ВОКРУГ ВЛАСТИ. О новом качестве чиновников…

21/05/2008 - 14:13
Читать u-f.ru на

Качественно новый класс «парламентских» чиновников может вскоре появиться в России, а федеральный и региональные парламенты смогут обрести полную финансовую самостоятельность от исполнительной власти (правительства и глав субъектов), если предложения Совета Федерации будут приняты на высшем уровне. Об этом и о многом другом, что касается законотворчества, шел разговор 15 мая в Ростове-на-Дону на выездном научно-практическом семинаре Комиссии Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации «Об актуальных проблемах обеспечения парламентской деятельности в законодательных (представительных) органах власти субъектов Российской Федерации».
Председатель Комиссии Совфеда Владимир КУЛАКОВ рассказал, что, опираясь на опыт законов о парламентах Канады, Франции, Италии, Великобритании и ряда других стран, комиссия под его руководством разработала и внесла еще в прошлый созыв Госдумы законопроекты о финансовой самостоятельности парламентов федерального и регионального уровней (для этого необходимы поправки в Бюджетный кодекс РФ), а также устанавливается понятие «Парламентская служба» (поправки в Федеральный закон «О системе государственной гражданской службы»). Они были поддержаны Советом законодателей, но отклонены Госдумой. Еще бы! Последний самостоятельный парламент у нас был в 1993 году, и закончилось это противостоянием законодательной и исполнительной власти, а в итоге – расстрелом Белого Дома. Хотя, по логике Конституции законодательная власть должна быть полностью независимой, как и судебная. Но в этом отношении «реализация» пока «буксует».
Парламентские госслужащие, по словам Владимира Кулакова, нужны, чтобы иметь в аппарате Законодательного собрания любого региона высококвалифицированных специалистов, которые бы хорошо знали право, экономику, финансы. Иными словами, количество чиновников, обслуживающих депутатский корпус, хотят перевести в качество. Соответственно, звучат слова о необходимости учебы или «натаскивания» парламентских чиновников, да и самих депутатов, получивших мандат впервые.
На семинаре прозвучали добрые слова в адрес некоторых парламентов ЮФО. Например, Законодательное собрание Краснодарского края попало в число лидеров по числу законодательных инициатив, ставших федеральными законами – шесть за прошлый созыв Госдумы (как у Московской городской думы). Парламент Кабардино-Балкарской Республики при относительно небольших финансовых затратах на свое содержание за тот же период показал пример высокой эффективной законотворческой деятельности – четыре инициативы стали законами в рамках страны. Ростовская область отмечена, как имеющая 100-процентное соответствие региональных законов федеральному законодательству.

СПРАВКА «ЮФ»:
За период с 1994-го по 2007 год в Государственную Думу внесено 4439 законопроектов, разработанных законодательными органами регионов, при этом стали федеральными законами 213, или 4,8 процента.
По итогам рассмотрения Государственной Думой четвертого созыва наблюдается следующая картина. Всего за период 2004-2007 годов 142 законопроекта, внесенных региональными законодателями, стали федеральными законами. За 2004 год – 16 законов, 2005-й – 24 закона, 2006 год – 32, 2007 год – 70. В то же время за этот же период с 2004-го по 2007 год отозваны, возвращены, сняты с рассмотрения или отклонены 1750 законопроектов.
Всего в законодательных органах власти субъектов Российской Федерации работает около четырёх тысяч депутатов, из них на постоянной основе – 1430 депутатов, или 37 процентов. Так, в Московской городской думе на постоянной основе работают все 35 депутатов, в Законодательном собрании Санкт-Петербурга – все 50 депутатов. В ряде регионов эта цифра составляет два-три депутата.

Автор: Сергей САХАРКОВ