"Мы сами себе и обрубаем все". Дмитрий Медведев назвал главного врага инновационной экономики

21/04/2008 - 09:45
Читать u-f.ru на

Избранный президент Дмитрий Медведев знает главного врага российских инноваций, можно сказать, в лицо. «Я знаю, кто главный враг -- это инертность нашей административной системы. Это проявляется везде, начиная с федерального уровня и заканчивая муниципальным. Мы сами вредим себе», -- заявил г-н Медведев в пятницу на заседании президиума Госсовета, посвященного инновациям.

По его словам, доля промышленных предприятий, осуществляющих разработку и внедрение технологических новаций, не превышает в России 10%, а доля инновационной продукции в общем объеме продукции промышленного производства составляет всего 5,5%. Однако стране нужны совершенно другие показатели. Доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна вырасти до 40--50%, а доля инновационной промышленной продукции -- до 25--35%. При этом внутренние затраты на исследования и разработки, отметил избранный президент, должны вырасти с нынешнего 1% от ВВП до 3%, в том числе за счет увеличения расходов частного бизнеса на науку.

«Про креативность нашей нации говорят везде, но мы сами себе и обрубаем все. Давайте двигаться так, чтобы у нас все получалось», -- предложил он собравшимся.

Правда, в ходе заседания выяснилось, что куда надо двигаться, чтобы получалось, никто из собравшихся толком не знает. Директор Института катализа Сибирского отделения РАН Валентин Пармон предложил определить «направление главного удара». По его мнению, именно неопределенность мешает развитию инноваций. Приоритетом, на его взгляд, могла бы стать глубокая переработка сырья. Дмитрий Медведев с ним не согласился.

«Насчет главного удара я не знаю», -- заметил Дмитрий Медведев. По его мнению, переработка сырья действительно является одним из основных направлений развития промышленности, однако фиксироваться на одном направлении ни к чему. Избранный президент указал на целый ряд высокотехнологичных отраслей, которые также необходимо развивать, например газохимию, нефтехимию и атомную энергетику.

Впрочем, в инновационной сфере все вообще крайне сложно. Начиная с самого определения, что же такое инновационная продукция. «Мы должны подумать, какие дополнительные критерии нам необходимо использовать для того, чтобы ориентироваться в том, что мы создаем: эта продукции, которая возникает, она инновационная или по сути традиционная?» -- задался вопросом избранный президент. По его словам, достоверной статистики о том, что реально происходит в этой сфере, у нас нет, поэтому оценить реальный вклад инноваций в рост ВВП крайне сложно.

С набором инструментов, с помощью которых произойдет превращение российской сырьевой экономики в инновационную, тоже все непросто. По словам г-на Медведева, отдельные звенья инновационного производственного цикла разобщены и плохо состыкованы друг с другом. «Мы вынуждены констатировать, что системой они не являются. Это всего лишь набор близких, но разнородных элементов. И потому уже созданные у нас элементы инфраструктуры определяющей роли в продвижении инновационных продуктов играть не могут», -- заявил он.

Министр экономического развития Эльвира Набиуллина полагает, что в первую очередь надо развивать конкурентную среду. «Без конкуренции стимулов к инновациям не будет как у существующих, так и у вновь создаваемых предприятий», -- заявила она на заседании. Государство могло бы стимулировать инновации путем введения грантов на софинансирование проектов бизнеса и инвестиций в НИОКР, полагает министр. Кроме того, одной из ключевых проблем является спрос на внутреннем рынке. По словам г-жи Набиуллиной, производимые в России энергосберегающие технологии не пользуются спросом из-за отсутствия необходимого инженерного оборудования и квалифицированных кадров. Российские предприятия предпочитают покупать новые инновационные технологии за рубежом, так как они включают работы по установке.

Еще одна актуальная тема -- как стимулировать к созданию инновационных компаний университеты и научные институты, являющиеся бюджетными организациями.

Впрочем, одной из главных проблем, тормозящих развитие инноваций, все присутствующие назвали отсутствие технических регламентов. По словам г-на Медведева, хотя разработка техрегламентов и была передана из Госдумы в правительство, все равно этот процесс идет крайне медленно. «За последнее время буквально считанное количество регламентов принято, а нам их нужны сотни. Значит, нужно найти новую форму: принимать техрегламенты как нормативные акты, но принимать их гораздо быстрее», -- заявил избранный президент. «Существующие техрегламенты не просто устарели, но и препятствуют инновациям», -- подтвердила г-жа Набиуллина.

Кроме того, г-н Медведев полагает, что результаты научной деятельности компаний должны ставиться на баланс. Правда, он не уточнил, как именно власти должны стимулировать компании, сказав лишь, что надо избежать и другой крайности. Он напомнил, что в начале 90-х годов несуществующая интеллектуальная собственность вносилась в активы предприятий.

По мнению вице-премьера, министра финансов Алексея Кудрина, страна вообще пока не готова к инновациям. «Можно сказать, что наша макроэкономика недостаточно стабильна и не может быть адекватной инновационному типу экономики, у нас просто нет инновационной финансовой среды», -- заявил он. Ситуацию, на его взгляд, можно исправить. «Китай по объему высокотехнологичной продукции вышел на первое место. На мой взгляд, это во многом благодаря тому, что там выдаются кредиты на десять лет под 4% для инновационных проектов», -- полагает г-н Кудрин.

Автор: Сергей САХАРКОВ