Органами прокуратуры Волгоградской области проверено исполнение законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов

24/09/2007 - 12:19
Читать u-f.ru на

Прокурорскими проверками вскрыты факты нарушения законности в деятельности органов власти, органов контроля (надзора), а также пользователей водных биоресурсов.
Ненадлежащим образом реализуются Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзор по Волгоградской области функции по осуществлению государственного контроля в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Существующие кадровые и материально-технические средства органов рыбоохраны не позволяют в полном объеме обеспечить оперативный контроль на водоемах.
Например, за государственным инспектором Еланского межрайонного отдела закреплен рыбохозяйственный участок, включающий в себя водные объекты рыбохозяйственного назначения в пределах административных границ Еланского, Руднянского, Киквидзенского, Жирновского районов (реки Бузулук, Медведица, Елань, Терса). Несмотря на большую площадь обслуживаемой территории за этим инспектором закреплено только одно техническое средство – автомобиль УАЗ-315122. Как следствие такого положения, данным инспектором за период времени с 1 января по 19 июня 2007 г. на территории Киквидзенского района не выявлено ни одного административного правонарушения либо преступления, связанного с незаконной добычей рыбы. Вместе с тем такие правонарушения в районе совершаются: сотрудниками Киквидзенского РОВД в тот же период времени выявлено 7 преступлений, связанных с незаконной добычей рыбы.
«Нулевые» показатели работы со стороны органов рыбоохраны в 1 полугодии 2007 г. имели место и в Жирновском районе, тогда как сотрудниками Жирновского РОВД в это период времени выявлено 10 преступлений, предусмотренных ст. 256 УК РФ (незаконная добыча водных животных и растений).
Очень слабо используются возможности взаимодействия с гражданами, общественными объедениями в решении вопросов охраны водных биоресурсов. Планы взаимодействия с заинтересованными ведомствами во многом носят декларативный характер, являются неполными либо в необходимом объеме не исполняются. Как результат, за 7 месяцев 2007 года с участием общественности рыбинспекторами вскрыто всего 25 нарушений рыбоохранного законодательства, тогда как за аналогичный период прошлого года – 1 191, что составляло почти треть всех выявленных нарушений.
Следствием подобной организации работы является существенное снижение результативности практически по всем основным показателям деятельности отделов рыбнадзора. В частности, за 7 месяцев 2007 г. специалистами рыбнадзора выявлено 1 959 нарушений рыбоохранного законодательства (7 мес. 2006 г. – 4 295), к административной ответственности привлечено 786 лиц (7 мес. 2006 г. – 3 125), взыскано штрафов на сумму 237,8 тыс.руб. (7 мес. 2006 г. – 921,1 тыс.руб.), предъявлено 111 исков на сумму 247,59 тыс.руб. о взыскании ущерба, причиненного водным биоресурсам (7 мес. 2006 г. – 302 на сумму 387,225 тыс.руб.).
Прокурорскими проверками также вскрыты факты грубых нарушений требований к охране и содержанию водных объектов, случаи засорения водных объектов и водоохранных полос водных объектов, которые напрямую создавали угрозу причинения ущерба водным биоресурсам.
Так, проведенной прокуратурой Иловлинского района и комитетом госэкоконтроля Волгоградской области проверкой в деятельности ООО «Олимпия» установлено, что организация осуществляет водозабор насосной станцией, расположенной на р.Тишанка при отсутствии акта обязательного обследования рыбозащитного устройства сотрудниками территориального органа Ростехнадзора, учет забираемой воды не осуществляет. По постановлению прокурора района на директора организации наложен административный штраф по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ.
Остались «незамеченными» сотрудниками Еланского межрайонного отдела факты распашки водоохраной зоны пруда Крутая лощина работниками сельхозпредприятия, а сотрудниками Суровикинского межрайонного отдела – факты захламления мусором водоохраной зоны в месте расположения рыболовецкого стана квотопользователя на территории Чернышковского района.
Распространенный характер носят нарушения госрыбинспекторами требований административного законодательства.
Органами прокуратуры выявлены многочисленные случаи привлечения к административной ответственности при отсутствии законных оснований, а также привлечения к административной ответственности лиц при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении. Зачастую рыбинспектора оформляют административные дела с отступлением от требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не извещают правонарушителей о дате рассмотрения административного протокола, не разъясняют им порядок и сроки обжалования постановлений и назначении наказания.
Все это взаимосвязано с выявленными прокуратурой нарушениями положений Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»: отдельные рыбинспектора не соответствуют квалификационным требованиям к занимаемых должностям по уровню профессионального образования.
Нередко нарушается действующее законодательство при реализации рыбы и рыбопродукции на рынках и в торговых учреждениях.
Например, прокуратурой Центрального района г.Волгограда в ходе совместной проверки с сотрудниками милиции выявлен факт торговли рыбой осетровых видов, не соответствующей требованиям ГОСТа и санитарных норм и правил на территории рынка «Центральный». По данному факту возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 238 УК РФ (производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности). В отношении 6 лиц осуществлявших на территории того же рынка торговлю рыбой без необходимых ветеринарно-санитарных документов возбуждены производства об административном правонарушении, предусмотренном ст. 10.8. КОАП РФ (нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных, правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства)
Нарушения санитарного и ветеринарного законодательства при торговле рыбой и рыбопродуктами выявлялись также прокурорами Еланского, Жирновского, Иловлинского, Быковского и других районов.
Управлением охотничьего и рыбного хозяйства администрации Волгоградской области, осуществляющим государственное управление в области охраны, воспроизводства, использования водных биологических ресурсов, а также охраны и воспроизводства среды их обитания, допускались нарушения федерального законодательства при размещении заказов на поставки товаров для государственных нужд.
Так, 15 июня 2007 г. управлением объявлен открытый конкурс на выполнение работ по выращиванию и выпуску рыбопосадочного материала с максимальной ценой контракта почти 5 млн. рублей. По результатам конкурса заключено 6 контрактов с победителями. Однако в нарушение требований Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в трех контрактах сторонам определены сроки, превышающие предложенные участниками конкурса в своих конкурсных заявках. Кроме того, в государственных контрактах предусматривались дополнительные условия по оплате работ, не оговоренные в конкурсной документации.
Имеют место факты издания органами местного самоуправления незаконных правовых актов, напрямую затрагивающих вопросы сохранности, воспроизводства, использования водных биоресурсов, рыболовства, а также охраны водных объектов.
Так, в мае 2007 г. главой Ленинского сельского поселения Николаевского муниципального района издано постановление, которым утверждены правила любительского рыболовства на водоемах, находящихся на территории сельского поселения. Однако в соответствии со ст. 16 ч.ч. 2, 3 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» рыболовство осуществляется в соответствии с правилами, регламентирующими добычу (вылов) водных биоресурсов. Типовые правила рыболовства и правила рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов. По протесту прокуратуры незаконный правовой акт отменен.
По протесту прокурора Николаевского района отменено изданное в апреле 2007 года постановление главы администрации муниципального района «Об утверждении мероприятий по усилению охраны нерестующих водных биологических ресурсов и спасению молоди рыб в водных объектах рыбохозяйственного значения», которое предусматривало противоправные запреты на движение моторных и маломерных судов на водоемах.
В Руднянском районе после вмешательства прокуратуры отменены постановления главы администрации Лопуховского сельского поселения, которыми гражданам в аренду для рыборазведения предоставлялись земельные участки сельскохозяйственного назначения, занимаемые водохозяйственными объектами. В данных случаях органом местного самоуправления были нарушены требования ст.ст.30, 34, 38 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 9 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ст.ст. 7, 9 Закона Волгоградской области «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области», поскольку земельные участки не были сформированы в установленном порядке, проекты границ земельных участков не изготовливались, решение о проведение торгов не принималось, сообщения о наличии предлагаемых для передачи в аренду земельных участков в средствах массовой информации не публиковались.
Всего по итогам проверки исполнения законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов горрайпрокурорами внесено 63 представления, принесено 10 протестов, объявлено 8 предостережений, возбуждено 26 дел об административных правонарушениях. Прокуратурой области внесены представления об устранении нарушений законности в адрес главы администрации Волгоградской области и руководителя Управления Россельхознадзора по Волгоградской области.

Автор: Сергей САХАРКОВ