Экологическая безопасность. Болевые точки Тамани.

10/09/2008 - 16:56
Читать u-f.ru на

Недавно по решению губернатора Кубани Александра Ткачева на Тамани прошел масштабный праздник по случаю 2600-летия Гермонасса-Тмутаракани-Тамани. Предварив в местных СМИ это грандиозное событие, вице-губернатор Кубани Галина Золина, в частности, заявила: «…Тамань имеет богатую историю. Организовав большой праздник, мы покажем свое отношение к истории и культуре полуострова».
По поручению губернатора каждый департамент должен представить площадку для празднования и подготовить программу выступлений, которые будут касаться прошлого и настоящего Тамани.
А. Ткачевым принято решение восстановить в полном масштабе суворовский редут, остатки которого сохранились на таманской земле, чтобы он служил местом театрализованного представления.
Театр для бизнеса и власти
На самом деле на Тамани разворачивается театр действий и на экологической основе. С одной стороны краевые власти болеют за историю и культуру Тамани, с другой, похоже, не предпринимают мер по предотвращению экологической катастрофы, которая, по мнению экологов, неминуемо надвигается на Тамань, как шторм. И за сиюминутной выгодой – предоставлением «зеленого света» авантюрным инвестиционным проектам в ущерб экологии – не видят того, что таманская земля может превратиться в сцену для бизнесменов, репертуар которых, как известно, – извлекать выгоду только для себя.
Известно, что природные, техногенные катаклизмы многострадальный таманский полуостров преследуют нередко. Еще не поставлена точка в расследовании керченской катастрофы прошлого года, когда во время шторма в море Азовское вылилось море мазута и прочих продуктов нефтехимпереработки. Еще не назван окончательный ущерб природе и тем более не устранен. Отдыхающие Тамани и сегодня вылавливают в воде перья погибшей птицы и не могут отстирать вещи, испачканные мазутом, плавающим в воде и выплеснутым на берег.
Новая техногенная катастрофа, по мнению экологов, надвигается на полуостров в связи с планируемым размещением рейдовой перевалки нефти в Керченском проливе. Об этом они заявили на недавно прошедших в Темрюкском районе так называемых общественных слушаниях. Там же и жители Таманского полуострова проголосовали против очередной авантюры бизнеса и власти, несущей »природе Тамани смерть и деградацию».
Сразу заметим, что заказчиком нашумевшего проекта является питерская компания ЗАО «Евро-Транс». В начале июля этого года компания уже проводила общественные слушания по своему проекту. Но, как отмечают эксперты, те слушания были организованы с грубыми нарушениями. И повторные слушания – результат претензий общественных экологических организаций. Но несмотря на то, что некоторые ключевые нарушения были исправлены, в частности ЗАО «Евро-Транс» предоставило возможность общественности заблаговременно ознакомиться с материалами оценки воздействия рейдовой стоянки танкеров на Тамани на окружающую среду (ОВОС), экологи предупреждают о том, насколько негативным будет ее размещение для природы полуострова.
Более того, представители Экологической вахты по Северному Кавказу сообщили «ЮФ» о том, что в настоящее время ЗАО «Евро-Транс» находится в состоянии судебной тяжбы с департаментом Росприроднадзора Южного федерального округа. По результатам проверки Росприроднадзор счел нынешнюю деятельность компании по перевалке нефтепродуктов в Керченском проливе, которая осуществляется посредством танкера-накопителя »Kriti Rock», противоречащей требованиям законодательства.
Радея за население
Надо сказать, что присутствующий на общественных слушаниях заместитель генерального директора ЗАО «Евро-Транс» Александр Тимофеевский никак не прокомментировал эту информацию. Не рассказал он присутствующим и о том, каков вклад компании, ведущей в настоящее время в прилегающих к его территории водах рейдовую перевалку нефтепродуктов, в экономику Темрюкского района. Однако, радея за общественность и население Тамани, г-н Тимофеевский привел, по его мнению, весомый аргумент в пользу создания новой рейдовой стоянки: если перевалка не будет осуществляться в российском секторе Керченского пролива, то это будет происходить в украинском секторе. И тогда ситуация станет неподконтрольной российской общественности.
На что представитель WWF России Роман Мнацеканов заметил, что реализация проекта на российском берегу приведет не к переносу перевалки нефти из украинской части Керченского пролива, а просто к увеличению объемов перевалки. Как орнитолог он считает, что в представленном на слушаниях проекте и «ущерб птицам в том числе подсчитан совершенно не корректно». В частности, и поэтому проект не может быть поддержан здравомыслящими людьми. Что касается представителей общественности, они единогласно проголосовали против размещения рейдовой стоянки танкеров в Керченском проливе.
Отказать нельзя размещать
Противостояние экологов и инвесторов закончились тем, что представители компании, не выслушав всех выступающих, прервали слушания, а представители общественности, депутаты Таманского сельского поселения, направили обращение премьер-министру России Владимиру Путину с просьбой «не допустить реализации проекта компании «Евро-Транс» в районе полуострова». Член Совета Экологической вахты по Северному Кавказу от Анапы Станислав Ермолаев указал на то, что, «согласно существующим нормативным требованиям, слушания должны быть также обязательно проведены и в городе-курорте Анапа, на побережье которого в результате реализации проекта также может быть оказано серьезное негативное воздействие». Кроме того, по мнению экспертов, в материалах ОВОС «крайне недостаточное внимание уделяется ущербу, который будет нанесен рекреационным ресурсам».
Комментируя ситуацию, координатор Экологической вахты по Северному Кавказу Андрей Рудомаха заметил, что «теперь, в соответствии с требованиями ст. 13 Федерального закона «Об охране окружающей среды», органы власти должны в обязательном порядке учесть мнение общественности, населения Тамани. В связи со столь однозначным мнением «учесть» в данном контексте означает – отказать компании «Евро-Транс» в возможности размещения рейдовой стоянки танкеров в Керченском проливе».
Надо сказать, что проект ЗАО «Евро-Транс» не единственный, который в ближайшее время может нести угрозу культуре и экологии Тамани. По сообщениям региональных СМИ, на территории порта «Тамань» ЗАО «Таманьнефтегаз» строит комплекс для перевалки сжиженных углеводородов, который включает в себя терминалы по перегрузке мазута и сжиженного углеводородного газа. Сообщается, что после запуска первой очереди комплекс будет переваливать 1 млн тонн сжиженного углеводородного газа и 3 млн тонн мазута. На следующих этапах «Таманьнефтегаз» планирует построить терминал для приема и хранения, а также причалы для перевалки на экспорт нефти (5 млн тонн в год) и дизельного топлива (1,5 млн тонн). В общей сложности после ввода в эксплуатацию всех очередей терминал будет переваливать 10,5 млн нефтепродуктов. Общий объем инвестиций превысит 300 млн долларов.
Не отстают и волжане. ОАО «Тольяттиазот», обосновавшийся в Тамани уже прочно, строит в порту Тамань комплекс по перевалке аммиака. И в текущем году, по информации пресс-службы компании, объем перевалки предполагается довести до 6 млн тонн, а к 2010 году выйти на проектную мощность 10 млн тонн аммиака в год.
Сам же порт «Тамань», проект строительства которого был разработан в соответствии с федеральной программой развития транспортной сети Юга России, с предполагаемым объемом инвестиций превысит 1 млрд евро, согласно прогнозам, к 2015 году выйдет на проектную мощность 30 млн тонн. Это, по мнению специалистов, позволит стать ему третьим по величине российским портом. Генеральный план развития порта «Тамань» предусматривает перевалку 70 млн тонн грузов в год. Заметим, что финансирование проекта «Создание сухогрузного района морского торгового порта Тамань» было одобрено два года назад инвестиционной комиссией.
Понятно, что нагрузка на экологию уникального полуострова, рекреационную зону – велика. Но если учесть, что кроме создания промышленных терминалов власти Кубани планируют привлекать и туристов-курортников, и развивать, по выражению г-жи Золиной, «культуру», им предстоит нелегкий выбор между бизнесом и экологией.

Автор: Сергей САХАРКОВ