Послужил Березовскому - пригодился Жириновскому

17/09/2007 - 15:40
Читать u-f.ru на

Бывший охранник беглого олигарха Андрей Луговой объяснил "Известиям", почему он будет избираться от либерал-демократов
Как привлечь на свою сторону избирателя? Рецепт давно известен: громким именем, ведь партийную программу, даже если она есть, все равно не каждый одолеет. Думская кампания-2007 может стать весьма своеобразной по части громких имен. Эра эстрадных звезд и знаменитых спортсменов, как выяснилось, позади - теперь политики привлекают к себе на помощь людей индивидуальной, штучной известности, не поддающейся ни обобщению, ни классификации.

Ярче всех, как водится, выступил лидер ЛДПР Владимир Жириновский. В минувшие выходные он заявил: вторым номером в федеральном партийном списке (после самого Жириновского, естественно) будет Андрей Луговой. Расчет понятен: для того чтобы объяснить, кто это, достаточно сказать "тот самый". А все остальные характеристики — бывший сотрудник спецслужб, предприниматель, человек, обвиняемый британским правосудием в причастности к убийству Александра Литвиненко, — всплывают в памяти сами собой.

— Да, я подтверждаю то, о чем сказал Владимир Вольфович, для меня это не стало неожиданностью, — заявил Луговой "Известиям". — Мой приход — это осознанный выбор, выбор обоюдный — и с моей стороны, и со стороны партии.

Все детали этого осознанного выбора Луговой пообещал прояснить сразу после съезда ЛДПР, который пройдет уже в понедельник. Его кандидатура, бесспорно, будет утверждена — иначе в "партии одного лидера" и быть не может.

По словам Жириновского, Луговой сам изъявил желание баллотироваться в Думу. Зачем это нужно новоявленному "второму номеру" ЛДПР? Самый очевидный ответ — депутатская неприкосновенность. Но от выдачи в Британию Луговой защищен не только Конституцией, а и весьма жесткой реакцией всех высокопоставленных лиц, включая путинское "мозги им надо поменять". А в том случае, если вдруг к Луговому возникнут серьезные претензии со стороны российского суда, неприкосновенность, как показывает опыт, решением нижней палаты может быть и снята. Скорее всего Луговому, уже ставшему мировой знаменитостью, действительно срочно понадобилась политическая трибуна. Для чего — станет ясно по ходу кампании.

Зачем это нужно ЛДПР? До сих пор Жириновский не позволял оказываться рядом с собой звездам более ярким, чем он сам. Даже Алексей Митрофанов, чей скандальный уход в "Справедливую Россию" сделал вакантным второе место в списке, был по степени своей известности и экстравагантности скорее копией партийного шефа, нежели его соперником. Луговой же своим шлейфом "полониевой истории" перебивает даже Жириновского. Но сейчас у ЛДПР положение сложнее, чем раньше, — партия, по данным различных исследований, находится на самой грани 7-процентного барьера, необходимого для прохождения в Госдуму. Громкое имя в такой ситуации — естественный выход. Но все-таки не всякое громкое имя: Луговой может как привлечь избирателей к ЛДПР, так и оттолкнуть их. Что более вероятно — просчитать пока невозможно.

Как ни странно, но в схожей с ЛДПР ситуации оказался и СПС — 19 сентября на заседании федерального политсовета правые намерены обсудить вопрос о включении в свои списки искалеченного в армии рядового Андрея Сычева. При этом в одном из недавних своих официальных заявлений сами правые и признавали, что, мол, негоже делать политику на человеческой трагедии. Однако политика из Сычева уже делают вовсю: как говорится в его "Живом журнале" (по убеждению многих, его ведет не сам солдат, а политтехнологи), в Думу рядовой идет только для того, чтобы "посмотреть в глаза генералам". Есть и еще один момент: Сычева, при всем сочувствии к нему, весьма сложно представить эффективным депутатом — до армии он едва успел получить среднее образование. Но принцип у правых пока получается примерно такой же, как и у ЛДПР, — "поднять имя на знамена", а там видно будет.

В предыдущие предвыборные сезоны партии привлекали на свою сторону звезд проверенных, вызывающих у избирателя легко прогнозируемую реакцию. Сейчас же даже красавице Алине Кабаевой нашлось место только в региональном — татарстанском — списке "Единой России", успех которого и без того обеспечивает фамилия Минтимера Шаймиева. Ставка этого сезона в подборе громких имен — игра ва-банк с непредсказуемым (во всяком случае, для ЛДПР и СПС) результатом.

Екатерина Григорьева, Владимир Демченко, «Известия»

Автор: Сергей САХАРКОВ