ОЧЕНЬ ТЕМНОЕ «ЗОЛОТО»

12/03/2008 - 11:43
Читать u-f.ru на

для ускорения экономического роста нужно сделать более прозрачной нефтедобычу

В Дагестане нет отрасли столь же привлекательной для иностранных инвесторов, как нефте– и газодобыча. Ни производство кавказских бурок, ни туризм, ни розлив коньяка, ни выработка ковров не смогут заинтересовать иностранного инвестора в такой степени, как нефтедобыча. Все что до сих пор предлагалось иностранному инвестору, было лукавством: потенциально самую доходную отрасль пытались «попридержать». В итоге мы уже упустили много времени и сегодня, хотя сами уверены, что под Каспием есть море «черного золота», дотянуться до нефти почти невозможно – нет ни сил, ни средств. Соседний Азербайджан пошел по иному пути и за три дня добывает нефти больше, чем Дагестан за целый год.

Стратегия без стратегии
В Дагестане ведется разработка Стратегии социально-экономического развития республики на период до 2020 года. В феврале 2008 года состоялось представление общественности так называемой нулевой стратегии, то есть проекта, который будет дополняться и редактироваться, прежде чем получит право называться «Стратегией-2020». Однако проект подвергся столь серьезной критике, что одни из его разработчиков Сергей Дохолян в сердцах заявил: «Я с самого начала был против того, чтобы наш институт (ИСЭИ ДНЦ РАН) участвовал в этой авантюре».
Не по вине разработчиков информация, которая к ним поступала, оказалась столь дозированной и неполной, что на ее основе произвести всесторонний анализ ситуации оказалось невозможно. Разработать действительно эффективную стратегию развития не удалось. Особенно это касается наиболее важных отраслей экономики, среди которых особое место занимает нефтедобыча.
Нефть и власть – две стороны одной медали
В Дагестане нефть – особое явление социально-экономической и политической жизни. Республика, несомненно, обладает огромными собственными запасами нефти, но ее добыча уже много лет блокирована неразрешимыми противоречиями.
Как известно, в начале 1990-х годов решением руководства страны Дагестану были выделены квоты на продажу нефти за валюту. В то время в Дагестане добывалось более 570 тысяч тонн нефти в год. Мотивировалось это решение поразившим республику глубоким экономическим кризисом. Доходы от продажи нефти должны были аккумулироваться на счетах республики в одном из парижских банков, чтобы затем расходоваться на приобретение современного оборудования, на техническое перевооружение промышленности Дагестана. Более того, Россия ежегодно передавала Дагестану некоторое количество нефти для продажи за рубеж. На территории республики существуют незаконные врезки в магистральный нефтепровод Баку – Новороссийск, через которые также «добывается» большое количество нефти. Впрочем, это уже совсем другая история.
За эти годы на зарубежных счетах «осели» сотни миллионов долларов. С тех пор на доходах от нефти были созданы многие крупные состояния. Но всё равно нефть остается мягким и чувствительным дном республиканской политики. Допускать в эту сферу «чужих» ох как не хочется! Но и не допускать уже невозможно: пока соседний Азербайджан превращается в «новый Кувейт», добыча нефти в Дагестане продолжает непрерывно падать.
В отличие от Азербайджана мы последовательно упускаем все свои возможности
Закрытость в сфере нефтедобычи не позволила Дагестану привлечь прямые инвестиции. Напротив, соседний Азербайджан с первых же дней независимости заявил о желании привлечь международных инвесторов и добился в этом больших результатов.
После распада единого СССР страны бассейна Каспийского моря получили свободу действий в использовании ресурсов Каспия. Конечно, ни о каком международном соперничестве в регионе речь тогда еще не шла. В тот период основным игроком на постсоветском пространстве была Россия. В ноябре 1993 года Россия и Азербайджан подписали соглашение о сотрудничестве в разработке шельфа «азербайджанского сектора» Каспийского моря. Но реально Россия денег на это не нашла и в 1994 году Азербайджан договорился о сотрудничестве с рядом западных компаний. Государственная нефтяная компания Азербайджанской Республики и 12 иностранных нефтяных компаний подписали Гюлистанский контракт по разработке нефтяных месторождений в азербайджанском секторе Каспийского моря на месторождениях Азери, Гюнеши, Чираг. В условиях кровавого вооруженного конфликта, политической нестабильности инвесторы не побоялись инвестировать в Азербайджан. Россия отправила ноты протеста руководству Азербайджана, Великобритании, США и Генеральному секретарю ООН. Но эти ноты были проигнорированы.
В последующие годы в нефтедобычу в Азербайджане зарубежные инвесторы вложили более 38 миллиардов долларов. Эти деньги позволили Азербайджану активно начать разработку шельфа.
В январе 2008 года добыча нефти в соседнем с нами Азербайджане составила 3 млн 770 тыс. тонн, что почти на 10 процентов больше, чем в январе 2007 года. Показательно, что за месяц в Азербайджане добыто нефти в десять раз больше, чем в Дагестане добывается за год.
Более того, начиная с августа 2007 года в Азербайджане ведется создание транскаспийского трубопровода, через который на рынки Европы в обход России будет поставляться газ из Средней Азии и Казахстана. Азербайджан становится видным игроком и на международном рынке газа. В консорциум уже вошли 11 мировых компаний, а проект получил поддержку Агентства торговли и развития США.
Мы по-прежнему упускаем самое лучшее время
Кто-то там, наверху, нас очень сильно любит. Вот уже десять лет Россия и Дагестан развиваются в условиях растущих, а теперь – рекордно высоких цен на нефть. Цены на основной экспортный товар России выросли более чем в восемь раз и продолжают расти. Кое-что от щедрот мирового рынка перепало и Дагестану. Бюджет республики с 2000 года увеличился с 8,8 млрд рублей до 30,4 млрд.
В Дагестане раньше нефтедобыча была одной из основных отраслей экономики. Однако теперь, непрерывно падая, добыча нефти в Дагестане снизилась с 2,1 млн тонн нефти в 1970 году до 367 тысяч тонн в прошлом. При этом внутри Дагестана потребляется свыше 550 тысяч тонн нефтепродуктов, что в пересчете на сырую нефть составляет свыше 4 млн тонн.
Мы по-прежнему не ценим ту передышку, которую дали нам высокие цены на нефть. Сегодня, в благоприятных экономических условиях, когда деньги для инвестиций есть и у страны и за рубежом надо ускорить разработку шельфа, сделав добычу нефти и газа ведущей отраслью экономики. Если этого не сделать сейчас, то в будущем ситуация может резко обостриться. На мой взгляд, это положение должно быть четко прописано в Стратегии-2020.
Нужны иностранные инвесторы
Для освоения шельфа Дагестану сейчас остро нужны иностранные инвесторы. В России инвестиций пока не хватает даже для разведки и освоения гораздо более перспективных месторождений. Как известно, в 1990-е годы в России объемы разведочного бурения упали в четыре раза, прирост запасов нефти – в три раза. Теперь ситуация понемногу выправляется, но денег на инвестиции все еще не хватает.
Наверное, российское руководство не стало бы возражать против совместного с иностранцами освоения такого второстепенного направления, как шельф Каспийского моря. Более того, такой опыт уже был. В начале 1990-х для разработки дагестанского участка шельфа Каспийского моря было принято решение привлечь зарубежных инвесторов. Победителем конкурса, который состоялся 1 июля 1992 года, стала группа компаний «Джи Пи Кени». Но тогда дело так и не дошло до реальной добычи нефти.
Разработка запасов шельфа Каспийского моря должна стать приоритетом экономической политики в регионе. Соседний с Дагестаном Азербайджан добывает в год на шельфе Каспийского моря 11 млн тонн нефти, Туркмения, также на средства зарубежных инвесторов – 3 млн тонн нефти. Мог бы развиваться и Дагестан. Но для того чтобы возродить нефтяную отрасль, республике нужны инвесторы. В основном свободные средства есть у крупных иностранных компаний, но привлечь их совсем не просто. Для этого нужна высокая степень открытости экономики, которой пока еще нет.

Автор: Сергей САХАРКОВ