радиомаяков была абсолютна исправна. По словам директора НИИ Космического приборостроения Юрия Королева, экипаж перед вылетом почему-то просто не включил ее.

«Как только 11 января спасатели добрались до места катастрофы, один из бойцов МЧС в 14.05 по московскому времени с целью проверки работоспособности включил на разбившемся вертолете наш радиомаяк, и он немедленно начал передавать сигнал бедствия, первым принятый спасательным центром в Индии. Уже в 14.08 в Москве было понятно, что за вертолет, какой его бортовой номер и где он упал», -- рассказал г-н Королев.

Вчера же начало сокращаться и количество возможных версий о причинах катастрофы. Так, ранее появлялась информация, что вертолет мог упасть из-за некачественного топлива. Однако после проведенной экспертизы выяснилось, что топливо было пригодным. Как заявил руководитель комиссии МАК Виталий Архипенко, Ми-171 пролетел на «бийском» керосине почти четыре часа. «Если бы вертолет был заправлен некачественным топливом, он не находился бы столько времени в полете», -- отметил он. К такому же выводу пришли и следователи. По словам референта Западно-Сибирского следственного управления на транспорте Татьяны Дубенюк, у специалистов ОАО «Авиапредприятие «Алтай», которые проводили экспертизу, вопросов к качеству топлива не возникло.

Также под сомнение поставлена и версия отказа двигателя из-за неисправности, озвученная одним из выживших в катастрофе. Как выяснилось в ходе расшифровки «черных ящиков», двигатели вертолета «были работоспособны» вплоть до столкновения с землей. Впрочем, озвучивать какие-либо конкретные вероятные версии в МАК не стали, отметив, что изучение бортовых самописцев, найденных на месте крушения Ми-171, еще продолжается. В компании «Газпромавиа», которой принадлежал вертолет, заявили, что на данный момент у них нет никакой информации по результатам расследования.

На этом фоне все более вероятной версией ЧП выглядит «человеческий фактор». Из неофициальных источников уже появлялась информация, что вертолет мог упасть после того, как снизился до минимально возможной высоты, чтобы находившиеся в нем охотники могли стрелять по животным прямо с воздуха или подобрать уже убитых животных. После этого Ми-171 мог сам или в результате порыва ветра задеть хвостовым винтом склон горы, после чего машина упала и скатилась по склону горы.

Пресс-секретарь правительства Алтая Елена Кобзева вчера подтвердила, что вертолет вез VIP-пассажиров на охоту в поселок Кош-Ачаг на границе с Монголией (ранее никто эту информацию официально не подтверждал). В администрации края при этом отметили, что речь шла об охоте на горных козлов и все разрешительные документы у летевших тем рейсом людей были в порядке.

Однако, как заявили вчера во Всемирном фонде дикой природы (WWF), на самом деле пассажиры Ми-171 охотились на животных, занесенных в Красную книгу. Теперь по этому факту может быть возбуждено уголовное дело: уже сегодня WWF совместно с «Гринпис» намерены направить в Следственный комитет при Генпрокуратуре РФ письмо с требованием провести тщательное расследование по факту браконьерской охоты, в которой участвовали высокопоставленные российские чиновники.

Во вторник же на одном из алтайских интернет-ресурсов появилась фотография с места крушения, на которой рядом с обломками вертолета лежат туши убитых животных. Как считают эксперты WWF, на фото изображен алтайский горный баран (архар или аргали), который занесен в Красную книгу РФ редких и исчезающих видов животных. Охота на архаров запрещена с 1934 года, на сегодняшний день в России их осталось около 200.

«То, что на фотографиях с места катастрофы вертолета запечатлен убитый архар, не подлежит никаким сомнениям. Это абсолютно точно горный баран, охота на которого запрещена УК РФ, ст. 258 (незаконная охота), -- заявил координатор программы по биологическому развитию WWF Владимир Кревер. -- Конечно, мы понимаем, что произошла трагедия, в которой погибли люди, и у нас нет задачи во что бы то ни стало наказать покалеченных в результате этой катастрофы. Но мы также не можем закрыть глаза на грубые нарушения закона, в которых участвовали высокопоставленные чиновники. Поэтому совершенно очевидно, что в данном случае необходимы следственные действия и виновные в гибели редких животных должны быть наказаны». Г-н Кревер также добавил, что им неизвестно, где сейчас находятся тела этих животных. «Нам самим очень хочется это выяснить. Ведь чтобы установить всю картину, необходимо извлечь из них пули», -- сказал он.
Сергей МИНЕНКО

Раздел: 
Публикации
автор:
Сергей САХАРКОВ

Новости партнеров: