Малый бизнес – под защитой Президента

21/05/2008 - 14:15
Читать u-f.ru на

В минувшую среду Президент России Дмитрий МЕДВЕДЕВ подписал долгожданный указ о развитии малого бизнеса, и поручил правительству в двухмесячный срок разработать и внести в Госдуму проекты федеральных законов, предусматривающих ограничение количества проверок малого бизнеса до одного раза в три года (кроме налогового контроля).

В соответствии с указом внеплановые мероприятия по контролю в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства планируется проводить только в целях выявления нарушений, представляющих непосредственную угрозу жизни или здоровью людей, по согласованию с прокурором субъекта РФ.
По мнению представителей бизнеса – это событие, безусловно, станет определяющим в развитии малого и среднего бизнеса в стране. Ведь по амбициозным предположениям самого Дмитрия Медведева, которые были озвучены 27 марта на заседании Госсовета в Тобольске, через двенадцать лет около 70 процентов активного населения России будет работать в небольших компаниях, а вклад малого бизнеса в ВВП страны составит не менее 50 процентов. Что уже намного ближе к мировой тенденции развития этого сектора экономики, который приносит Западу львиную долю доходов в бюджет.

В принятом документе, в первую очередь, речь идет о снятии избыточных административных барьеров, тормозящих развитие бизнеса: о сокращении числа проверок, замене лицензирования некоторых видов деятельности страхованием ответственности, об уведомительном принципе регистрации предприятий.
Это, по мнению экспертов, должно оградить предпринимателей от длинного списка согласований, большинство из которых в федеральном законодательстве просто отсутствует. Но на местах и в конкретных службах всю эту «самодеятельность», как сказал в Тобольске на Госсовете избранный Президент России Дмитрий Медведев, «прикрывают всякого рода приказы и инструкции, ведущие к тому же к дополнительным поборам со стороны многочисленных «консультационных и экспертных» фирм. В итоге речь идет о легальной форме взятки, поборах, когда надзор за бизнесом по 45 видам контроля осуществляют порядка 30 органов только федерального уровня.
При этом, по мнению Президента, чрезмерно широки внепроцессуальные права органов милиции, у них сегодня полномочия по 22 составам административных правонарушений. В таких областях, как санитарно-эпидемиологическое благополучие, экология, правила ведения кассовых операций и другие. В итоге одни только легальные затраты малых предприятий на проверки составляют около 10 % их выручки. Как следствие, весь этот поистине чудовищный набор бюрократических препон – региональных и местных – провоцирует взяточничество и вымогательство, – подчеркнул тогда Д. Медведев.
Следует добавить, что работу над проектами законов Дмитрий Медведев берет под личный контроль.

Генпрокуратура защищает «малышей»

На защиту «малышей» от административного давления встает и Генпрокуратура. Генеральный прокурор РФ Юрий ЧАЙКА подписал специальный приказ, цель которого – усилить прокурорский надзор за соблюдением прав предпринимателей.
«Этим приказом прокурорам субъектов РФ поручено обеспечить защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, особенно субъектов среднего и малого бизнеса», – пояснил первый заместитель Генпрокурора Александр БУКСМАН, – заметив при этом, что ситуация в этой сфере остается неблагополучной.
По данным прокуратуры, права предпринимателей сегодня нарушаются практически во всех сферах экономики. В прошлом году прокуроры РФ выявили более одного миллиона нарушений закона, допущенных в отношении бизнесменов. В результате было возбуждено порядка 5,5 тысячи уголовных дел. При этом чаще всего от чиновничьего произвола страдают предприниматели на местах. «30 федеральных структур, наделенных правом вневедомственного контроля, проводят в год несколько миллионов контрольных мероприятий, значительное число которых – вне плана», – подчеркивает первый заместитель Генпрокурора.
Есть и те, кто, прикрываясь властными полномочиями, оказывает давление на предпринимателей. Александр Буксман приводит пример того, как в одном из районов Краснодарского края сотрудники подразделения милиции общественной безопасности, которые вообще не имеют права осуществлять проверки предприятий, буквально «замордовали местных предпринимателей», проведя за год более 200 внеплановых проверок...
Достается представителям малого и среднего бизнеса и от местных властей, которые с помощью предпринимателей не прочь решить свои проблемы. Александр Буксман в интервью одной из газет приводит следующие цифры: «Только органами прокуратуры Саратовской области в первом квартале текущего года выявлено около 80 правовых актов, ущемляющих права хозяйствующих субъектов и налагающих на них не предусмотренные законом обязанности. В Нижегородской области глава местной администрации обязал местных бизнесменов вкладывать собственные деньги в развитие городской инфраструктуры».
Заметим, подобная ситуация наблюдается не только на Средней Волге или в Сибири, но и в ЮФО, в частности в Краснодарском крае, о чем «ЮФ» не один раз сообщал своим читателям. По требованию прокуроров незаконные акты, ущемляющие права предпринимателей, отменялись руководителями того же Краснодарского края и в других регионах.
Купи-продай или инновации?
Но какие еще шаги необходимо предпринять, чтобы малый бизнес не только «работал как швейцарские часы», но и изменилась его структура? Ведь известно, российский малый бизнес в основном построен по схеме «купи-продай», которая образовалась в девяностые годы прошлого столетия, когда этот принцип стал основным способом выживания населения после краха советской эпохи и развала экономики.
Это видно на примере структуры малого бизнеса Краснодарского края, где большинство предприятий малого бизнеса сосредоточены в сфере торговли и услуг. Здесь работает более 227 тысяч субъектов малого предпринимательства. Наибольшее число предпринимателей заняты в торговле и общепите – 58 %. Это, по мнению первого заместителя руководителя департамента инвестиций и проектного сопровождения Краснодарского края Андрея НЕЧУШКИНА, объясняется тем, что в этом секторе быстрый оборот капитала, да и вложения требуются зачастую не такие объемные. По его словам, среди предприятий малого бизнеса в промышленности занято всего 5 %, в строительстве – 6 %, в прочих отраслях – 31 %. При этом А. Нечушкин отмечает, что приоритетными отраслями для экономики края являются сельское хозяйство, транспорт, промышленность, курортная сфера и инновации во всех сферах деятельности.
Напомним, именно о переходе малого бизнеса на «инновационные рельсы» и о роли при этом региональных лидеров Дмитрий Медведев говорил на Госсовете в Тобольске: «Ясно, что в будущем, в условиях инновационной экономики, новое дело надо будет начинать буквально за считанные дни. И инновационный бизнес уйдет в те российские регионы и муниципалитеты, где власти создадут условия для их стремительного старта, создадут стимулы для массового прихода малого бизнеса в отрасли, прямо связанные с экономикой знаний».

Президент РФ убежден, что малый бизнес должен встраиваться в производственные цепочки крупных и крупнейших промышленных предприятий.
Президент Российского Союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр ШОХИН согласен с ним: «Малый бизнес должен стать другим. Сегодня в России две трети малых предприятий – это торговля и сфера услуг. А через 12 лет на две трети это должен быть производственный бизнес. И повышение доли промышленных, технологичных, инновационных малых предприятий – это один из показателей успешности всей экономической политики. Но для того чтобы малые предприятия пошли в производство, очень важно, чтобы крупные компании включали их в свои технологические цепочки».
От слов – к делу!
– В настоящее время правительственная комиссия по развитию малого и среднего предпринимательства приступила к подготовке проектов законов по ликвидации правовых ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности в малом и среднем бизнесе, – сообщает председатель Комитета по экономической политике и предпринимательству, член правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства Евгений ФЕДОРОВ.

Он отмечает, что подписанным указом Президент РФ ускорил подготовку проектов федеральных законов, создающих благоприятные условия для развития малого бизнеса. По его словам, изменения в первую очередь коснутся вопросов усиления гарантий защиты прав мелких и средних предпринимателей при осуществлении госконтроля. К первоочередным задачам, требующим правового решения, также относятся упрощение порядка проверок предприятий; упрощение открытия нового предприятия путем замены разрешительной процедуры на уведомительную; упрощение и удешевление процедуры регистрации предприятия; сокращение количества лицензируемых видов деятельности.

В свою очередь, заместитель председателя Комитета Госдумы по промышленности, вице-президент РСПП Елена ПАНИНА отметила, что, несмотря на то что закон о развитии малого и среднего предпринимательства был принят Госдумой еще в июле 2007 года, власть всегда ждет еще какого-то документа для исполнения закона.

«Указ Президента о неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности четко определил задачи законодателей по развитию положений базового закона. Нам понятно, что именно нужно развивать, но теперь будет гораздо легче преодолевать сопротивление исполнительных ведомств и быстро принять необходимые законы».
В завершение нелишним будет привести высказывание заместителя председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству Владимира ГОЛОВНЕВА:

– Считаю крайне важным и показательным, что одним из первых указов нового Президента РФ стал Указ о поддержке малого бизнеса. В последнее время много говорилось о том, что именно малый и средний бизнес является приоритетным с точки зрения развития инновационной экономики. Наконец-то от слов перешли к делу.
Но без снятия лишних административных барьеров, без изменения налоговой политики малый бизнес не только не сможет стать рычагом инновационной экономики, но попросту не выживет. Почти повсеместно административный ресурс используется для давления и вытеснения с рынка малых предприятий. И вместо того чтобы заниматься наращиванием объемов производства, малый бизнес вынужден тратить силы на противостояние коррупции.
Сокращение числа проверок со стороны контролирующих органов, переход преимущественно к уведомительному порядку регистрации предприятий малого бизнеса – это те меры, которые, без сомнения, значительно облегчат жизнь малому бизнесу и дадут серьезный стимул для более интенсивного развития предпринимательства в стране.

Автор: Сергей САХАРКОВ