Торжество бюрократии... Что год грядущий нам готовит?

07/10/2008 - 16:41
Читать u-f.ru на

1 января 2009 года в России наступит не только Новый год, но и – во многом – Новая эра. Во-первых, завершится «переходный период» реформы местного самоуправления, и муниципалитеты во всех регионах обязаны будут либо эффективно выживать, либо «сдаваться» на милость более сильным соседям. Во-вторых, именно эта дата имеет реальные шансы «столкнуть лбами» бюджетников федерального и регионального подчинения. Что грядет???
Бюджетник бюджетнику – рознь
Федеральный центр очень лихо отрапортовал, что с 1 января 2009 года размер минимальной оплаты труда бюджетников будет повышен с 2660 рублей до 4330 рублей. Скачок – качественный. Но он оставляет весьма двоякое впечатление. Повышение зарплат учителям и медикам – это замечательно и давно назрело. Правда, речь идет исключительно о работниках бюджетных организаций федерального подчинения.
Что же касается региональных и муниципальных садиков, школ, поликлиник, больниц и т.д., то их, по логике федеральных чиновников, это может не волновать. Еще в августе руководитель российского Минфина Алексей Кудрин в одном из своих выступлений четко сказал: «Не гонитесь за нами, денег на всех всё равно не хватит. Мы, в правительстве, обращаемся к регионам: необязательно, не нужно повторять такое повышение. Если все регионы повысят фонд оплаты труда региональных бюджетников на 30 %, им потребуется не 150 млрд рублей, а 500 млрд рублей. Это не только ограничит инвестиционные расходы регионов, но и приведёт к тому, что многие из них обратятся за поддержкой в федеральный бюджет. В этом случае федеральному бюджету придется выделить еще 100–150 млрд рублей на дотации регионам. Таких денег у нас нет».
Некоторые регионы «не послушались» господина Кудрина и решили уравнять в правах и доходах «собственных» бюджетников с федеральными. Например, Ростовской области в 2009 году это решение обойдется в 1/10 всех собственных потенциальных доходов бюджета – 10 млрд рублей. И это притом, что регион – далеко не самый бедный в стране и в ЮФО, кроме того, из всех собранных на территории области налогов только чуть более 30 % уходит в федеральную казну, а около 70 % – остается на территории.
Теперь посмотрим – чисто гипотетически – на любой регион, где собственные финансовые возможности не позволят провести повышение зарплаты бюджетникам. В соседних школах и больницах совершенно одинаковые по уровню и квалификации специалисты будут получать совершенно разные деньги за один и тот же труд. В среднем разница составит те самые 30 %. Для бюджетника это – очень солидная надбавка. И подумал ли господин Кудрин о том, не начнется ли в таких регионах массовый «исход» бюджетников из образовательных и медицинских учреждений регионального подчинения в федеральные?
Как показывает практика, уйдут самые лучшие, самые подготовленные. И получится «идеальная» картинка: в школе (поликлинике, больнице) федерального подчинения на каждую вакансию – бешеный конкурс, масса желающих и возможность взять на работу самых достойных; соответственно, уровень предоставляемых населению услуг – высокий. Отсюда – очереди, отсюда – коррупционная составляющая, расцветающая «махровым» цветом, несмотря на наши потуги ее победить. А в соседней региональной школе (поликлинике, больнице) обслуживается исключительно «беднота»… Если бы еще не «жилищная проблема», то трудовая миграция бюджетников могла бы принять глобальный межрегиональный характер: оттуда, где не платят, – туда, где повышение произошло…
Не всё, что сельское, то – хозяйство
На прошедшем в последних числах сентября заседании Законодательного собрания области донской минсельхозпрод представил интересную информацию о том, что в ходе проведения собственниками земельных долей работ по формированию земельных участков выявились новые проблемы, связанные с так называемыми невостребованными земельными долями, собственники которых не распорядились ими до настоящего времени. По решению суда земельные участки, выделенные в счет невостребованных земельных долей, должны перейти в собственность муниципальных образований.
Но в составе невостребованных долей выявились так называемые выморочные доли, на которые отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию. Выморочное имущество по закону наследуется Российской Федерацией, однако до настоящего времени порядок передачи законодательно не определен. По информации районов, в области насчитывается 3,5 тыс. выморочных земельных долей общей площадью 42,8 тыс. га. В связи с отсутствие законодательной базы эти земли не могут использоваться.
По этим проблемам минсельхозпрод направил свои предложения в Счетную палату РФ и Минсельхоз России о целесообразности внесения изменений в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначении» и часть III Гражданского кодекса, позволяющие применять к выморочным долям упрощенный порядок признания права государственной или муниципальной собственности. В январе 2008 года Госдума приняла такой законопроект – в первом чтении… А окончательно вопрос так и не был решен.
Такое «равнодушие» федерального законодателя к данному вопросу вдвойне удивительно любому, кто помнит, что с 1 января 2009 года муниципальные образования, включая сельские поселения, должны будут «кормить» себя абсолютно самостоятельно. Поэтому любой источник дохода для них теперь будет в буквальном смысле слова «на вес золота». А земли, которые нельзя использовать, – настоящий «чемодан без ручки». Если почти 43 тысячи гектаров никак нельзя официально использовать, эти земли либо будут «порастать бурьяном», не принося бюджету никакого дохода, либо муниципалитеты получат полное право «закрывать глаза» на их не слишком законное использование. И так – во всех регионах России. Вот вам и еще одна «коррупционная составляющая».
Печально я гляжу…
В одном из недавних интервью председатель Комитета Госдумы РФ по делам федерации и региональной политике Виктор Усачев сказал любопытную вещь: «Ключевыми вопросами реформы местного самоуправления являются эффективное управление финансовыми ресурсами местных бюджетов и сбалансированность их расходных и доходных полномочий. Все этапы реформирования местного самоуправления сопровождались внесениями изменений в бюджетное и налоговое законодательство, в расходные и доходные полномочия муниципалитетов. Тем не менее, принятые меры не позволили достичь самостоятельности местных бюджетов. Доходы, закрепленные сегодня за местным уровнем, не в состоянии наполнить местные бюджеты. Нельзя не отметить, что, по последней оценке Счетной палаты Российской Федерации, только 2,5 % муниципальных образований могут обеспечить свои расходные бюджетные обязательства полностью за счет собственных налоговых и неналоговых доходов».
Причины этого, на наш взгляд, – в удивительной «несбалансированности» многих принимаемых на федеральном уровне решений, их «половинчатости» и определенных «двойных стандартах». Это касается и вопросов введения в полную силу действия Градостроительного кодекса РФ с 1 января 2010 года, в связи с чем территории, не имеющие необходимой градостроительной документации, не смогут ничего построить на собственных землях. А на создание этой документации не было дано ни копейки. И тех же сельхозземель, той же «дачной амнистии», проблемы поддержки малого и среднего бизнеса, ДЛО, тех же бюджетников…
На самом деле разговор о муниципальной реформе, «переходный период» которой завершается на бумаге через три месяца, – очень долгий. И ко всем этим темам «ЮФ» в ближайшее время вернется. Не говоря уже о таком злободневном вопросе, как «власть на местах» – ведь в ближайшие выходные по России прокатится широкой волной очередной «единый день выборов». И его результаты также дадут богатую пищу для размышлений.

Автор: Сергей САХАРКОВ