Государственные программы.Счет президентам от "списанных в архив"

28/02/2008 - 13:53
Читать u-f.ru на

На то была ль господня воля?
Чтоб люди, словно перекати-поле,
Лишившись враз корней и кроны,
Все устремились на перроны…
Государственные программы
Счет президентам от «списанных» в архив
Один из острейших вопросов, который «затмевается» переходным периодом от преемника к преемнику, является миграция, приток рабсилы из стран СНГ. Чиновников в России – пруд пруди, – по некоторым данным, сегодня в РФ на 100 человек один чиновник. А вот обслуживать, кормить эту орду скоро будет некому. Исходя из того, что около миллиона россиян ежегодно уходит в мир иной, а оставшееся население стремительно стареет. Оптимистичные итоги 2007 года якобы о переломе в рождаемости вряд ли изменят ситуацию в ближайшем будущем России. На самом деле, по прогнозам аналитиков, из-за очень низкой рождаемости и естественной убыли к 2025 году нас может остаться 120 млн, а еще через 25 лет – менее 100.
Вынужденные манкурты
Тем временем, год назад в России стартовала госпрограмма по переселению соотечественников, на которую Россия уповает как на панацею от демографического кризиса. Государственная программа «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» предусматривает 12 пилотных проектов, по большей части расположенных в Сибири и на Дальнем Востоке, в Нечерноземье и Калининградской области. В соответствии с которой установлены и подъемные на обустройство для переселяющихся на территорию вселения категории «А», к примеру, – 60 000 рублей участнику Госпрограммы и по 20 000 рублей членам его семьи.
Но, как оказалось спустя год, решить главную проблему – предоставление работы и жилья репатриантам – принимающей стороне в различных регионах РФ оказалось не по плечу. Видимо, поэтому о Госпрограмме как-то подзабыли. Да и не до соотечественников сегодня: выборы, Олимпиада в Сочи – есть куда деньги вбухать.
Тем временем, на сайте ФМС опубликованы данные о ходе программы. Где в частности, говорится, что на сегодняшний день в РФ прибыло 890 (380) соотечественников и членов их семей, а более 15 тысяч человек уже приняли решение о добровольном переселении. При этом журнал «Профиль» называет цифру во много раз меньшую: 138–142 человека въехали в страну в 2007 году вместо ожидаемых 4–5,5 тысячи соотечественников в соответствии с обозначенной программой по переселению. И это, по мнению экспертов, – провал.
Сам руководитель ФМС Константин РОМОДАНОВСКИЙ видит проблему в том, что регионы не готовы к приему соотечественников.
– Мы стремимся создать цивилизованные условия, чтобы переселенцы хотели жить и укореняться в России. Тут важно не забегать вперед. До 2010–2012 годов я вижу наиболее сложный период, когда создающийся миграционный порядок должен способствовать заполнению тех демографических провалов, которые возникли за последнее время, – отмечает г-н Ромодановский в интервью «Профилю».
Может, это и к лучшему, что программа не заработала? Вряд ли соотечественники, городские жители из-за рубежа, южане в основном, смогли бы прижиться в российской деревне, в Сибири, на Дальнем Востоке, куда решило направить их Правительство России для «выравнивания» демографии. В «теплушки» осталось погрузить?..
Но наступать на грабли, это – чисто русская традиция
Здесь стоит вспомнить начало 90-х, развал Союза и колоссальный исход русскоязычного населения из бывших союзных республик. Раны, нанесенные тогда соотечественникам, до сих пор у них не залечены. И многие выходцы их союзных республик и сегодня готовы выставить счет преемнику того, кто стал повинен в «русском исходе». Это только кажется, что проблема пятнадцатилетней давности рассосалась. Беженцы и вынужденные переселенцы до сих пор не могут оправиться от потрясений, выпавших на их долю. И многие, имеющие соответствующий статус, до сих пор не получили того, что им обещал «гарант Конституции» – Ельцин и иже с ним, подписавшие «приговор» СССР.
В соответствии со статусом вынужденного переселенца и имеющейся на тот период Государственной программой семья из Ташкента, имеющая двух несовершеннолетних детей, рассчитывала по приезду в Россию получить жилье или беспроцентную ссуду на его приобретение. Это была «компенсация» за утрату жилья, нажитого имущества, моральные потери. Ведь основная часть русскоязычных уезжали в начале 90-х из Средней Азии почти без ничего: квартиры оставляли – продать их было невозможно, контейнеры везти не на что. Ситуация тогда была такой, что детей – под мышку, и на поезд. Ведь не случайно и был введен статус «вынужденного переселенца». Людей вынудили уехать, бросить всё. Вместе со скарбом утрачено и то, что нельзя оценить никакими деньгами и квартирами. Людей, словно гигантская косилка, вырывала с корнем из земли, где многие родились, где родились их предки и остались могилы, и как перекати-поле понесло по бескрайним просторам России, дальнего зарубежья. Туда, где их никто не ждал, и им, русскоязычным, русским, на исторической родине, как и коренным жителям азиатских республик, так же говорили: «понаехали тут»…
Понятно, что покинула насиженные гнезда самая мобильная, самая образованная часть переселенцев с детьми. Но ни здесь, ни там эти люди были не нужны. Многим не удавалось найти работу по специальности, не было возможности обучать детей. Люди второго сорта, они во многом не имели того, что имели коренные россияне: родственников, которые могли бы им помочь, свою, как сегодня говорят, «креатуру»: тех же стоматологов или блат среди чиновников, при поступлении детей на бюджет. У них прерван стаж на одном рабочем месте и т.д.
Не менее печальным было и то, что им, южанам, пришлось адаптироваться к окружающей среде, климату, другим продуктам. Это здоровья им не прибавило. А кого это интересовало?
Даже взять такой момент. Коренные россияне, в том числе и Президент, и преемник Президента, все имеют возможность побывать в доме, где родились, встретиться с одноклассниками в родной школе. А те, кто «вынужден», у кого нет дома, родителей и нет школы… Бывшая Родина их отторгла, дома разрушены. А второй Родины не бывает. Они превратились в манкуртов?
Одно слово – без корней и кроны, дважды репрессированные. В семье знакомых в 1946 году дед был сослан в Фергану – по известной статье. Там, в Азии, теперь остались и родители, и дед – похоронены. Внуки – «вынужденные переселенцы». Мы ругаем сталинские времена, репрессии. А кто ответит за то, что вынужденных переселенцев, как в сталинские времена, «выслали» из страны, где они родились и где оставлены могилы отцов и матерей? Которые сейчас заброшены и на которых нет возможности побывать? Кто ответит за те могилы?
Преемнику
Этот вопрос давно хотелось задать еще живому Ельцину… Адресую его преемнику и преемнику преемника. Кто будет нести ответственность за поломанные судьбы, за то, что нет у людей возможности побывать на могилах родителей? За то, что мыкаются до сих пор тысячи «вынужденных», которых из «огня да в полымя» бросила «ельцинская мясорубка». И за восемь лет после Ельцина в этом вопросе мало что изменилось в жизни многих «вынужденных». И сегодня их трагедию пытаются «списать» в архив.
Понятно, в государстве много неотложных дел. Но и этот вопрос государственный. Не единожды во время прямых линий Президента задавала этот вопрос на объявленный номер: когда «вынужденные переселенцы» получат «компенсации» – жилье, субсидии, но ни разу не было ответа. Видимо, в администрации Президента полагают, что этот вопрос не столь важный и сам собой рассосется. Не рассасывается.
В 2001 году статус вынужденного переселенца имели более 625 тысяч человек, сегодня осталось со статусом примерно 140 тысяч человек. При этом государственную помощь в обустройстве успели получить за это время всего лишь 15 тысяч семей. Это означает, что остальные сотни тысяч вынужденных переселенцев просто были лишены статуса, так ничего и не дождавшись.
На вопрос «РГ», почему так происходит, руководитель ФМС г-н Ромодановский еще год назад ответил: « …Я не могу отвечать за дела моих предшественников. Однако я внимательно вникал в эту проблему и могу вам достоверно сообщить, что большинство переселенцев, потерявших статус, виноваты в этом сами. Просто потому, что не пришли вовремя продлить свой статус».
А какой смысл, скажите, по десять лет стоять в очереди?
По его словам, «вынужденные переселенцы» сами отказываются от гарантий государства на помощь? На самом деле государство «кинуло» их.
Особенно обидно давним переселенцам сегодня, когда объявлена программа содействия добровольному переселению и на нее выделены серьезные средства.
Планирует принять из числа добровольцев в рамках Госпрограммы по переселению и Волгоградская область – примерно пять тысяч человек. Учитывая, что они прибудут с семьями, население области может пополниться на 21 тысячу человек. В региональном отделе по вопросам миграции и вынужденных переселенцев уверены, что все они найдут работу по специальности. Государство берет на себя оплату проезда репатриантам и выплату «подъемных». Кроме того, на первое время прибывшим государство обещает предоставить ведомственное жилье. Но у них нет никакого преимущества в получении жилья. И бесплатно им никто его не даст. У кого есть возможность – поселятся у родственников. Приобрести жилье переселенцы смогут за свой счет, а также с помощью ипотечного кредитования, на общих основаниях с другими гражданами России.
Но вряд ли стоит обольщаться добровольным переселенцам. С ними могут поступить так же, как и с «вынужденными». Только прав у них еще меньше – ведь они едут добровольно – не вынужденно. И подъемных будут ждать, пока их инфляция не съест. И ответственности за невыполнение программы никто не понесет. Ведь у нас как принято: «Я тебя туда не посылал…», «Я не могу отвечать за дела моих предшественников…». «А я вас не приглашал», и вообще, тот, кто приглашал (подписывал Госпрограмму), уже не президент. Спрашивается, когда у нас преемственность будет подразумевать и ответственность за «списанных в архив»?
На фото: разоренная Родина вынужденных переселенцев

Автор: Сергей САХАРКОВ