ПРЕДЕЛ ПРОЧНОСТИ. Как долго сможет сопротивляться дагестанская милиция?

30/10/2008 - 12:55
Читать u-f.ru на

Дагестанская милиция сегодня спасает общество от вакханалии хаоса, преступности и террора. Спасает ценою жизни сотен своих сотрудников. Простые дагестанцы понимают это и благодарны милиции. Но при этом правоохранительные органы постоянно подвергается политическому давлению «сверху». Как долго сможет дагестанская милиция сопротивляться этому двойному давлению?
«Заказ» сверху
Нет в Дагестане другой столь же трудной и опасной профессии, как профессия милиционера. Сегодня наша милиция несет тяжелые потери в необъявленной войне с террористическим подпольем. Ежегодно гибнут десятки сотрудников МВД Дагестана, и никто не может сказать, когда прекратится рост смертей.
Вполне вероятно, что существует связь между непрерывными нападениями на сотрудников правоохранительных органов и той вольготностью, которую чувствуют криминальные группировки и крупные коррупционеры. Возможно, кто-то находящийся во власти, сознательно поддерживает эту «охоту» на милицию, чтобы правоохранительные органы «не отвлекались» на борьбу с бесчисленными экономическими преступлениями. К примеру, в 2005 году, когда началась эта «охота», в республике на 21,7 % выросло количество преступлений, а раскрываемость преступлений тут же существенно снизилась.
Такой заговор исключать нельзя. Дело Ходорковского и раздел «Юкоса» усилили страх российской «элиты» перед возможным расследованием преступлений в области экономики. И если раньше разные «правозащитные» организации, которые нагнетали через СМИ истерию антимилицейских настроений, поддерживали в основном иностранные фонды, то сегодня их финансируют многие крупнейшие российские предприниматели.
Части нынешней «элиты» свойственен глубоко въевшийся в подкорки мозга страх перед возможным расследованием многочисленных совершенных преступлений, страх перед милицией. На деньги бизнеса всё общество искусственно заряжается недоверием и страхом перед «ментами».
В печально-памятном нам 2005 году центр Юрия Левады по заказу фонда «Общественный вердикт» провел беспрецедентное исследование, результаты которого продемонстрировали чрезвычайно невысокий авторитет правоохранительных органов. По данным опроса, такие профессии, как милиционер, работник ГИБДД, налоговый инспектор, к числу престижных причисляли только 1,2 % жителей России, а к числу доходных — 2,1 %. И только 2,5 % видели для себя лично приемлемой профессию милиционера или сотрудника органов госбезопасности. В то же время подавляющее большинство жителей России (81 %) боялось своей незащищенности перед возможным произволом правоохранительных органов.
Этот страх искусственный, он не пропорционален реальной опасности. Массированная пропаганда «ментовского беспредела» уже сделала свое дело. И, заметим, это в стране, где каждый год почти 100 тысяч человек погибает от убийств, отравлений «паленым спиртом» или аварий на дорогах!.. Иными словами, в стране, где очень нужно навести порядок; где граждане страдают не от «произвола», а от бесправности и слабости милиции. По психологической природе чувство страха – результат мышления и воображения, что умело используется для нагнетания страстей.
Сегодня в России существует целая индустрия нагнетания страха перед милицией и правоохранительными органами, со своими инструментами, как то: различные фонды, общественные и правозащитные организации, демократические партии, СМИ…
Беззащитная милиция
Дагестанская милиция несет службу в условиях, близких к экстремальным. Низкая зарплата, многочасовые ежесуточные переработки, оплачиваемые лишь частично, высокие риски, низкая престижность профессии… Словно в насмешку над их тяжелым трудом, сегодня рядовые милиционеры крайне беззащитны перед произволом власть имущих. К примеру, сегодня «золотая молодежь» может безнаказанно избить рядовых сотрудников милиции. Такое уже было – в конце прошлого года в Махачкале несколько сотрудников ППСМ-1 были избиты. Тем более что среди золотой молодежи очень часто – работники прокуратуры, судейские и прочих силовых ведомств. В этом году в Махачкалинском аэропорту «крутыми» снова был жестоко избит милиционер.
У дагестанской милиции уже был свой «броненосец Потемкин», когда милиционеры, утратив веру в правильность политики, веру в руководство, вышли митинговать. Это принципиально новое явление, которое должно многих заставить задуматься. Завтра наша милиция, которая хронически страдает от недостаточной оплаты за тяжелый и опасный труд, от недостатка уважения к себе может сказать «Хватит!». Так было, например, в 2007 году, когда митинговал личный состав 2-го полка патрульно-постовой службы УВД Махачкалы. Милиционеры требовали оплаты сверхурочной службы, своевременной выплаты денежных пособий и предъявляли претензии к кадровой политике.
Теперь, вдобавок ко всем традиционным проблемам милиции, на ее сотрудников развернулась настоящая «охота» со стороны боевиков. Действия, казалось бы, разгромленных в 1999 году боевиков активизировались еще в 2002 году, когда произошло несколько крупных терактов против сотрудников МВД, ОМОНа, Внутренних войск. В 2004 было убито 28 милиционеров. В самом тяжелом, 2005-м, году было убито уже 72 милиционера и солдата, около 120 ранено. В Дагестан даже были введены дополнительные войска МВД. В тот год убит и заместитель министра внутренних дел Магомед Омаров. 2006-й стал годом относительного «затишья». Тогда погибли 38 милиционеров и солдат, но было уничтожено более 100 экстремистов. В 2007 году убито 47, ранено – 89. Десятки сотрудников погибли и были ранены в текущем году.
Предел прочности
Ни одна война не заканчивается полным истреблением противника. Проигрывает обычно тот, у кого нервы послабее, кто не может выдержать длительное напряжение конфликта. Чтобы одолеть противника, надо разбить его и духовно, сломить волю к сопротивлению. Победа – чаще всего не столько физический, сколько морально-психологический факт.
Но милиция – это совсем не армия, где есть жесткая дисциплина, где солдат боится мнения товарищей и своего командира больше, чем вражеской пули… Это почти «обыкновенная» работа. По субъективным качествам полицейский всегда слабее террориста, ибо надеется не умереть, в то время как последний ищет смерти. За зарплату и раннюю пенсию можно работать, но ради этого никто не захочет умирать. По этой причине даже многочисленная – более 20 тысяч – дагестанская милиция с большим трудом противостоит «лесным»…
Кроме того, и милиция, и армия очень сильно зависимы от политической оценки их действий, от мнения общества об их деятельности. Сегодня милиции нужна поддержка общества, но вместо этого мы видим дальнейшее нагнетание анти-милицейской истерии.
В новейшей истории Дагестана были три момента, когда, казалось, способность МВД к сопротивлению уже сломлена, когда порядок нарушится и наступят вакханалия и хаос. Так было в начале 1990-х, когда митингующие брали здание Верховного Совета, а кадровые сотрудники КГБ и МВД увольнялись десятками. Так было в 1998 году, когда толпа бесчинствовала в здании Госсовета, выгоняя и оскорбляя охрану, а весь личный состав МВД в растерянности и сомнении ждал развития событий. И, наконец, события 2004–2005 годов, когда многие сотрудники уволились из-за резкой активизации террористического подполья. Вряд ли и сейчас мы далеки от того, чтобы вновь началось массовое увольнение сотрудников МВД, а деятельность этого ведомства была парализована. Что удерживает милицию от паники, от отчаянья, от массовой подачи заявлений?
Прежде всего – дисциплина, которую удалось навести в многочисленном милицейском корпусе нынешнему министру Адильгирею Магомедтагирову. Он и сейчас – краеугольный камень стабильности ситуации в Дагестане. Он сумел навести порядок в милиции на пике кризиса, в 1998 году, когда население почти тотально ненавидело власть. Он возглавил борьбу с НВФ в 1999-м; он же сдержал панику в милиции 2005 году. Сегодня «демократическая общественность» ругает министра – за коррупцию в МВД, за «темную» нефть и сопровождаемые «караваны», за то, что он «выдвиженец» М. Магомедова, за незаконные методы задержания и допросов, за…
Но всё это лишь милая либеральная игра – нужнее всего он именно тем, кто его критикует. Нет в мире демократии, не охраняемой тиранией. По странному стечению судьбы именно Магомедтагиров сдерживает милицию, а значит – обеспечивает стабильность. Не будь его, возможно, сказочный мирок коррупционеров, где из воздуха плетутся миллиарды, давно бы рухнул под напором экстремистов.
Это понимают и экстремисты, и потому сегодня он – второй из руководителей по числу совершенных на него покушений. Думаю, не будь Магомедтагирова, МВД окончательно бы развалилось и стало совсем слабой, рыхлой и недееспособной организацией.
Симпатии простых людей – на стороне милиции
Несмотря на массированную антимилицейскую пропаганду, всё же подавляющее большинство простых граждан не представляют себе жизнь без милиции. Люди благодарны ей за тяжелую и рискованную работу; сочувствуют ее потерям и непростому труду. Сотни сотрудников милиции, отдавшие жизнь в боях с преступностью, заслужили искреннюю признательность всех простых дагестанцев. Беда лишь в том, что в этом вопросе, как и во всех иных, мнение простых людей никто не спрашивает. Такова уж наша демократия.

Автор: Сергей САХАРКОВ