Как нам перекроить Россию, или Старые песни о главном

20/02/2008 - 14:29
Читать u-f.ru на

На протяжении тысячелетней истории государства Российского его территория не раз меняла границы и обустраивалась. Не всегда всё менялось к лучшему. Об этом пишет и известный русский классик в произведении «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева». И там же замечает: «Земля наша богата, порядка в ней лишь нет…». И так на протяжении веков. Но всё же с оптимизмом замечает: «Хоть вшивая команда, почти одна лишь шваль; Wir bringens schjn zustande, verzuchen wir einmal!» («Мы справимся, давайте еще раз попробуем!» – нем.), – вкладывает А.Толстой эти слова в уста приглашенного правителя Рюрика.
Но если конец XX века ознаменовался великим развалом советской империи, начало XXI века, с подачи нынешних правителей государства, похоже, может ознаменоваться новым переделом России.

В начале февраля в Москве прошел международный экономический форум «Россия», в котором приняли участие известные предприниматели, финансисты, руководители крупнейших международных компаний, государственные и политические деятели из России, стран СНГ, Европы и США. Здесь глава Минрегионразвития РФ Дмитрий КОЗАК представил эксклюзивную концепцию долгосрочного развития страны до 2020 года, в соответствии с которой Россию поделят на десять макрорегионов, своего рода суперсубъектов, которым будет предоставлена большая экономическая самостоятельность, чем сегодня имеют регионы. Известен уже примерный перечень макрорегионов: Центральный, Центрально-Черноземный, Северо-Западный, Северный, Южный, Поволжский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный. Каждый из них федеральный центр наделит своей экономической специализацией. Так, Дальний Восток и Сибирь получат сырьевую направленность, Поволжье и Урал – промышленную, Южный и Центрально-Черноземный районы – аграрно-индустриальную.

Дмитрий Козак убежден, что реформа в обустройстве России уже назрела. По его мнению, система управления региональными инвестициями и экономикой из федерального центра не всегда эффективна. Поэтому, считает министр, нужно переложить значительную часть социально-экономических функций на сами субъекты РФ. Минрегионразвития предлагает укрупнить федеральные финансовые потоки и распределить их между всеми 84 субъектами. Каждому из них планируется перечислять в год по миллиарду рублей на инвестиционные проекты. Получив эти деньги, регионы, а точнее, их руководители, в будущем должны будут отчитаться «за конечные результаты» использования средств. Для этого предлагается ввести шкалу эффективности экономического развития. Определяющими критериями будут, например, рост ВРП и доходов населения, уровень безработицы, а также объем поступлений в региональные и муниципальные бюджеты.
Надо сказать, и здесь идея ненова. Не углубляясь в историю многовековой давности, заметим, что не далее чем полгода назад по поводу «шкалы эффективности экономического развития» говорил сам Президент в Указе «Об оценке эффективности деятельности исполнительной власти субъектов РФ», который утверждает перечень критериев оценки эффективности работы региональных властей и сроки подачи соответствующих докладов.
Критерии как раз касаются экономического состояния субъектов, в частности, того же объема ВРП, количества инвестиций в основной капитал, средней зарплаты, уровня безработицы и т.д. Кроме того, отслеживаются смертность населения, криминальная обстановка, удовлетворенность жителей региона качеством медицинской помощи и образования, обеспечение населенных пунктов питьевой водой, качество дорог и т.д.
Руководители регионов будут ежегодно, до 1 мая, представлять в Комиссию при Президенте РФ по вопросам совершенствования государственного управления и правосудия доклады о достигнутых показателях за предыдущий год, а также планируемых результатах на трехлетний период. В 2007 году субъекты должны были отчитаться до 1 сентября…
Ранее «ЮФ» в статье «Кто хорошо пригрелся на теплых унитазах?» тоже обращался к теме недостаточного внимания к регионам со стороны министерств и ведомств. Чиновники зачастую не ведают, что происходит в той или иной отрасли в регионах, а региональные чиновники не всегда объективно докладывают о состоянии дел на местах. В той же статье говорилось о целесообразности создания специальных кластеров по отраслям на соответствующей территории: в Сибири – наукоград, на Юге – АПК, в Поволжье – автомобилестроительный.
О необходимости автокластера на Средней Волге, где сосредоточенны практически весь автопром и производство автокомпонентов России, корреспонденту «ЮФ» почти четыре года назад говорил бывший председатель Совета директоров «АвтоВАЗа» Владимир КАДАННИКОВ: «Кластер – достаточно широко применяемое на Западе и новое для России понятие. Тем не менее, желание соединить географию и экономику было всегда. В те же советские времена создание Совнархозов – это интуитивная попытка соединения географических, региональных понятий. Сегодня, когда утрачены прежние связи, отсутствует вертикально связующая структура, кластер будет играть интегрирующую роль и, безусловно, принесет экономический эффект. Подобные процессы везде идут в рамках глобализации. Возьмем западный автомобильный рынок, где 10 ведущих автомобильных компаний владеют 90 % всего автомобильного рынка. Эта интеграция, когда одной платформой делается больше одного миллиона автомобилей и она «держит» порядка 12 % мирового автомобилестроения, будет продолжаться. Положительное в этом процессе то, что он напрямую связан с удешевлением производства». Но междоусобицы государства и бизнеса тогда не позволили развить тему создания автокластера.
Здесь же следует вспомнить, что о необходимости разработки концепции развития макрорегионов России говорил Президент РФ Владимир Путин и на заседании президентского Совета по науке, технологиям и образованию 30 ноября 2007 года.
Теперь министерство Козака планирует в течение 2008 года создать в России семь-десять макрорегионов, в которых субъекты РФ будут объединены по общим экономическим признакам. Конечно, речь идет не об изменении административных границ (хотя, кто знает, процесс объединения, укрупнения регионов может продолжиться, практика на этот счет имеется). В частности, депутаты Заксобрания Красноярского края, Севастьянов и Пащенко, считают, что Красноярский край может объединиться с Иркутской и Кемеровской областями и образовать, таким образом, мощный энергетический комплекс
Собственно, это и предусмотрено концепцией развития макрорегионов, где каждый их них будет иметь свою экономическую специализацию, которая будет утверждаться федеральным центром. Но если же субъекты захотят сами выбрать инвестиционные приоритеты, то и отвечать за возможные риски придется самостоятельно. «Окончательного решения по разделению страны на макрорегионы пока не принято, но этот вопрос согласован нами с руководством правительства. Есть уверенность, что уже в этом году мы определимся с этими территориями», – заявил Козак.
Похоже, есть надежда, что в скором времени, как писал «ЮФ», отраслевые министры могут «слезть с теплых московских унитазов» и постоянное их присутствие в регионе будет обязательным.
Ряд экспертов называют проект «Макрорегион» перспективным. Деление по принципу экономической специализации доказало свою эффективность в советское время, вспоминает депутат Госдумы Виктор ГРИШИН. Он считает, что при определенных условиях такая практика может быть полезна и в нынешних условиях: «Учитывая планы России по вхождению в ВТО, для нас очень важно, чтобы каждый регион был конкурентоспособен в той отрасли, на которой он специализируется».
Экономические различия между богатыми и неблагополучными регионами достигли сейчас критического уровня, считает директор Института федерализма и гражданского общества Александр АРИНИН: «Распределение инвестиций происходит крайне неравномерно, и порой объемы поступлений разнятся в сотни раз. Ресурсы в основном концентрируются в таких мегаполисах, как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и т.д. Более половины вложений сосредоточены всего лишь в 10 субъектах федерации. Сейчас перед нами очень остро стоит задача выравнивания экономики территорий. Создание макрорегионов, на мой взгляд, – прогрессивный подход к решению проблемы». Однако эксперт полагает, что эта схема будет действовать эффективно только при условии ужесточения контроля над деятельностью местных властей.
Эксперт Института региональной политики Алексей ТИТКОВ предложил свою трактовку реформы: «Основная идея ее в том, что на территориях новых округов появятся аналоги федерального инвестиционного фонда, своего рода агенты, распределяющие деньги по самым перспективным субъектам. Это те же полпреды, только финансово-инвестиционные». По мнению спикера Совфеда Сергея МИРОНОВА, макрорегиональная «нарезка» позволит не только устранить экономическое расслоение внутри страны, но и снять социальную напряженность.

Тем временем, эксперты «Открытой» газеты полагают, что инициативы Козака не дают ответа на главный вопрос: как макрорегиональная «нарезка» поможет чиновникам подстегнуть развитие отечественной экономики? Не понимая, в каком направлении должна развиваться страна в целом, в правительстве взялись то же самое прогнозировать для ее «кусков». Впрочем, и сам Козак признает: «Федеральных ориентиров нет, а регионы побуждают к долгосрочному планированию».
К тому же, если говорить о долгосрочных перспективах, ограничение одной-двумя «приоритетными» отраслями вряд ли принесет ожидаемый результат. Неясным остается и статус экономических макрорегионов.
Но главное, многие эксперты полагают, что вслед за экономическим делением всё же должно последовать политическое, иначе весь проект едва ли будет иметь смысл. Козак это категорически отрицает.

Таким образом, с виду чисто технический план в действительности может означать изменение баланса сил в российской политике или, по крайней мере, в правительстве.
Словом, речь может идти о колоссальном росте аппаратного влияния Козака и его возможного непосредственного шефа – премьера Владимира Путина. Незаметное прежде Минрегионразвития, область компетенции которого вообще трудно было понять, теперь собирается чуть ли не указывать чиновникам Министерства финансов, экономического развития и торговли, промышленности и энергетики, транспорта, сельского хозяйства. Что уж говорить о губернаторах, которые должны будут за субсидиями выстраиваться в очередь у кабинетов Козака и Путина? – задаются вопросами аналитики.

Ряд экспертов «Открытой» полагают, что новая инициатива Минрегиона и есть тот самый инструмент контроля, который Владимир Путин должен создать перед уходом с президентского поста.
Об отмене института полпредов и восстановлении губернаторских выборов речь не идет, это прерогатива Кремля. Однако влияние стоящих во главе федеральных округов полпредов, видимо, сократится.
По некоторым данным, полпредства разделят на две независимые структуры. Первая, территориальное управление Минрегиона, займется социально-экономическими и кадровыми вопросами и отчитываться будет непосредственно Перед правительством России, а точнее, Путиным. В ведении второй «конторы» с сильно урезанными функциями останутся вопросы идеологии и контроля, и курировать ее будет новый президент.
Директор Центра стратегических исследований Кавказа, доктор политических наук Виктор ПАНИН считает, что разделение функций президентских полпредств – это, по сути, расщепление вертикали власти. «Каждая из двух структур будет тянуть одеяло на себя. Это приведет не к повышению управляемости, как убеждает Козак, а вызовет хаос и растерянность среди чиновников».
Напомним, что объем имеющегося в распоряжении Дмитрия Козака фонда регионального развития составляет более двух триллионов рублей. Неофициальные источники сообщают, что некое Национальное агентство прямых инвестиций уже разработало по прямой рекомендации Владимира Путина стратегию развития первого в России суперсубъекта, совпадающего с Южным федеральным округом.
Пилотный проект представил председатель правления агентства Игорь ВДОВИН. По его данным, Южный регион сегодня получает около $11 млрд инвестиций, однако его потребности существенно выше – ежегодно требуется $26 млрд, так что весомую часть средств должно вкладывать государство через институты развития – банки, фонды.
В качестве прорыва Вдовин предложил развивать отрасли с максимальной производительностью труда и добавленной стоимостью: туризм, машиностроение, металлургию, химическую и лесную промышленность, информационные технологии. Туристов могут привлечь почти все южные регионы, за исключением разве что Чечни, Ингушетии и Дагестана, металлургия могла бы обеспечить рост в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Северной Осетии, а кадры может «ковать» Кубань.
Но никакого экономического рывка не получится, убеждены в агентстве, если государство не обеспечит поддержку по трем основным направлениям: подготовка кадров, дополнительные энергомощности и транспортная инфраструктура. Иначе к 2025 году нехватка специалистов в регионе может достичь 853 тысяч человек, недостаток мощностей – 44 %, а дефицит пропускной способности, например, аэропортов – 40 %.

Переориентация экономики и поддержка эффективных отраслей позволит, по прогнозам агентства, повысить ВРП в шесть раз, уровень зарплат в пять раз, а по темпам роста макрорегион догонит экономику Польши, Венгрии и Чехии (сейчас эти показатели соответствует уровню Кении и Никарагуа). Налоговые поступления к 2025 году могут превысить триллион рублей!

– Несомненно, экономика большинства регионов требует больших финансовых вливаний со стороны федерального центра, – считает Виктор МИЛЕНИН, экс-замминистра экономического развития и торговли Ставропольского края, – сами они многие проекты просто не потянут.
Но самостоятельный выбор инвестиционных проектов и большие полномочия губернаторов в размещении региональной инфраструктуры, о чем говорит Козак, – большая с его стороны ошибка. – Во-первых, губернаторы соседних территорий никогда не договорятся о реализации совместных проектов – каждый из них считает, что он самый умный. А во-вторых, если даже и решат что-то строить вместе, то деньги разворуют.
Руководитель Ставропольского управления ФАС Владимир РОХМИСТРОВ полагает, что суперсубъекты позволят заметно снизить влияние олигархических кланов на местную бизнес– и властную элиту.
Но многие эксперты сходятся в одном: межрегиональные проекты должна развивать и контролировать Москва.
Подводя итог вышесказанному и исходя их тысячелетней истории государства Российского, можно сказать, что все начинания, без жесточайшего контроля за расходованием средств и строгой отчетности, дисциплины по всей вертикали власти и без устранения коррупции на огромной территории РФ могут быть сведены на нет. Почему? Как сказано выше – разворуют! Поэтому не согласиться с классиком в том, что «земля наша богата, порядка в ней лишь нет», – невозможно. И эта «песня» о главном для нашего государства стара как мир.

Автор: Сергей САХАРКОВ