Антикризисная поддержка отечественного автопрома вывела людей на улицы

12/15/2008 - 11:06

Власти российских городов, готовившиеся в воскресенье с помощью ОМОНа противостоять несанкционированным акциям «Другой России» и прочих политических противников режима, неожиданно для себя столкнулись со «вторым фронтом» несогласных -- экономическим. Вчерашние акции протеста автомобилистов и предпринимателей на Дальнем Востоке, имеющих интересы в бизнесе по импорту подержанных иномарок, вызвали в памяти более чем десятилетней давности картинки с митингов недовольных шахтеров: разгневанные люди перекрывают улицы, толпа идет к зданию администрации, пытающиеся оправдаться чиновники, растерянные, сочувствующие протестантам милиционеры... И как бы представители МВД потом ни пытались успокоить обывателей, а, скорее даже, свое начальство по административной и партийной линии в беспомощности митингующих, в их немногочисленности и маргинальности, масштаб и география вчерашних акций показывают, что в автомобилизированном классе россиян накоплен серьезный протестный потенциал.

Главное, чего стремятся не допустить власти в связи с разворачивающимся экономическим кризисом, -- социальные волнения. Отсюда -- спасение банков любой ценой, поддержка неэффективных предприятий, попытки контролировать процесс увеличения безработицы, трата валютных резервов на поддержание курса рубля.

Но всем угодить невозможно. Вчерашнему протесту власти сами дали повод выплеснуться на улицы -- объявив о пересмотре таможенных пошлин на ввозимые в Россию иномарки. Столь явную протекционистскую политику в отношении крупного автобизнеса (как российского, так и зарубежного, успевшего за годы стабильности открыть в нашей стране свои сборочные производства) и стоящего у конвейеров пролетариата не поняли представители среднего класса, и в частности тех, кто живет за счет доставки в нашу страну и продажи здесь машин из Японии, Южной Кореи, США и Европы. «Мы не нужны России?», «Ищем работу!» -- с такими лозунгами вышли вчера сотни людей на улицы Владивостока. Акции с требованием пересмотреть решение об увеличении пошлин прошли и в других городах Дальнего Востока и Сибири, колонны машин с весьма характерным символом несогласия -- оранжевыми ленточками -- разъезжали вчера и в самом западном регионе страны -- Калининграде.

Наиболее активно «несогласные с пошлинами» проявили себя во Владивостоке, городе, население которого во многом завязано на импорт иномарок. «Решение правительства повысить таможенные пошлины на ввоз иномарок делает нищими и безработными 80% жителей Приморья и около 60% жителей всего Дальнего Востока, именно такой процент населения работает в сфере, связанной с подержанными и новыми иномарками», -- цитирует Интерфакс представителя оргкомитета акции во Владивостоке Анастасию Загоруйко. По ее словам, изначально планировалось провести пикет со сбором подписей под обращением к руководству страны пересмотреть протекционистские решения или ограничить поддержку отечественного автопрома за счет «антикризисного» госзаказа большой партии российских легковушек для чиновников. Однако, судя по всему, активность протестующих и их готовность донести свою мысль до власти непосредственно в кабинетах руководителей региона стали неожиданностью даже для организаторов пикета.

В итоге во Владивостоке перекрытыми оказались центральная улица Светланская, крупнейшая развязка Некрасовский путепровод, пешая колонна протестантов двинулась к мэрии, в то время как колонна машин направилась к аэропорту столицы Приморья, чтобы перекрыть там взлетно-посадочную полосу. Милиции пришлось срочно выстраивать эшелонированную оборону, дабы не парализовать еще и авиасообщение. Пытаясь снять накал страстей, мэр Владивостока Игорь Пушкарев вышел к манифестантам и заверил их, что «все требования услышаны». Первый вице-губернатор Приморского края Александр Костенко и г-н Пушкарев даже специально обратились к автомобилистам с просьбой прекратить акцию протеста. «Вы свою задачу выполнили, позвольте же теперь Владивостоку жить нормально. Я готов лично приложить все усилия, чтобы все ваши требования дошли до руководства страны», -- заявил градоначальник. Как утверждают руководители Владивостока и Приморья, уже сегодня депутаты краевой Думы намерены принять обращение по поводу повышения пошлин и отправить его коллегам в Москву, на Охотный ряд.

Из-за разницы во времени между востоком и западом страны в Калининграде, где тоже значительная часть предпринимателей имеет интересы в автобизнесе, пикеты начались уже после того, как стало известно о том, что во Владивостоке протестующие отважились на несанкционированные действия.

Здесь, в самом западном регионе страны, масштаб и накал протеста был слабее, однако пикетом дело не ограничилось -- автомобилисты перекрыли две из трех полос на Московском проспекте. «Одну полосу движения мы закрывать не стали, так как простые люди не несут ответственности за действия правительства», -- заявил Интерфаксу один из организаторов акции Константин Дорошенок. Решение правительства о повышении таможенных пошлин на иномарки в Калининграде считают антинародным, пояснил он.

«Экономические интересы автомобильного сообщества затронуты очень серьезно», -- заметил лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. Причем, подчеркивает правозащитник, это сообщество явно нельзя назвать маргинальным: по его словам, на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири очень большой процент экономически активного населения -- в ряде регионов до 60% -- так или иначе связан с бизнесом по поставкам подержанных иномарок из Японии. «Политика, которую проводит правительство, совершенно сознательная, несмотря на все протесты, решение о повышении пошлин было принято. Пока лозунги, выдвигаемые протестующими автовладельцами, носят экономический характер, но когда власти явно наступают на серьезные интересы активной категории граждан, то у этих граждан просыпается и политическое сознание», -- отмечает г-н Похмелкин.

Судя по плакатам во Владивостоке, с которыми вышли вчера протестующие на улицы города, «будильник» для пробуждения политического сознания уже сработал, и его проявления едва ли понравятся руководителям партии власти. Среди обезличенных обращений к «власти», от которой требовали то показать пример и пересесть на «Калины», то ослабить административный нажим на экономику, выделялись плакаты с перечеркнутым медведем -- символом «Единой России». «Автомобилисты начинают понимать: если вы на выборах ведете себя, мягко говоря, пассивно, то мало что изменится, -- уверен Виктор Похмелкин. -- Возникают вопросы к правительству, к тому, кто стоит во главе правительства, и к партии, имеющей большинство в Госдуме, -- почему принимаются такие решения».

Раздел: 
Публикации
автор:
Сергей САХАРКОВ

Новости партнеров: