Умер Муслим Магомаев

27/10/2008 - 13:06
Читать u-f.ru на

В субботу в Москве скончался Муслим Магометович Магомаев. Легендарный певец страдал ишемической болезнью сердца и атеросклерозом сосудов. В июле в третий раз попал в больницу. Но в больницах Магомаев предпочитал не задерживаться, лечился амбулаторно. К состоянию своего здоровья относился с оптимизмом...

Певец, автор песен и прирожденный артист Муслим Магомаев появился на свет 17 августа 1942 года в Баку. Почти все в его семье -- профессиональные музыканты. В три года Муслим подбирал мелодии на фортепиано. В пять сочинил песню. О том, кем быть в жизни, никогда не думал -- конечно, музыкантом. Наверно, он мог бы стать не только певцом, но и драматическим актером, композитором, пианистом. Тот самый талантливый человек, который «талантлив во всем».

Успешно выступая и за границей, в Советском Союзе 1960--1970-х годов Магомаев добился какой-то совершенно ненормальной славы. Поклонение Магомаеву -- истерия, распространявшаяся как эпидемия. По всему Советскому Союзу. Он был, как сейчас бы сказали, секс-символом. Мамы нынешних тридцатилетних влюблялись в Магомаева. На концерты невозможно было прорваться. Все в нем нравилось слушателям: и как поет, и как выглядит, и как себя ведет, и что поет. Идеальный артист и идеальный джентльмен. И все же применительно к Магомаеву выражение «секс-символ» оказывается поверхностным и неточным.

В том, что на его концертах был биток, для нас, сегодняшних меломанов, нет ничего необычного: почти любая более или менее хорошая группа, певица или певец собирают стадион. Ходим, фанатеем, получаем массу приятных впечатлений. Восхищаемся шоу, имиджем, атмосферой, «пофигизмом» и тем, «какие они вообще все сумасшедшие». Но на концерты Магомаева прорывались именно для того, чтобы музыку послушать.

Это была та редкая советская эстрада, которую не стыдно и не скучно слушать самому отъявленному рок-фану и западнику. Потому что, если вдуматься, это и не «эстрада», и не «советская», а настоящее искусство. Магомаев -- истинный феномен, легко сломавший многие стереотипы массовой культуры. Яркий восточный мужчина, как сейчас сказали бы -- «интеллигентный мачо», но как это все грубо, грубо... Азербайджанец по происхождению, соединил в своем творчестве Восток, Запад, Европу и Союз, рок-н-ролл и классику. Это можно было бы назвать модным термином world music, если бы такой термин существовал тогда. Не странно, что первый успех Магомаев снискал на Западе, на VIII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки. От СССР в финскую столицу прибыла большая делегация, оркестр радио и телевидения Азербайджана под управлением Тофика Ахмедова, а Магомаев был единственным солистом. В 1964 году Магомаеву повезло попасть на стажировку в миланский Ла Скала.

С большим успехом Магомаев выступал в опере. Никто не исполнял партию Фигаро Моцарта с таким артистизмом, как он. Но он выбрал не классику, а так называемую легкую музыку, песенный жанр, что дало повод недалеким эстетам и пуристам сокрушаться: ах, ну как же, с таким-то голосом -- и песни петь... Их совершенно не волновало, что и песни-то в основном чудо как хороши и разнообразны, и поет их Магомаев, искренне наслаждаясь и совсем не щадя голосовые связки. В конце концов что осталось от Магомаева? Помимо легенды -- куча отличных записей, по которым можно представить себе, что вообще это такое -- «песня двадцатого века». В его репертуаре сочеталось несочетаемое: песни советских композиторов (бессмертные хиты от Арно Бабаджаняна, Александры Пахмутовой и Оскара Фельцмана), оперные арии, неаполитанские песни, даже рок. Он первым на советской большой сцене исполнил песню The Beatles. Это была Yesterday, авторов которой конферансье Анна Чехова объявила смешно: «Леннон--Маккартни». Сделай он только это -- уже заслужил бы памятник. А это -- только небольшой эпизод в его грандиозной истории. А вот свою знаменитую «Свадьбу» (шутили, что, исполняй Магомаев только ее и только на свадьбах, уже неплохо жил бы) певец недолюбливал, о чем признался пару лет назад в телеинтервью.

Прощание с народным артистом СССР Муслимом Магомаевым пройдет 28 октября в Концертном зале имени Чайковского.

Автор: Сергей САХАРКОВ