Париж снова покорен Большим

14/01/2008 - 10:23
Читать u-f.ru на

Ямаха" выдержит", - сказал Лавровский, размял пресс и приступил к репетиции. Ему 65, он передает свой бесценный опыт в Большом театре, где собирал аншлаги. Лауреат Ленинской премии, высшей в советские времена. Театр Опера-Гарнье, или, как говорят у нас, "Гранд-Опера", зал Петипа. Здесь все репетиционные помещения носят имена "великих". Сейчас класс у танцовщиков Большого Театра.

"Мы не должны высоко прыгать. Мы должны высоко взлетать по своим чувствам, по своим эмоциям и, конечно, физически. Для оправдания тех эмоций, которые ставит хореограф, а до него поставил либреттист, драматург или писатель", - подчеркнул педагог ГАБТа Михаил Лавровский.

Этажом ниже, в роскошном фойе с портретами этуалей Парижской оперы, разминкой руководит Николай Цискаридзе. Он боялся, что никогда не сможет заставить себя выйти на сцену Гранд-Опера, где четыре года назад получил травму, едва не стоившую жизнь. Врачи всерьез говорили тогда об ампутации ноги.

"Я так запросто вошел! Как будто ничего и не было. Для себя я внутренне решил, что все в порядке. И вот я здесь", - с улыбкой говорит ведущий солист ГАБТа Николай Цискаридзе.

Вид на Париж с крыши галереи Лафайет, которая в двух шагах от оперы, как раз напротив. Для Светланы Захаровой этот город - любимый. У нее с ним взаимная любовь, вначале казавшаяся невозможной. "Я так боялась", - признается она, - когда первый раз вышла на сцену, о которой мечтает каждая балерина, а некоторые даже и не мечтают". Теперь Светлану Захарову в Париже узнают в лицо.

"Помню, я шла по этой улице, а за мной бежал какой-то человек и спрашивал: "Вы госпожа Захарова?" На французском, естественно. Он не мог поверить, что я просто так иду рядом с ним по улице. Недавно он меня видел на сцене в каком-то красивом наряде, порхающую", - рассказала Захарова.

Танец наложниц в зале "Дягилев" доводит до совершенства Алексей Ратманский, главный по балету в Большом, "Хореограф года" по версии английских критиков. В Дании с ним даже контракт был заключен, которому он, правда, предпочел руководящую работу.
"Если артисты жалуются, что эта публика очень холодная - не верьте. Я думаю, что просто он чего-то не доделал", - отметил художественный руководитель балетной группы ГАБТа Алексей Ратманский.

Площадь перед зданием оперы - одно из самых популярных туристических мест в Париже. Студенческий оркестр на "бис" выдает зажигательную "Хаву Нагилу". Респектабельная публика невольно начинает пританцовывать, подходя к двери "Пале Гарнье". В Парижской опере идет "Корсар", которым Большой театр открывает гастроли.

Билетов нет уже месяца три. Даже на генеральной репетиции зал заполнен до самого потолка. Театр, рукоплескавший Лифарю, Нижинскому, Нуриеву, стал на время главой здешней балетной труппы и, кажется, покорен. "Ле Монд" так и написала - "Большой завоевывает Париж" - и выдала неожиданный комплимент Светлане Захаровой. Цискаридзе газета назвала "мрачным франтом" и "великолепным партнером". Триумфаторам газета "Фигаро" посвятила целый разворот.

"Надо рассчитывать темп жизни публики!" C такой претензией вышла "Ле Монд" на следующий день после открытия гастролей Большого театра в Париже. "Через четверть часа после начала "Корсара" разразились несвоевременные аплодисменты и крики "Браво!", приветствовавшие ошеломляющее выступление танцовщика Ивана Васильева" - подчеркивает газета. Гром аплодисментов пунктиром шел через весь спектакль. Иногда возникало ощущение, что это напрасная трата времени - так отбивать ладоши после каждого виртуозного пассажа. Когда знаешь, что балет длится три часа пятнадцать минут, надо рассчитывать темп жизни публики.

"Корсар" впервые был поставлен именно здесь Мариусом Ивановичем Петипа, полтора века назад. Но сейчас в репертуаре "Гранд-опера" такого грандиозного спектакля, по количеству сцен, декораций, костюмов, нет. Редкий спектакль, во всей красе показывающий кордебалет, лучший в мире. "Творящий чудеса", как написали на днях критики.

"Большой театр сейчас в такой невероятной форме, что не пригласить его было просто нельзя. В успехе мы не сомневались задолго до начала гастролей", - подчеркнула директор балета парижской Оперы Брижит Лефевр. Суперуспешное выступление в Лондоне два года подряд уверенность французов только укрепило. Они предоставили свой оркестр и свою, самую престижную, балетную сцену в мире.

В балетную Мекку, как давно принято называть Париж, Большой театр привез не только "Корсар", обреченный на успех роскошью и захватывающим сюжетом, но и "Пиковую даму", поставленную специально для Москвы французским хореографом Роланом Пети, а также одну из своих "визиток", "Спартак" Григоровича с Карлосом Акостой в главной партии. Этот кубинец прошлым летом поразил даже московскую публику, видевшую не одну версию знаменитого балета. Солисту лондонского Гранд-Опера, как уроженцу Кубы, близок революционный пафос Спартака, пошутил Ратманский. И был недалек, наверное, от истины. Эмоции Акосты и его энергия зашкаливали.

Своей русской версией "Пиковой дамой" Ролан Пети ужасно доволен. И Лунькиной, и Цискаридзе, и Лиепой. Всеми. "Мне не нужна была сгорбленная старуха, мне нужна была роковая женщина. Илзе Лиепа именно такой, роковой, и стала", - говорит хореограф Пети. "Бель-Бель-Бель" - говорит Пети о той, что станцевала Лизу в "Пиковой даме". Светлана Лунькина, ученица великой Максимовой, на этих гастролях выручила театр, станцевав, вместо заболевшей Марии Александровой, три подряд "Корсара".

Эти гастроли в Париже стали частью международной экспансии. Большой театр одновременно давал концерты и спектакли у себя, в Гранд-Опера и на сцене Ла Скала. .Директор Большого театра говорит уже о следующем сезоне, который Парижская опера решила начать нашим "Евгением Онегиным" в постановке Дмитрия Чернякова. Но эта история уже следующего специального репортажа.

Автор: Сергей САХАРКОВ