СКЖД – грузоотправители: не будем расслабляться!

12/24/2008 - 17:55

Особенности совместной работы в начале нового года
В ходе недавнего окружного совещания по проблемам транспортного комплекса Юга РФ у полпреда Президента России в ЮФО Владимира Устинова обсуждались вопросы взаимодействия СКЖД с портовиками, грузоотправителями и «градообразующими» предприятиями. Руководители Северо-Кавказской магистрали обратились к своим деловым партнерам с предложением оптимизировать свою деятельность, чтобы не снизить темпов совместной работы в начале нового года, особенно – в праздничные дни и январе в целом. Этого требует ухудшающаяся ситуация с падением объемов погрузки в большинстве регионов Южного федерального округа, как следствие финансовых трудностей во многих сферах экономики. Тем более, в период новогодних каникул традиционно не работают отдельные отрасли промышленности и ряд предприятий Юга РФ. А если учесть, что ОАО «РЖД» является крупным налогоплательщиком в регионах Южного федерального округа...
Первый заместитель начальника СКЖД Валерий ЮСУПОВ в начале своего выступления сообщил представителям регионов ЮФО: за 11 месяцев текущего года объём погрузки по дороге составил 76,5 млн тонн, что на 1,3 процента больше уровня периода 2007-го; план погрузки был выполнен.
– Таких результатов удалось достичь благодаря слаженной и согласованной работе со многими нашими партнерами, – отметил Юсупов. – Но дорога столкнулась с проявлениями финансово-экономического кризиса уже в ноябре.
Это, по его словам, выразилось в снижении объемов погрузки СКЖД в отдельных субъектах РФ в Южном федеральном округе...
Справка «ЮФ». Вышеупомянутое уменьшение к началу зимы по сравнению с аналогичным уровнем прошлого года составило: по Ставропольскому краю – более чем на 18 процентов по причине падения погрузки зерна, черных металлов; в Чечне – на 23 процента в основном из-за снижения налива нефти, в Дагестане – на 14 процентов (главным образом нефтепродуктов и продовольственных, лесных грузов). На нынешнем негативном финансово-экономическом фоне маркетологи-железнодорожники прогнозируют ухудшение ситуации с грузовыми перевозками в январе и первом квартале 2009-го: например, в Краснодарском крае ожидается снижение погрузки не менее чем на 6, а на Ставрополье – примерно на 10 процентов...
Как напомнил Валерий Юсупов, СКЖД постоянно проводит кропотливую работу по обеспечению ритмичности погрузки. Но ситуация, когда ее уровень в разное время года колеблется более чем в два раза, никого не может устраивать
– Январь – всегда трудный для нас месяц, когда объемы погрузки уменьшаются. В то же время многие предприятия работают ритмично, без остановок: в качестве положительного примера можно привести нефтяников. Во время новогодних каникул происходит остановка целых отраслей промышленности, что вместе с портовыми «пробками» резко снижает грузооборот на всей сети и нашей дороге. А это влечет падение доходов «РЖД» и негативно сказывается на финансовом благополучии не только нашей отрасли, – подчеркнул первый заместитель начальника СКЖД. – Ведь компания «РЖД» является одним из крупнейших налогоплательщиков в регионах ЮФО. Соответственно, уменьшение объемов перевозок повлечет за собой снижение налоговых поступлений в консолидированные бюджеты субъектов РФ и внебюджетные фонды.
Вполне закономерно, почему на этом совещании руководители СКЖД обратились к представителям властных структур регионов ЮФО с просьбой «расшевелить» тамошние предприятия, компании – всех грузоотправителей. Очевидно, что организация их эффективной работы и ритмичная работа железной дороги обеспечат своевременное поступление платежей в бюджеты всех уровней. Таким образом, стороны совместными усилиями внесут свой вклад в укрепление экономической стабильности на юге России.
Как далее было отмечено на совещании, заметное влияние на эксплуатационную работу магистрали оказывает работа морских портов, особенно в декабре. В данный период на СКЖД регулярно скапливаются «брошенные» поезда. Основной причиной подобных заторов являются задержки с выгрузкой отдельных номенклатур грузов в портах. Что в одних случаях обусловлено плохими метеоусловиями, в иных – нехваткой портовых мощностей или несвоевременным подходом судов, как это наблюдалось в последние годы. Но логистические центры СКЖД, цепочка «портовый терминал – лог-центр припортовой станции – отделение дороги – ЦУП» всё чаще позволяют упреждать такие проблемы и улучшают взаимодействие всех участников перевозочного процесса...
С начала декабря в целом порт Туапсе и Новороссийский морской торговый порт («НМТП») работают устойчиво. Но если раньше, отмечают в ДЦФТО Северо-Кавказской дороги, Туапсинский порт занимался сахаром-сырцом – наряду с другими грузами, то сегодня с этим продовольственным сырьем не работает; а выгружает в основном уголь. Поступлений металлов туапсинцам в середине месяца не было и в ближайшие дни вряд ли предвидится.
Новороссийцам пока погода позволяет работать устойчиво (нет сильных морозов), выгрузка того же зерна идет стабильно. Но там в начале зимы «обозначилась» иная сложность. «Новороссийский зерновой терминал» в эти дни ежесуточно выгружает в среднем 160-190 вагонов, но и этого, как оказалось, недостаточно – на подъездах к Новороссийску скопилось более 1100 вагонов с зерном. Последнее объясняется стремлением поставщиков зерновых получить до конца года хорошую прибыль – быстрее отправить их на экспорт; к тому же минувшим летом на Юге РФ собрали обильный урожай... В порту Темрюк недавно возникли схожие трудности с выгрузкой угля – поскольку тоже были большие поступления данного груза; сейчас там всё с этим нормализовалось.
Для стабильного процесса перевозок, обеспечения качественными услугами грузоотправителей и грузополучателей руководство СКЖД определило ряд приоритетных задач на последние недели уходящего года и начало нового, на весь 2009-й. Они и были озвучены на этом окружном совещании в Ростове. Особое внимание будет уделено выполнению плана доходов от грузоперевозок, организации адресной работы с грузоотправителями. Необходимо формирование в полном объеме специализированного подвижного состава для перевозки зерна, исключение случаев не подачи грузоотправителям порожних вагонов. На всех отделениях дороги проведены совещания по обеспечению грузовых перевозок в период новогодних праздников и последующие недели. Компания «РЖД» уже сейчас прорабатывает вопрос предоставления льготных условий перевозок в первой декаде января.
Первый зам начальника СКЖД Валерий Юсупов заверил:
предприятия, осуществляющие отгрузку в предстоящие праздничные дни, будут в первую очередь обеспечиваться дефицитным подвижным составом в периоды массового спроса. Грузоотправителям и портовикам также предлагается своевременно информировать дорогу о режиме работы своих предприятий, погрузочно-выгрузочных мощностей, подъездных путей в первую декаду января. Кроме этого, им необходимо принять меры, дабы не допустить снижения заявок на подачу подвижного состава, обеспечить устойчивую работу погрузо-выгрузочных механизмов и своей транспортной инфраструктуры в условиях низких температур...
Справка «ЮФ». Если сравнивать нынешнее падение объемов погрузки между железными дорогами РФ: оно составило, например, на Октябрьской магистрали – минус 27 процентов, у москвичей – аж 35 процентов, на Горьковской – 28 процентов, на Северной – 29 процентов, меньше всего как раз на Северо-Кавказской (12,6 процента) и Красноярской (12,3 процента). То есть на фоне большинства железных дорог северокавказцы выглядят гораздо лучше своих коллег. Но это, считает начальник СКЖД Владимир ГОЛОСКОКОВ, не должно являться поводом для самоуспокоения – ведь свои плановые обязательства СКЖД не сможет выполнить в полной мере, хотя как говорится, не по своей вине. Запланирована была погрузка на декабрь в объеме 212 тысяч тонн ежесуточно, а с начала месяца (по данным на 19 декабря) дорога «выдает» реально около 200 тыс. тонн...
-------------------------------------------------------
По каким видам грузов в регионах ЮФО сейчас наметилось отставание? В чём основные причины осложнившейся ситуации с погрузкой и как на СКЖД стараются ее преодолеть?
На эти вопросы «ЮФ» согласился подробно ответить начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Северо-Кавказской железной дороги Сергей СУХОРУЧКО:
– Во-первых, наша магистраль «отстаёт» с погрузкой щебня и других строительных сыпучих материалов: в большей степени – на Ростовском и Краснодарском отделениях. Меньше отставание с такой погрузкой у минераловодцев и махачкалинцев. На минувшей неделе мы проводили совещания с руководителями тех карьеров. Выяснилось, что во всех регионах Северного Кавказа такая продукция есть, а основная проблема – финансового свойства: щебень не предъявляют к перевозкам, так как он не оплачен, словом, возникли финансовые трудности у предприятий-клиентов. А что намечено закупать путейским комплексом СКЖД в январе – это совсем немного: всего 110 тысяч тонн.
Также меньше стали грузить флюсов, используемых в металлургической отрасли. Закономерность прослеживается чётко: как только металлургические комбинаты заметно сократили свои производственные объемы, то и потребность в флюсах снизилась. Мы осуществляем их доставку на такое крупное предприятие, как Новолипецкий меткомбинат – соответственно, в сложившихся условиях количество отгружаемой туда продукции сокращается и дорога теряет доходы. Обнадеживает, что в регионах Юга РФ хоть нефтяники обещают «не снизить оборотов» в конце года и первые недели 2009-го. Что касается импортного сахара-сырца, который идет через Новороссийск – «НМТП»: на ближайшее время прогнозируется его поступлений меньше, чем всем нам хотелось бы – до 100 тысяч тонн ежемесячно. К сожалению, у Ростсельмаша сейчас тоже – минимальные предъявления к погрузке. Хотя это крупнейшее на Юге предприятие работает и комбайны выпускает, но они слабо продаются – все площадки затарены, поскольку упал спрос. Аналогичная картина вырисовывается и по заводам химпрома – нашим партнёрам на Кубани (Белореченский «ЕвроХим»-минудобрения) и в Ставропольском крае («Невинномысский Азот»): они объемы погрузки заявляют гораздо меньше прошлогоднего. Ведь эта продукция шла в основном на экспорт, а на внешнем рынке по разным причинам ее продажи сократились. В начале нового года угля, скорее всего, тоже «недоберём» – некоторые шахты остановятся на профилактику в первой декаде января; а вот новороссийские цементники обещали, что будут работать.
Итак, у многих грузоотправителей СКЖД возникли объективные трудности. Поверьте, у нас нет непонимания или каких-то конфликтов с клиентурой; стараемся оперативно и качественно удовлетворить все ее запросы. Любое предприятие-грузоотправитель сегодня по его заявкам обеспечено любым подвижным составом, в том числе специализированным. Допустим, если раньше заявки на экспорт в прямом сообщении на железной дороге принимали за 10 суток, а на импортный груз – за 15, то нынче их принимаем всего за одни сутки. Подал заявку – и уже на следующий день подаются вагоны; лишь побольше грузи.
Кроме того, в стадии пересмотра сейчас находится калькуляция на те услуги, что не предусмотрены основным тарифным руководством – разумеется, в сторону уменьшения. Словом, всё – для грузоотправителя!

Раздел: 
Публикации
автор:
Сергей САХАРКОВ

Новости партнеров: