Выступление и.о. вице-губернатора Ставропольского края А.А. Воропаева об итогах проверки деятельности органов местного самоуправления города Ставрополя, 01.08.2007 (Часть 3)

06/08/2007 - 10:10
Читать u-f.ru на

Серьезные нарушения в освоении средств краевого бюджета установлены при организации закупок продукции и проведении работ для муниципальных нужд. За проверяемый период, с нарушениями действующего законодательства проведено открытых конкурсов и заключено муниципальных контрактов на общую сумму 104 млн. 280,8 тыс. рублей.
В ходе проведения встречных проверок установлены факты нецелевого использования средств краевого бюджета, выделенных администрации города на осуществление функций краевого центра.
Так, на выполнение работ по санитарной очистке центральной части города администрации Ленинского района г. Ставрополя (Хоменко Н.Н.) было выделено из средств краевого бюджета 7 млн. 266 тыс. рублей, которые были перечислены двум фирмам: ООО «ДЭУ – 2» и ООО «Ритм», учрежденным одним лицом - Мирошниковой Е.Н. При этом следует отметить, что указанные фирмы не имеют специализированной техники для выполнения уборочных работ и арендуют ее у третьих лиц.
Проверкой также установлено, что в нарушение требований статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации средства краевого бюджета в сумме 732,8 тыс. рублей администрацией Ленинского района г. Ставрополя были перечислены ООО «Ритм» на выполнение вышеназванного вида работ до заключения муниципального контракта, что противоречит требованиям действующего законодательства. Кроме того, указанное финансирование было произведено в декабре 2006 года за работы, выполненные в июле – августе того же года. В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации произведенные расходы относятся к нецелевым.
Помимо этого, администрацией Ленинского района г.Ставрополя данной фирме оплачены из средств краевого бюджета работы, не предусмотренные муниципальным контрактом от 12.09.2006 № 119/1 на общую сумму 152,5 тыс. рублей, что нарушает требования статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации и свидетельствует о нецелевом использовании средств краевого бюджета. При этом, в ходе встречных проверок указанных фирм (ООО «ДЭУ – 2» и ООО «Ритм») установлены факты приписок объемов выполненных работ и оплаты услуг без наличия документов, подтверждающих их оказание на общую сумму 2 млн. 576, 4 тыс. рублей.
Таким образом, по результатам встречных проверок только в этих фирмах установлено нецелевое использование средств краевого бюджета на общую сумму - 3 млн. 461,7 тыс. рублей.
Серьезные нарушения действующего законодательства установлены при расходовании средств краевого бюджета, выделенных на строительство спортивно-оздоровительного комплекса «Кожаный мяч».
Так, постановлением Главы города Ставрополя от 25.04.2005 № 1315 «О возложении функций заказчика-застройщика, строительного контроля по проектированию, реконструкции и строительству объектов капитального строительства на муниципальное унитарное предприятие города Ставрополя «Стройинвест» функции муниципального заказчика перешли от комитета градостроительства администрации города Ставрополя (Еличев В.А.) к муниципальному унитарному предприятию «Стройинвест» (директор Горло С.А.), которое на основании договора от 03.08.2006 №70 определило генеральным подрядчиком муниципальное хозрасчетное предприятие «Октябрьское» (директор Шершненко Н.Е.). В августе 2006 года генподрядчику был перечислен аванс в сумме 727,5 тыс. рублей из бюджетных средств, который он перевел субподрядной организации ОАО «Эстетик» (директор Волков Н.Е.) на основании договора от 29.08.2006 №18. Однако, проверкой установлено, что ОАО «Эстетик» фактически работы не выполняло и бюджетные средства в течение 11 месяцев находились в пользовании данной организации, при этом часть средств до настоящего времени не возвращена. Данный факт свидетельствует о скрытом кредитовании коммерческой структуры, неэффективности использования бюджетных средств в сумме 727,5 тыс. рублей, что является нарушением требований статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Помимо этого, в октябре 2006 года генподрядчик - муниципальное хозрасчетное предприятие «Октябрьское» заключило договор с другой субподрядной организацией - ООО фирма «Кредо» (директор Царукян А.А.), находящейся в Кочубеевском районе Ставропольского края. Финансирование указанной фирмы было начато в ноябре 2006 года и на момент проверки составило 2 млн. 146 тыс. рублей. Однако, как показала встречная проверка, произведенные объемы выполненных работ документально не подтверждаются, поскольку акты формы КС –2, КС –3 к проверке предоставлены не были. Более того, в нарушение требований Федерального закона «О бухгалтерском учете» произведенные затраты по данному объекту не сформированы. Данная ситуация явилась следствием отсутствия должного контроля со стороны муниципального заказчика муниципального унитарного предприятия «Стройинвест» (Горло С.А.), осуществлявшего технический надзор за ходом строительства этого объекта, которому за «оказание данных услуг» было перечислено 2 % от «выполненного объема землеустроительных работ», что составило 202 тыс. рублей.
Таким образом, в ходе встречной проверки установлено финансирование третьих фирм, без документального подтверждения, что ставит под сомнение целевое использование средств краевого бюджета в сумме 2 млн. 348 тыс. рублей.
Другим примером нецелевого использования средств краевого бюджета является исполнение договора от 20.12.2005 № 442/05 ООО «Гранстройсервис», согласно которому планировалось строительство спортивной площадки стоимостью 199 тыс. рублей и приобретение спортивного оборудования для площадки. Однако, вместо этого был поставлен забор длиной 435 метров, отгораживающий массив жилых домов от спортивного стадиона, принадлежащего муниципальному образовательному учреждению средней школе № 20. В результате нарушены требования статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, что повлекло нецелевое использование средств краевого бюджета в сумме 199 тыс. рублей.
Таким образом, в результате проверки целевого использования средств краевого бюджета, выделенных комитету городского хозяйства администрации города Ставрополя (Шишманиди К.А.) на осуществление функций краевого центра, установлены грубейшие нарушения действующего законодательства, повлекшие незаконное и нецелевое их использование на общую сумму - 72 млн. 45,7 тыс. рублей.
В ходе проверки использования администрацией города и ее структурными подразделениями средств краевого бюджета, выделенных на реализацию отдельных государственных полномочий Ставропольского края, также выявлены нарушения действующего законодательства в части их неэффективного использования на общую сумму 2 млн. 328,9 тыс. рублей.
Так, в государственном оздоровительном образовательном учреждении «Санаторный детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, №12» без наличия лицензии незаконно осуществлялась медицинская деятельность. В результате этого, сумма незаконных расходов на оплату труда медицинских работников данного учреждения составила 1 млн. 237,2 тыс. рублей. Кроме того, установлены отдельные факты незаконно выплаченных доплат в сумме 53,8 тыс. рублей.
Проверкой установлено, что, несмотря на распоряжение Правительства Ставропольского края от 24 августа 2005 г. № 439-рп «О мерах по заготовке продовольственного зерна для самообеспечения населения муниципальных районов и городских округов Ставропольского края», которым рекомендовано органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края организовать заготовку продовольственного зерна в целях предотвращения резкого повышения цен на хлеб, администрация города, в отличие от других муниципальных образований края, не принимает должных мер для решения данного вопроса, хотя и обладает наибольшим экономическим потенциалом, по сравнению с другими городами краевого значения.
Проведенный по материалам, представленным органами исполнительной власти Ставропольского края, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти анализ социально-экономического развития города за 2006 год и I квартал 2007 года показал, что и в других сферах деятельности города имеется целый ряд нерешенных проблем.
Так, администрацией города недостаточно принимается мер по обеспечению занятости населения города. В 2006 году - 7,4 тысяч человек в городе являлись безработными. В 1,5 раза увеличилось число инвалидов, испытывающих трудности в поиске работы, в 1,1 раза - лиц, уволенных с военной службы. В настоящее время 52,6 тыс. человек, проживающих в краевом центре, являются малоимущими.
Многие промышленные предприятия краевого центра не смогли существенно увеличить объемы выпуска продукции. В 2006 году на предприятиях пищевой промышленности города произошло снижение объемов производства. Так, производственные мощности ОАО «Консервный завод Ставропольский» по консервному производству используются на 30 %, по колбасному - на 7- 9 процентов. В то же время в город завозятся колбасные изделия из других регионов (Краснодарский край, Волгоградская область, города Москва, Ростов, Сочи и другие) по ценам не ниже ставропольских, но менее качественные.
Не приведен в полное соответствие с действующим законодательством Устав города Ставрополя. На публичных слушаниях, проведенных администрацией города 7 августа 2006 года по проекту изменений в Устав города Ставрополя, выступающие (Дьяченко И.Ф., Должиков И.В.) отмечали, что территориальное общественное самоуправление в городе фактически ликвидировано.
В ходе проведенной проверки установлено нарушение действующего законодательства Главой города Ставрополя Кузьминым Д.С. при назначении в апреле 2007 года на должность вице-мэра города Ставрополя Кобылкина С.Н.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Устава города Ставрополя, утвержденного решением Ставропольской городской Думы от 29.06.2005 №67 «Об Уставе города Ставрополя» (далее – Устав), определено, что «вице-мэр города Ставрополя является выборным должностным лицом местного самоуправления города Ставрополя, наделенным в соответствии с настоящим Уставом собственной компетенцией по решению вопросов местного значения». В пункте 2 статьи 47 Устава указано, что «в случае досрочного прекращения полномочий вице-мэра города Ставрополя досрочные выборы вице-мэра города Ставрополя не назначаются. Полномочия вице-мэра города Ставрополя, предусмотренные настоящим Уставом, переходят к Главе города Ставрополя».
Таким образом, Главой города Ставрополя Кузьминым Д.С. были нарушены положения Устава города и превышены свои полномочия при назначении Кобылкина С.Н. на должность вице-мэра города Ставрополя. В связи с этим, необходимо обратить внимание прокуратуры Ставропольского края на сложившуюся ситуацию и принять меры прокурорского реагирования, для установления размера и характера нарушения охраняемых законом интересов общества и государства, в том числе, и определения размера нанесенного ущерба бюджету города при выплате заработной платы вице-мэру города Ставрополя Кобылкину С.Н.
Значительное количество жалоб от жителей города, поступающих в адрес Губернатора Ставропольского края и Правительства Ставропольского края, и их анализ свидетельствуют о существенных недостатках в работе администрации города и муниципальных служб города с обращениями граждан. Горожане возмущены градостроительной политикой, проводимой администрацией краевого центра
Напомню, что в 2003 году было 33 подобных обращения, в 2004 году – 145, в 2005 году - уже 262. За прошедший 2006 год и I квартал 2007 года в Правительство Ставропольского края поступило уже 4765 обращений от жителей краевого центра.
Многие жители города не верят в возможность разрешения волнующих их вопросов на месте, обращаются за помощью к Президенту Российской Федерации. В 2006 году из Администрации Президента Российской Федерации направлено на рассмотрение в Правительство Ставропольского края 350 писем жителей города Ставрополя. Значительное количество жалоб поступает от граждан на «Телефон доверия Губернатора Ставропольского края». За анализируемый период этой формой связи с высшим должностным лицом края воспользовалось 2688 человек.
В целом результаты проверки деятельности органов местного самоуправления города Ставрополя показали, что администрацией города и ее структурными подразделениями не только не принято должных мер по устранению выявленных в ходе предыдущей проверки недостатков и нарушений, но и допущены многочисленные новые нарушения действующего законодательства.
Наибольшее количество нарушений выявлено в области градостроительства, землепользования, охраны окружающей среды, имущественных отношений и других сферах деятельности. Серьезные нарушения действующего законодательства выявлены при использовании средств краевого бюджета. Всего финансовых нарушений при исполнении доходной части бюджета и использовании средств краевого бюджета, выделенных на реализацию функций краевого центра и на исполнение переданных органам местного самоуправления города Ставрополя отдельных государственных полномочий Ставропольского края, установлено на общую сумму 966 млн. 202,9 тыс. рублей, из них: потери бюджета, связанные с недопоступлением арендной платы за землю и неэффективным использованием муниципального имущества составляют 759 млн. 600 тыс. рублей; незаконное и нецелевое использование - 72 млн. 45,7 тыс. рублей; неэффективное использование средств краевого бюджета и материальных ресурсов - 30 млн. 276,4 тыс. рублей; расходование средств краевого бюджета с нарушением проведения конкурсных процедур - 104 млн. 280,8 тыс. рублей.

Автор: Сергей САХАРКОВ