ТАК БУДЕТ ЧЕСТНЕЕ!..В ходе административной реформы количество чиновников в России резко возросло .

23/10/2008 - 08:56
Читать u-f.ru на

В ходе административной реформы количество чиновников в России резко возросло, а их полномочия – резко уменьшились. В итоге на потребительском рынке, в строительстве и сельском хозяйстве для злоупотреблений открылись такие пугающие перспективы, что лучше уж совсем ликвидировать то, что осталось от надзорных органов. Так будет честнее. Ведь наши люди всё еще надеются, что государство не допустит, чтобы в магазинах продавались опасные для здоровья продукты. А так, по крайней мере, наши граждане перестанут надеяться на государство и будут серьезнее думать, прежде чем покупать разную дрянь.
«Братская могила»
В частном доме напротив нашей многоэтажки расположился нелегальный рыбокоптильный цех. Когда-то Дагестан был одним из крупнейших центров рыбоперерабатывающей промышленности в России. Официально сегодня рыбная промышленность находится в глубоком кризисе, зато в десятках частных домов Махачкалы работают такие вот мини-цеха. Самая известная их продукция – коробки копченой кильки, в простонародье известные как «братская могила».
Этот цех всегда «держал круговую оборону». Рано утром сюда приходит хозяйка, открывает дверь, и работники – около двух десятков живущих по соседству женщин – скрываются за двухметровым забором. Затем бронированная дверь наглухо закрывается – до позднего вечера.
Этот цех – отражение всего дагестанского бизнеса. Десятки тысяч малых предприятий работают по всей республике, выпускают самую разную продукцию, но никогда не впускают проверяющих «с улицы».
Когда-то я побывал на одной из показательных проверок, устроенной территориальным органом Роспотребнадзора. Рыбокоптильный цех расположился в одной из пустынных цехов огромного радиолампового завода в самом центре Махачкалы. Чиновник Роспотребнадзора ходила и показывала журналистам совершенно вопиющие нарушения – вроде хранения рядом запасов хлора и рыбы. Я добросовестно написал репортаж и принес в газету. Но редактор предложил – давай попридержим материал, подождем, какие к нарушителям будут приняты меры, чем всё это закончится... Статья так никогда и не вышла, а цех на радиоламповом так же и работает. Разве что научились запирать двери, чтобы не впускать непрошенных гостей.
Бывший президент России Владимир Путин и нынешний – Дмитрий Медведев совершенно верно отмечают, что избыточность чиновников, постоянные проверки мешают развитию бизнеса и ведут к постоянным поборам. Но у этой медали есть две стороны. Поборы проверяющих ПОЧТИ ВСЕГДА – следствие многочисленных нарушений со стороны бизнеса. Предприниматели склонны снижать издержки производства путем экономии на качестве продукции и взятки дают лишь в тех случаях, когда действительно виноваты. Попробуйте-ка отобрать что-то у предпринимателя, если он ни в чем не виновен! Не на таких напали!.. Российские бизнесмены закалены в «лихие девяностые». Их пугали, избивали, убивали... Нет, они если и дадут что-то, то только если проверка найдет что-то из ряда вон... Это «из ряда вон» есть почти всегда.
Очередной «Первый этап»
В 2003–2005 годах система управления в России испытала очередную встряску. Официально это называется «Первый этап реализации административной реформы». Административная реформа была введена в действие указом Президента РФ от 23 июля 2003 № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003–2004 годах». В этом Указе были сформулированы следующие пять главных задач административной реформы:
1) ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;
2) исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти;
3) развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики;
4) организационное разделение функций регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам;
5) завершение процесса разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, оптимизация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
В целом реформы завершились провалом. Число чиновников, объемы их полномочий, число ведомств не только не уменьшилось – оно возросло. Так, если до реформы федеральных органов исполнительной власти было 58, то после реорганизации их число увеличилось до 84-х. Число чиновников в России резко (почти на треть) возросло.
Но хуже всего то, что вследствие таких реформ резко снизилась управляемость народным хозяйством. Это мнение многих российских экспертов, которое не отвергается даже разработчиками проекта реформы. В ходе реформы были урезаны функции десятков различных ведомств, связанных с контролем и надзором, в частности Минсельхоза, Госстандарта, Госторгинспекции, Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, МВД, МЧС, Госкомстатата, Министерства образования и ряда других федеральных ведомств. Некоторые ведомства, такие, как Госторгинспекция или Росхлебинспекция, вообще были упразднены.
Увы, пока не приходится ждать от этой реформы чего-то хорошего. Административная реформа – вообще предприятие рискованное и с неизвестным финалом. Как сказал Сергей Кара-Мурза: «Переделка государственных структур без цели и без идеологии в лучшем случае может быть лишь дорогостоящей имитацией реформы. Ведь система управления государством — колоссальная и сложная машина, которая складывается исторически. Машина эта изучена довольно плохо, всякая ее перестройка сопряжена с большими издержками и риском сломать что-то важное. На такую перестройку власть должна решаться только в том случае, если она вызвана действительно крайней необходимостью...»
«Кастрированные» ведомства лучше ликвидировать вообще
В 1945 году, после оккупации Японии, американскими войсками возле города Хиросимы, подвергшегося ядерной бомбардировке, был развернут странный госпиталь. Американские военные медики охотно принимали людей, болеющих тяжелыми формами лучевой болезни, выслушивали их, осматривали, исследовали на самом совершенном оборудовании, фотографировали, записывали на аудио- и видеопленку. Кивали, улыбались, говорили «о’кей» и угощали кока-колой. Но – никому не давали никаких советов, рецептов или таблеток, ничем не помогали. Даже не мешали умирать тяжелобольным, которых снимали кинокамерами. Напротив, охотно собирали на улицах трупы людей и животных, умерших от радиации. Военные медики НАБЛЮДАЛИ и ИЗУЧАЛИ последствия радиоактивного облучения.
Меня лично очень сильно смущает складывающаяся в результате административной реформы система государственных надзорных органов, их полномочия и функции. Они всё меньше вмешиваются в происходящие в республике процессы и всё больше НАБЛЮДАЮТ. Улицы застраиваются домами, которые вряд ли выдержат даже небольшие подземные толчки. МЧС Дагестана уже заявляет, что в случае землетрясения в новостройках Махачкалы погибнет до 10 тысяч человек.
Наши магазины забиты продуктами, содержащими генетически модифицированные ингредиенты и химические наполнители. Наши фермеры, производители высококачественных товаров (мяса, молока, соков, овощей) проигрывают рыночную конкуренцию тем, кто пичкает народ химией. Сотни тысяч наших людей ежедневно, при каждом приеме пищи, теряют что-то от своего здоровья и даже не знают об этом. А наши надзорные органы молчат. И НАБЛЮДАЮТ.
Административная реформа в стране мотивировалась желанием помочь товаропроизводителям, избавить их от «тяжкого бремени» многочисленных проверяющих органов. Не знаю, удалось ли добиться этой цели. Но совершенно очевидно – сегодня рядовой потребитель, то есть каждый из нас, совершенно беззащитен перед лицом предпринимателя. Сегодня есть масса лазеек, позволяющих использовать при производстве, к примеру, продуктов питания самые различные химикаты – и не информировать потребителя. Если одномоментно не умрет сразу много людей, то это пройдет безнаказанно.
Надзорные органы действуют в интересах государства – собирают некую статистику, готовят некие доклады, участвуют в проведении «государственной политики» – например, запрете минералки и вин из Грузии и Молдавии. Они, конечно, могут вмешаться и прекратить какое-нибудь конкретное вопиющее безобразие. Но это не является «контрольным вопросом» – то есть не за это они получают зарплату, не это является их основной работой. Если бы американский военный медик вдруг сжалился над японским ребенком и дал бы ему аспирин, его бы не уволили (как не уволили бы и за обратное). Но вот если бы он перестал ИЗУЧАТЬ и писать отчеты, а начал ходить по Хиросиме и раздавать умирающим лекарства, то, пожалуй, попал бы под трибунал.
Я думаю, что следующим шагом административной реформы должно стать полное упразднение надзорных органов, которые уже ни на что не влияют. Зато сегодня для нашей республики было бы крайне пол

Автор: Сергей САХАРКОВ